Физиотерапевтические процедуры

4.5.1. При дизартрии

При спастической форме дизартрии рекомендуются следующие методы лечения.

Синусоидальные модулированные токи

При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звуко-произносительной стороной.

Звукопроизношение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В.А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 минут, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно перед занятием с логопедом.

Индуктотерапия

Хороший эффект при спастической форме псевдобульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, крово- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК-1, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1, длительность процедур 8-10 минут, проводятся они ежедневно, при легкой степени спастичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 минут после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 месяцев.

При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спастической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), зевые, парафиновые или озокеритовые аппликации, электросон, электрофорез.

Электрофорез

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических мышц. В этих случаях назначают электрофорез (кальция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, прозерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 минут, курс лечения 10-15 процедур, ежедневно.

При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении мозгового кровообращения назначают электрофорез сосудорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, сульфат магния); электростимуляцию краевой ветви лицевого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.

С целью повышении эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии имени В.И. Сербского методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речевого аппарата. Данная методика эффективна и доступна и широким слоям населения [25].

Результаты динамического наблюдения показывают, Что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки у детей стабильно сохраняются, а это в свою очередь еще раз подтверждает необходимость использования ИЛГ (искусственной локальной гипотермии) в коррекционной работе с детьми, страдающими дизартрией.

Лобно-шейная методика наложения электродов

Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы аппарата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45—60 минут. Курс лечения составляет 10—12 сеансов.

После снятия электродов отмечается снижение мышечной напряженности. Анализ динамики клинической симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настроение, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дисфункцией, значительно уменьшаются утомляемость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются.

Таким образом, апробированная методика является весьма перспективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптоматикой, и немаловажно то, что ее можно широко применять не только в стационаре, но и в поликлинике. Помимо вышеназванных методик, к детям со спастической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик.

Индуктотермия

Индуктотермию (лечение переменным электромагнитным током высокой частоты) назначают в основном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц. Методика: используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1. При легкой степени речедвигательных нарушений применяется один этап лечения: продолжительность процедуры 8-10 минут, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.

Клинические наблюдения показывают, что положительная динамика остается достаточно стойкой в течение 2—3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии с необходимо проведение повторного курса через 3-4 месяца. Однако нужно заметить, что закреплению благоприятных сдвигов способствуют также проводимые после индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (через 30—60 минут).

Ультразвуковая терапия

Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастических параличах). Для лечения контрактур используется аппарат 1 ТП-1, 1 ТП-5, интенсивность слабая — 0,2-0,4 Вт/см2, режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 минут,] проводится через день или ежедневно, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого дефекта. Курс включает 8—10 процедур.

Электроанестезия

Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные результаты (снижение спастичности, уменьшение гиперкинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетической формой дизартрии.

Электроанестезия проводится по методике К.А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь [25].

Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используются аппараты АСМ-2, АСМ-3 и «Электросон»). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень медленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры.

Процедура проводится ежедневно в течение 25—30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в течение нескольких дней побочные эффекты исчезают. Другие осложнения не наблюдаются. Противопоказаниями для лечения являются массивные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность.

При слабовыраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 минут для каждой пары конечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продолжается до 20 минут на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды накладываются сразу на четыре конечности.

В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паретичной формой. Для этих детей характерны ослабление мышц, повышенная утомляемость, что приводит к их низкой двигательной активности, а, следовательно, и к нарушению звукопроизношения. Этим детям назначаются следующие физиотерапевтические процедуры:

1) электростимуляция мимических мышц с электрофорезом на лицо. Для электростимуляции используются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подбирается индивидуально, число сокращений составляет 8—24 в минуту, продолжительность 10-15 минут.

Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мышцах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учитываются противопоказания к использованию электростимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка);

2) детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультразвуковую терапию для стимуляции нервных волокон.

Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см2, режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см2, продолжительность одной процедуры от 3 до 5 минут. Курс лечения 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ванны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативные реакции (в частности уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность оральной мускулатуры, что в свою очередь сразу положительно отражается на качестве звукопроизношения.

При коррекции речи широко используется метод комплексного воздействия:

1) электрофорез прозерина 0,1% -ный раствор, ДДТ, ЛФК;

2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;

3) ультразвук, ЛФК, массаж;

4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.

ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально в зависимости от тяжести речевого дефекта. Используются с целью сохранения работоспособности пораженных мышц, стимуляции обмена, противодействия развитию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.

Таким образом, эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием.

4.5.2. При заикании

Опираясь на исследования отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Pay, Н.П. Тяпугин, М.Е. Хватцев, П.А. Власова, М.И. Панкин, B.C. Кочергина, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, B.C. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогический подход к преодолению заикания с целью устранения или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффективность медико-педагогических методик преодоления заикания.

Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетрадиционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения стойкости результатов.

Мезодиэнцифалъная модуляция

Детям, страдающим заиканием органического происхождения (вследствие различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатологами, психотерапевтами проводится курсовое лечение методом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в результате чего у детей усиливаются процессы адаптации, ускоряется восстановление всех психофизиологически функций, уменьшается боль, нормализуется сон, уменьшается умственная и физическая усталость.

МДМ представляет собой транскраниальное воздействие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особенностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клиники заикания). Курс лечения составляет 10—15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 минут. При тяжелом течении заикания лечение повторяется 3—4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.

В результате воздействия МДМ после 6—7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего состояния, снижение возбудимости, купирование невротических реакций, уменьшение или исчезновение головной боли; нормализация сна, повышение физической и психической выносливости, облегчение усвоения и закрепления новых навыков, снижение выраженности заикания, улучшение умственной сообразительности, активности, внимания, положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.

Таким образом, внедрение метода МДМ дает возможность значительно улучшить результаты коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста).

Магнитопунктура

Магнитопунктура является одним из видов магнитотерапии, однако ее воздействие на организм идентично действию иглорефлексотерапии, а именно — оказывает регулирующее влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам.

Однако метод магнитопунктуры в отличие от иглорефлексотерапии имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лечение безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.

Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготовленных для этой цели магнитов. В частности, заикающимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокружения и других негативных явлений рекомендуется магнитопунктура в виде клипсов, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 минут). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.

Таким образом, благодаря использованию магнитопунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы.

Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизартрии и заикания достойное место занимают методы физиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, неврастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.

Однако важно помнить, что работа должна начинаться своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков: рефлексотерапевтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатологов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.

 

4.5.3. Для общего укрепления организма

Теплолечение

Теплолечение назначают детям со спастической формой дизартрии для усиления крово- и лимфообращения, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ.

Из разнообразных теплоносителей в основном используется грязь, так как она воздействует на компенсаторные механизмы, а также предотвращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.

Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием создают благоприятные условия для повышения результативности занятий:

а) грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону (по Щербакову). Цель данной процедуры — стимуляция кровообращения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.

Методика. Температура грязи 38-40,5 °С. Продолжительность первой процедуры 8—10 минут, с увеличением до 12-15 минут. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения 7-10 процедур;

б) грязевые аппликации (по методике Н.Я. Анашкина). Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тканей, снижение тонуса спастичных мышц.

Методика. На слой марли от носа до подбородка и на 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепешку. Температура грязи 38—40 °С, на 10-15 минут в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;

в) гальваногрязь. Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей. Используется шейно-воротниковая методика: температура 36 "С, сила воздействия 0,05 мА/см2, продолжительность 10 минут, курс лечения 8—10 процедур в комплексе с лечебной физической культурой (ЛФК).

Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.

Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) аденомия, глубокая церебростения, психомоторное возбуждение.

В противном случае возможны осложнения: ухудшение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов: усиление ригидности, спастичности, гиперкинезов, атаксии (Н.С. Доценко, 1964).

Ряд авторов (Л.М. Бабина, В.В. Котляров, В.А. Цветков) — экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии чем ниже температура накладываемых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный тонус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротниковую зону холодную грязевую аппликацию при температуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использовалось впервые, однако для окончательной оценки эффективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.

Водолечение

Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфидной ванны: температура воды 36 °С, концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны 5—8 минут.

Курс составляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема применения: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последующим применением процедур. Курс лечебного щадящего массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 минут через день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, гальваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде уменьшения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативных реакций (слюнотечение, потоотделение).

Искусственная локальная гипотермия

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают пооче­редно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха.

Продолжительность ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 минут, одномоментное наложение льда на одну из проблемных зон кривоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов.

Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия с ребенком по выработке новых речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возникает значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создает основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении детьми правильной траектории движений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.

У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируется асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности.

Сокращается латентный период при переключении с одного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика в произносительной стороне речи: возрастают сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, естественным становится нарушенный темп речи, даже в очень тяжелых случаях появляются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена, искажение звуков. Отчетливей становится произношение смычных и щелевых согласных.

На фоне заметного регресса гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры уменьшаются синнергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое участие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, значительно уменьшается саливация и потоотделение. Эффект от производимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держится от 3 до 8 часов.

Электросон

Весьма положительные результаты при лечении заикания были получены вследствие сочетания медикаментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (электросном) и логопедическими занятиями. Сеансы электросна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппаратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума комнате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно под наблюдением врача-психоневролога. Для улучшения и стимуляции психической деятельности рекомендуются электрофорез с платифиллином на артикуляционную мускулатуру, а из медикаментозных средств — витамины группы В, церебролизин, гамалон.

Количество сеансов электросна подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заикания. В итоге, благодаря лечебному воздействию электросна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия (страх речи).

Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как страх речи у них не является навязчивой мыслью. Осложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэтому оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях.

МАГНИТОТЕРАПИЯ

Лечение магнитным полем означает использование магнетизма с целью лечения различных заболеваний тела. Магнитные поля окружают нас повсюду, и изучение их воздействия на человеческий организм — только начало процесса понимания этого явления.

Магниты используются в самых разных целях. Выделяют два направления терапии: стационарное и альтернирующее. При стационарном лечении используются магниты. Альтернирующая терапия опирается в своей работе на использование электрических приборов. Стационарные магниты кладут на матрац или подушку, и они оказывают терапевтическое воздействие во время сна. Их можно также прикладывать непосредственно к месту акупунктуры, или на органы — в соответствии с необходимостью. При альтернирующем подходе в работе используются большие машины, но такие, которые можно передвигать, если это потребуется для более сильного и точного воздействия на пациента.

Магнитотерапия включает в себя сеансы лечения в несколько минут или продолжительный курс дома, например, прикладывание магнитов во время сна. Иногда лечение растягивается на недели, в зависимости от заболевания.

Магнитотерапия используется для лечения: нарушений сна; состояния тревожности; инфекционных заболеваний; хронической боли; переломов костей; растяжения связок; разрывов сухожилий; растяжения мышц; судорог; воспалительных процессов.

Суммируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только комплексный подход к реабилитации дает эффективные результаты.

Физиотерапевтические процедуры в профилактической и коррекционной работе занимает достойное место. Особенно они результативны при разных формах дизартрии, заикании, общем укреплении организма.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

5.1. Музыка в образовании и здравоохранении

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

О роли музыкотерапии в жизни человека написано много книг [49, 51, 52, 65, 72 и др.].

Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия, — как вы думаете, чем? Игрой на арфе! По признанию известной французской писательницы Жорж Санд, музыка лечила ее значительно эффективнее, чем доктора.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; усыплять или вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызвать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Она, как горный обвал, обрушивается на человека, подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови, вызывает стресс.

Музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

Значительный вклад в развитие музыкотерапии внесла Международная конференция, которая проходила в Ростове-на-Дону (май, 1995) на базе трех вузов: Медицинского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета и консерватории им. СВ. Рахманинова. Большой интерес у участников конференции вызвали доклады и видеозаписи психотерапевтов из Германии.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Л. Бетховена и В. Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д. В настоящее время музыка стала одним из самых эффективных элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать специально подобранные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений при родах резко сокращается. Малыши появляются на свет спокойными, легче адаптируются. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения медиков, педагогов, родителей.

Оценивают детей по шкале Апгара. Десятибальная система информирует нас о состоянии новорожденного в первую минуту рождения и через пять минут после адаптации его к окружающему миру. (Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д., 1997. — С. 97).

В шведских городках в палатах для рожениц также часто звучит музыка. Предпочтение многие отдают концертам Вольфгана Амадея Моцарта. Ученые считают, что именно этой музыке акушеры обязаны необычайно низкими показателями ранней детской смертности в Японии, Швейцарии и т. д.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. А. Р. Гуськов со своими учениками впервые использовал стимуляцию, передачу звуковых сигналов через кожу в нужном направлении

Они получили данные, что звуковая частота 3 кГц обладает и более выраженным физиологическим воздействием.

Опыты показали, что даже если работоспособность почек снизилась на l/З, то с помощью звуковой стимуляции, опираясь на резервные возможности человека (на функции внутренних органов), можно практически полностью их восстановить. Эффект стойкий, восстановленная функция сохранялась годами.

Позже слышимый звук усилиями А. Р. Гуськова и его сотрудников прекрасно зарекомендовал себя и в лечении желудочно-кишечных заболеваний, печеночных патологий, когда нарушается функция желчевыводящих путей.

Наибольшим возбуждающим действием, как показали исследования, обладает музыка В.Р. Вагнера, оперетты Ж.Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля, «Весна священная» И. Стравинского с их нарастающим ритмом. Особенно эффективны эти произведения в работе с вялыми, паретичными детьми. Восприятие музыкальных произведений — процесс индивидуальный, требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Легкая спокойная музыка датского композитора Франсиско Гойя успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.

«Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешивают нервную систему фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского, "Лунная соната" Людвига Бетховена.

Для людей с проблемами сердечной деятельности канадские психиатры рекомендуют перед сном слушать «Времена года» П.И. Чайковского, скрипичные концерты Моцарта. Японские ученые для регулирования работы сердечно-сосудистой деятельности записали кассеты, состоящие только из русских народных песен. Для полноценной работы дыхательной системы (легких) приятна музыка тишины и покоя, шума воды.

Музыкальные ритмы, позитивно влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными, домашними. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Людвига Бетховена, Вильгельма Вагнера, Жака Оффенбаха, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, Иоганна Баха, Воль-фгана Моцарта, Томазо Альбиони. Для облегчения работы селезенки музыкотерапевты рекомендуют темы, связанные с древними балладами, с песнопениями, в основу которых легли тексты Востока, древних славян, церковная музыка.

Бездумное увлечение рок-музыкой в первую очередь ударяет по иммунной системе человека. Но и абсолютно бесшумная обстановка, как установлено научными исследованиями, отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают человеку.

Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет проблемы.

Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для расслабления, отдыха или для повышения тонуса и работоспособности. Приводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985).

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С дошкольниками она проводится в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыку используют и в самостоятельной работе, когда нет речевого общения. Исключение — мелочтение (чтение под музыку), которое эффективно при заикании. Громкость звучания строго дозирована. Звук не должен быть громким или чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требуют творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности.

Она способствует улучшению эмоционального состояния детей; повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимулирует речь; нормализует ее просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится всем детям;

2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капели, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

5.2. Информационно-реабилитирующее воздействие музыки

Природные звуки (пение птиц, шелест листьев, шум дождя и т. д.) представляют собой естественную звуковую среду, которую человек запечатлел с момента своего рождения, они закреплены в его генетической памяти.

Вся история человечества связана со звуками природы, которые существовали до появления человека, в момент его появления и сопровождали его в течение всей жизни. Музыка может сводить с ума, открывать двери в великое и тайное, спасать и разрушать, быть злом или великой радостью.

Современная звуковая среда крупного города содержит преимущественно техногенные шумы: транспортные, производственные и бытовые. Природные звуки практически отсутствуют. В результате горожанин испытывает острый дефицит естественных звуков. Человек живет в условиях агрессивной акустической среды, которая оказывает негативное воздействие на его психику: портится настроение, нарушается сон, увеличиваются раздражительность и утомляемость, разрушается иммунитет, и как следствие развивается предрасположенность к болезням, углубляется стрессовое воздействие других, неакустических факторов.

Известно, что народная и классическая музыка в значительной степени содержат элементы природных звуков, в частности пения птиц и голосов животных. С помощью метода звуковой микроскопии было доказано происхождение народной музыки от звуков природы. При многократном замедлении народных мотивов в них прослушиваются песни птиц, причем они не только угадываются, но могут быть безошибочно идентифицированы как принадлежащие определенному виду.

Информационные технологии в области биоакустики и психоакустики открывают новые возможности в широком использовании природной звуковой среды в качестве антистрессора, стимулятора, транквилизатора состояния больных, а также относительно здоровых жителей крупных городов. Разработанная на основе этих технологий методика делает возможным направленное позитивное звуковое воздействие на горожан.

Разработаны реабилитирующие звуковые среды (РЗС), положительно воздействующие на здоровье людей. РЗС используются на специальных сеансах акустической реабилитации. Основная цель проведения сеансов — экологизация звуковой среды человека.

Звуковые композиции включают разные элементы:

во-первых, природные звуки: а) водные шумы (моря, реки, ручья, водопада, дождя), б) шум листвы, в) голоса диких и домашних животных, включая птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых и других групп животных; во-вторых, классическая и народная музыка; в-третьих, колокольные звоны; в-четвертых, лечебная релаксационная музыка; в-пятых, голос человека: тексты для создания настроя и с целью отвлечения от негативных мыслей (стихотворные и прозаические).

Во время звучания текста музыка используется в фоновом режиме. Звуковые композиции составляются тематикой текстового материала. Но основное значение имеет эмоциональная направленность соответствующей композиции, ее общая музыкально-тоновая сочетаемость. Длительность звуковых композиций — от 20 до 45 минут. Короткие композиции состоят из 5-6 фрагментов, длинные — из 13—15. Каждый фрагмент длится от 2 до 9 минут.

В первом и последнем фрагментах длинных композиций используются одни и те же мелодии: первая — как вступление, для создания настроя на сеанс, последняя помогает окончательно выйти из состояния расслабления и переключиться на другой вид деятельности. Текст используется только в начале (3-4 мин.) и в конце (5-6 мин.) композиции.

В начале композиции используется установочный текст, помогающий слушателю настроиться на сеанс, создать определенное настроение, вызвав в памяти картины природы. Установочные тексты не направлены на внушение и самовнушение.

Предпоследний фрагмент композиции включает программу активных лечебных действий (движение шеи, самомассаж, стимулирующий точечный массаж) с целью временного избавления от болей и неприятных ощущений и, наконец, разминку под музыку.

В дополнение к акустической композиции на этих сеансах используются ароматы из 100%-ных натуральных эфирных масел, индивидуально подобранных для каждого слушателя с учетом структуры дефекта и психофизиологических особенностей человека. Представители обоих полов по-разному реагируют на сеансы.

Так, большинство женщин в силу своей эмоциональности скорее и легче расслабляются. У некоторых во время прослушивания возникают яркие картины природы. Но при этом у них чаще, чем у мужчин, наблюдались негативные ассоциации на нейтрально-положительные звуки. Мужчины же критичнее реагируют как на текстовой материал, так и на звуковые фрагменты, а также на некоторые технические погрешности.

Сеансы эффективны для общетерапевтического, кардиологического, неврологического, гинекологического, травматологического, пульмонологического, хирургического и урологического профилей. Воздействие на все группы положительное, о чем свидетельствуют опросы слушателей, проводящиеся после сеансов. Пожелания и замечания слушателей очень внимательно рассматриваются сотрудниками и учитываются в следующих звуковых композициях, которые постоянно обновляются.

Оценки состояния слушателей после сеанса

До и после сеанса для более полной оценки наряду с опросом проводят измерения: 1) артериального давления (АД); 2) пульса; 3) утомляемости зрения.

По данным опросника Айзенка, музыка для женщин была приятна, ассоциировалась с покоем, улучшала настроение, самочувствие, повышала работоспособность, нормализовывала артериальное давление.

Особенно эффективны эти сеансы для нормализации сна, повышения работоспособности, настроения, улучшения состояния плода, так как способствуют улучшению фетоплацентарного кровообращения, что в свою очередь позитивно влияет на состояние беременных. В ходе проведения данного исследования не было выявлено побочных эффектов и противопоказаний к применению сеансов релаксирующей музыкальной терапии для беременных женщин.

Суммируя вышеизложенные факты, можно дать практические рекомендации: используйте сеансы релаксирующей музыкальной терапии у беременных женщин с целью нормализации артериального давления, психоэмоционального состояния, так как музыка улучшает течение беременности, способствует хорошему настроению матери, что содействует рождению на свет здоровых, спокойных детей, способных быстро и легко адаптироваться в окружающем мире.

5.3. Музыкотерапия в посткатастрофный период

Подробный обзор литературы, посвященной различным видам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Schwabe Ch. (1974). Существует множество центров музыкотерапии в странах Западной Европы: в Лондоне, Копенгагене, Роттердаме, Общество музыкотерапевтов в Австрии, Швейцарский музыкотерапевтический форум, Немецкий комитет музыкотерапии и др.

Наиболее часто музыкотерапия используется в лечении психических расстройств, сексуальных дисфункций, заикания, в наркологии, в акушерстве и гинекологии. Применение музыки для психологической помощи жертвам катастроф, кризисов восходит к религиозной христианской традиции. В проведении религиозных обрядов сочетание музыки и пения оказывало целебное воздействие на психику человека.

Целенаправленное и научнообоснованное проведение музыкотерапии возникло в стране сравнительно недавно. В течение последнего десятилетия музыкотерапия достаточно успешно применялась в акушерстве и гинекологии (В.Н. Сидоренко).

Есть опыт применения музыкотерапии в кризисные и посткризисные периоды. Проходит апробацию методика музыкотерапии в Белорусском институте экспертизы и реабилитации инвалидов (А.Л. Пушкарев). Но говорить о широком применении музыкотерапии еще рано.

Теория и практика музыкотерапии сегодня очень разнообразны и неоднозначны, существуют различные подходы и направления. В Республиканском центре медицинской реабилитации воинов-интернационалистов работа по практическому применению музыкотерапии начата сравнительно недавно — в течение последнего пятилетия.

Для данной психотехники из существующих форм проведения была выбрана индивидуальная. Для этого было оборудовано специальное место для прослушивания и специально подобранная музыка. Здесь очень важно выполнение определенных правил: создание терапевтической ситуации (психологический комфорт и психологическая безопасность), эффекта присутствия.

Основные задачи для подготовительного этапа музыкотерапии: снять недоверие к терапевтическому процессу и снять психологическую напряженность. Для действенности необходим эффект присутствия. Это дает возможность глубинного погружения в музыкальное произведение, что усиливает мыслительную и эмоциональную работу на глубоком психологическом уровне. Этого можно достичь только с помощью применения качественной радиоаппаратуры. Музыкотерапия как одна их психотехник занимает определенное место в структуре психотерапевтической помощи. Музыкотерапия может применяться как самостоятельная технология и как вспомогательная.

Существуют различные классификации:

ресурсная музыка, цель которой — улучшить самочувствие, повысить ощущение личной силы, поддержать в тяжелые периоды, помочь решить внутренние конфликты (в репертуар входит музыка со звуками природы, простые музыкальные произведения);

катарсисная музыка, которая помогает выйти накопившимся эмоциям, чувствам, мыслям (подбирается музыка для эмоциональной разрядки, для очищения от тяжелых негативных воспоминаний, для уменьшения аффективного напряжения);

экзистенциальная музыка — для осознания данностей бытия (Yalom I.D.,1980), решения вершинных проблем (В.Франкл, 1990). Задача этой музыки — создать условия для глубинной рефлексии, для размышления о проблемах ценностно-смысловой сферы человека (она похожа на религиозную музыку, имеется органное звучание, хоры). Музыка помогает выйти из круга повседневной суеты, подняться над повседневной жизнью, найти ответы на вершинные проблемы человеческой жизни.

Для личностной направленности музыки мы применяем моделирование восприятия музыки. Это проводится для увеличения эффективности воздействия и для решения определенных терапевтических задач. Формирование восприятия музыки происходит с помощью определенных психологических методик.

Направленное моделирование в несколько раз усиливает эффективность музыкотерапии. Пассивное прослушивание преобразуется в активное. Включается личностный компонент, активизируются внутренние механизмы психики человека. После прослушивания музыки происходит психотерапевтическая процедура: проработка психической продукции (вербализация, интерпретация, когнитивное переструктурирование).

Вербализация. После проведения непосредственного прослушивания музыки предлагается рассказать о тех чувствах, мыслях, образах, телесных ощущениях, которые пациент переживал во время сеанса. При этом поощряется активность пациента и использование разных репрезентативных систем.

Интерпретация. В дальнейшем предлагается дать определенную интерпретацию. Желательно направить пациента на понимание глубинного содержания информации, на возможность объяснения с различных точек зрения.

Переструктурирование. После этого необходимо создать ситуацию для осмысления и переструктурирования внутреннего опыта. Работа направлена на формирование адекватной модели мира и Я-концепции. В процессе формируется определенный алгоритм данной процедуры, который можно с успехом использовать в дальнейшей жизни.

Данная процедура увеличивает психологическую культуру, учит оперировать психическими понятиями, увеличивает сензитивность и управляемость внутренними переживаниями. Ее проведение направлено на формирование обратной связи, на получение дополнительной диагностической информации терапевтом, на лучшее понимание своего внутреннего мира для когнитивного переструктурирования личного опыта.

Таким образом, предложенная модель музыкотерапии в реабилитации лиц после травматического стресса позволяет не только расширить возможности специалистов и увеличить спектр предлагаемых реабилитационных методик, но и значительно увеличить эффективность проведения психологической помощи нуждающемуся в ней населению.

Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что прослушивание благоприятных для здоровья звуков содействует расслаблению. Психологические стрессы и депрессия отступают, улучшается настроение, нормализуются артериальное давление и пульс, проходит головная боль. Раздражительность, количество взрывных реакций у возбудимых людей сокращаются после нескольких музыкальных сеансов.

Общее самочувствие после посещения 7—10 сеансов значительно улучшается, укрепляется сон, нормализуется частота сердечных сокращений, снимаются стрессовые состояния, повышается работоспособность и, как следствие, отпадает необходимость в приеме большого количества лекарств. Отмечена нормализация артериального давления и пульса. Особенно заметна нормализация систолического артериального давления.

Неблагоприятные погодные факторы снижают эффективность реабилитирующих звуковых сред. Так, например, при резких колебаниях атмосферного давления и температуры показатели артериального давления и пульса нормализуются меньше, чем в благоприятные дни.

С древних времен применялась волновая терапия.

Свет и звук издавна использовали как успокаивающие средства. Знали люди и свойства магнитных полей Земли и минералов. Звуковые и световые волны, магнитные поля — все оказывает оздоровляющий эффект, если применять их разумно, с учетом личностно-ориентированного подхода. Музыка давно используется для ослабления болевых ощущений и тревоги, так как она способна воздействовать на физиологические процессы в организме: частоту дыхания, кровяное давление и др.

При световом раздражении глаза в действие приводится огромное количество нервных и эндокринных механизмов, что влияет на функционирование различных органов, включая иммунную систему и сон. Воздействие магнитного поля может стимулировать обмен веществ и повышать количество кислорода в клетках. Области применения музыкальной терапии постоянно расширяются, о чем свидетельствуют сообщения из разных источников. Музыкотерапия используется для стимуляции физического и эмоционального состояния пациентов, испытывающих хронические боли и имеющих нарушения в опорно-двигательной системе, для лечения аутизма; помощи душевнобольным с выраженным эмоциональным состоянием; облегчения болезненных ощущений тревоги во время лечения зубов и родов; ускорения набора веса и улучшения работы двигательной системы новорожденных.

Аристотель полагал, что воздействие звучания различных музыкальных инструментом, особенно флейты, эффективное средство лечения. Документальное подтверждение важности музыки в восстановлении дыхания, кровяного давления, пищеварения и мышечной активности относится к эпохе Возрождения.

Из трех упомянутых ранее форм волновой терапии лечение музыкой, наверное, одно из самых развитых на­правлений. Специалисты оказывают индивидуальную помощь больным всех возрастов по поводу нарушения по­веденческих реакций, социального поведения, преодоления трудностей в обучении, соматических нарушений.

Лечебное воздействие музыка может оказывать во время пения, танцев или прослушивания. Музыка оказывает целый ряд воздействий: улучшает настроение, снижает зависимость от медикаментозного лечения, а также стимулирует те участки головного мозга, которые наиболее подвержены прогрессирующему разрушению.

Депрессия. Люди, страдающие в различной степени депрессивными расстройствами, могут значительно улучшить свое состояние при помощи музыки, которая не только устраняет депрессию, но и повышает настроение, внушает чувство самоуважения.

Бессонница. Прослушивание музыки перед сном оказывает расслабляющее воздействие на тело и мозг. У 96% после сеансов музыкальной терапии улучшился сон.

Психоз. Использование музыкотерапии в группе из 76 больных шизофренией показало, что уже через месяц у пациентов снизились негативные симптомы, активизировалась коммуникативная функция, возрос интерес к внешнему миру.

Вспомогательное терапевтическое средство. Медицинские процедуры — от лечения зубов до хирургических операций — могут вызвать затруднения в их выполнении по ряду причин. Проведены исследования по изучению способности музыкальной терапии снижать тревогу и болевые ощущения, возникающие при выполнении медицинских процедур в период лечения зубов, в травматологическом пункте. Тридцати восьми взрослым, поступившим в отделение скорой помощи с глубокими порезами, требовалось наложение швов.

Выборочно было предложено прослушивание музыки во время операции. Пациенты, воспользовавшиеся этой возможностью, отметили значительное снижение болевых ощущений во время процедуры, по сравнению с теми, кто отказался от музыкотерапии.

Лечение музыкой способно оказывать воздействие на настроение пациента и его релаксацию во время восстановительного периода после хирургической операции. У 96 человек, перенесших операцию на сердце, улучшилось настроение, кровяное давление, частота сердечных сокращений пришла в норму. И все это после сеансов музыкотерапии.

Музыкальные диеты. В Австрии существует клиника, где все подчинено музыке. Человек, принимая пищу под легкую воздушную музыку, ест ровно столько, сколько необходимо. В древние времена на Востоке глубоко верили, что музыкой можно подсластить или досолить подаваемые на стол блюда. Разработаны музыкальные диеты для диабетиков, для людей с избыточным весом.

Каждый имеет свои заветные музыкальные произведения, которые помогут ему достойно подойти к старости. Это естественный этап жизни, и никому от него не уйти.

Музыка самовнушения. Для этого включите музыку и поговорите сами с собой. Хотите вслух, хотите мысленно. Только постарайтесь точно попасть в ритм музыки. Ваши мысли, просьбы, размышления должны повторяться еще и еще, а через несколько дней вы заметите, что подобная беседа с самим собой помогает вам решать многие важные проблемы.

Центры реабилитации. В аудиокассеты обязательно включают темы моря, прибоя, звуки скольжения волны по песку, переговоры прибрежных птиц. Такие мелодии действуют успокаивающе, настраивают на спокойное размышление. Возбуждают человека звуки горного потока, водопада, прибоя.

5.4. Танцетералия

Врачи, специализирующиеся в терапии танца, используют движение, чтобы вызвать изменение, исцеление или рост в организме человека. Танец — это непосредственное выражение разума и тела, и поэтому он может служить мощным орудием исцеления и лечения. Ассоциация терапии танца определяет этот вид терапии как «психотерапевтическое использование движения в качестве процесса, который способствует эмоциональной, познавательной и физической интеграции индивидуума».

В то время как традиционная психотерапия фокусируется на устном общении, терапия танца и движения пытается соединить вместе тело, разум и дух. Процесс изменения манеры движения влияет на общее самочувствие. Специалисты не только работают манерой движения, но и обращают внимание на взаимодействие между разумом и телом, ставя целью помочь людям узнавать и выражать чувства и развивать привязанности.

Терапия танца использует разнообразные специфические особенности, которые способствуют исцелению. Например, музыка, ритм и синхронные движения изменяют настроение, будоражат забытые воспоминания и ощущения, организуют чувства и действия, уменьшают чувство одиночества, помогают устанавливать взаимоотношения.

Движения всего тела стимулируют функционирование кровеносной, нейромышечной, дыхательной и скелетной систем. Физическая активность увеличивает уровень эндорфинов, которые являются естественными болеутоляющими средствами в организме и вызывают состояние хорошего самочувствия.

Терапия танца особенно эффективна для людей с познавательными, эмоциональными или социальными расстройствами. Терапия стремится помочь людям с эмоциональными расстройствами выразить свои чувства, обрести самосознание и выработать здоровые привязанности.

Пожилые люди используют терапию танца для усиления энергии, развития взаимоотношений с другими людьми и поддержания здоровья тела. Люди с физическими недостатками испытывают благотворное влияние терапии танца на мыслительные способности и чувство собственного достоинства. Люди с заторможенной психикой используют терапию танца для развития полезных навыков, чтобы лучше знать способности своего тела.

За последние годы терапию танца стали использовать для профилактики заболеваний и укрепления здоровья людей, не имеющих значительных нарушений здоровья.

Терапия танца способствует снижению ощущения напряжения, депрессии, гнева; уменьшению страха и тревоги, одиночества; достижению новых форм тела; улучшению функций кровеносной и дыхательной систем; повышению способности концентрироваться; выработке навыков общения; достижению хорошего самочувствия; усилению чувства собственного достоинства; улучшению способности ясно выражать свои мысли; ускорению исцеления; снижению хронических болей.

Хотя многие люди могут использовать терапию танца, профессиональная подготовка специалистов проводится на выпускных курсах. Ассоциация терапии танца одобрила программу, состоящую из пяти уровней. Студенты занимаются теорией и практикой терапии танца и движения, приобретают навыки наблюдения и научного исследования, знания по теории психопатологии и психотерапии. Они проходят интернатуру под наблюдением опытных специалистов в условиях клиники.

Таким образом, умелое использование музыкотералии, танцатерапии ненавязчиво помогают человеку преодолеть проблемы, возникшие в психоэмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: