Нравственная и правовая регуляция: сравнительный анализ

Нравственная регуляция представляет собой непрерывный процесс приведения человеком своего поведения в соответствие с действующими в обществе моральными нормами реального поведения людей. Она предполагает систему норм, выполнение которых является средством достижения моральной цели; оценку поведения индивида; характерные нормы социального контроля, которые обеспечивают выполнение норм. Нравственная регуляция представляет собой сложное, подчас противоречивое взаимодействие нормативных и ненормативных форм и средств.

Особенности морали как социального регулятора (в отличие от права, например) можно обнаружить по ряду оснований; генезису, сфере, объекту, предмету и способу регуляции[19].

По генезису мораль является исторически первой формой социальной регуляции, появление которой было обусловлено возникновением первобытных отношений в системах «человек — племя», «человек — коллектив» и т. д. Обращения к авторитету предков, ссылки на устоявшиеся поведенческие каноны было достаточно для регуляции поведения, которое не должно отклоняться от сложившихся стереотипов. Сферой морального регулирования выступает вся система личных и общественных отношений. Судьбы нравственной жизни личности неотделимы от нравственных требований общества, так же как и перспектива развития общества связана с активностью людей. В качестве объекта моральной регуляции выступает поведение личности. Разнообразные представления о свободе, нравственности, должном и справедливом останутся возвышенными словами, если не будут реализованы в самой практике поведения. Представляется, что регулирующая роль морали в период реформирования российского общества проявляется в том, что она направляет человека совершать такие поступки, в основе которых лежат не конъюнктурные соображения, не поиск выгоды, не стремление к материальному достатку любыми средствами, а стремление к преодолению трудностей в духовно-нравственном ключе, служение народу, обществу.

Предмет морального регулирования довольно разнообразен. В качестве доминирующего в нем выступает соотношение личного и общественного интересов. Эти интересы, являясь взаимообусловленными противоречиями, образуют характерный срез социального бытия, представляют собственный предмет морального отражения и регулирования. Разумное сочетание общественных и личных интересов является важным принципом морали.

С точки зрения способа мораль осуществляет свою регулирующую функцию благодаря осознанному и добровольному принятию людьми определенных принципов и норм и следование им, а также на основе «принудительного» характера силы общественного мнения. Моральные требования, которые предъявляются к людям, одновременно предъявляются людьми и к самим себе. Контроль здесь осуществляется средствами духовного воздействия — через чувства добра, долга, ответственности, совести и т. д.

Главным элементом в осуществлении регулятивной функции морали является нравственная норма. Она существенным образом отличается от собственно правовой нормы, которая предусматривает, в частности, строго определенные границы применения. В нравственной же норме выражены моральные требования общества, коллектива. Моральная регуляция человеческой деятельности осуществляется благодаря специфической классификации моральных норм на следующие: нормы — запреты; нормы — рамки; нормы — образцы.

Моральные запреты являются специфическим ограничением ряда моральных проявлений. Немаловажно, чтобы запрет являлся элементом внутреннего мотива личности. Когда есть внутреннее осознание запрета, человек честно и добросовестно выполняет свой профессиональный долг, поступает справедливо по отношению к поступкам людей, морально ответствен в принимаемых решениях и действиях.

Следует иметь в виду, что моральные запреты, например, в юридической области носят более строгий и даже угрожающий характер, чем, к примеру, в сфере культуры. Так, бесчестие судьи, адвоката или прокурора не просто осуждается общественным мнением, а сурово карается законом и глубоко презирается в правовой среде.

Нормы-рамки (будь добр, честен, уважай достоинство других, не оскорбляй другого человека и т. д.) служат специфической формой моральных предписаний. Многие из них отражены в юридических предписаниях, наставлениях. Так, Кодекс чести судьи РФ призывает соблюдать нравственные нормы, которые отражают требования необходимости целесообразности в его поведении. Нормы-рамки возникают как выражение социальной потребности в упорядочении поведения людей в различных сферах общественной и личной жизни.

Развитие экономических и социальных отношений влечет за собой и существенные изменения в нравственном опыте людей. В период эволюции общественных систем сложившийся прежде нравственный опыт подвергается критическому пересмотру, что обусловливает логику норм- рамок и замену их новыми нравственными требованиями.

В механизме моральной регуляции деятельности важную роль играют нормы-образцы. Они не выполняют принудительной или обязывающей функции, а их побудительная сила влияет на авторитет общественного мнения, нравственный положительный выбор субъекта нравственных отношений. В обществе, где утрачивается перспектива исторического развития, нормы-образцы перестают играть активную стимулирующую роль и превращаются в стандарты поведения прагматического характера.

Моральная регуляция деятельности человека благодаря данным нормам осуществляется за счет неуклонного возрастания нравственной культуры личности, ее внутренней саморегуляции и самоактуализации. Нормы- образцы выступают как своеобразная модель возможного поведения. Причем вначале они выступают в форме идеалов, а затем приобретают практический характер. На уровне поведения норма становится показателем практической объективизации морали, устойчивости сложившихся нравственных отношений. Превращение нормы-образца в практическую норму поведения становится конечной целью моральной регуляции.

Нравственная норма не является единственным элементом реализации регулятивной функции. В единстве с нормой выступают нравственные принципы, общественное мнение, авторитет, обычаи, традиции и т. д. Все они в их совокупности составляют своеобразные компоненты механизма моральной регуляции.

Необходимо иметь в виду, что моральная регуляция и правовая регуляция находятся в определенном соотношении между собой. Так, правовая регуляция основана на беспрекословном выполнении не только правовых, но и нравственных норм, которые, воплощаясь в законе, становятся общеобязательными.

Хотя нравственная норма не устанавливается указом или декретом, она не менее обязательна, чем собственно правовая. Правовое регулирование поведения проводится с помощью государственных органов (в том числе суда, прокуратуры, МВД и др.). Последние, в свою очередь, не могут игнорировать морально-нравственные соображения и принципы. В противном случае указанные институты теряют доверие людей, снижается уровень правосознания в целом.

Следование же нормам морали и их реализация обусловлены общественным мнением и совестью личности. При этом общественное мнение играет роль внешнего, социального контроля, совесть — внутреннего. Приговор суда должен отвечать требованиям закона, а не нравственного чувства, настроения, роль которого так велика в формировании моральной оценки.

Право предусматривает специальный реестр карающих санкций, в то время как моральные самооценки более гибки, разнообразны, выступают не только в виде принуждения, но и в виде убеждения, одобрения общественным мнением, в форме самооценки — чистой совести или ее угрызений. Наряду с этим моральная регуляция по сравнению с правовой обладает более высокой степенью максимализма. «У нас, — обращал внимание А. С. Макаренко, — моральные требования к человеку должны быть выше средней степени человеческого поступка. Мораль вообще требует, чтобы поведение равнялось по самому совершенному[20]».

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что мораль внутренне взаимопересекается с правовым регулированием: ведь преступления (скажем, убийство или насилие) осуждает не только закон, но и общественное негодование.

Таким образом, этика является наукой о морали; это объект ее исследования и разработки. Предмет этики в процессе общественного развития не оставался неизменным, он развивался. Это обусловлено тем, что, во- первых, изменяется сам объект изучения — нравственность, представляя на каждом историческом этапе своего развития специфическое по сравнению с тем, с чем имела дело этика прежде. Во-вторых, предмет изменяется в результате самого этического знания, открытия новых граней, регулятивных механизмов морали, знаменуя собой различные ступени ее познания, теоретического проникновения в ее сущность. История возникновения и эволюции этической мысли выступает наглядным выражением указанных процессов, их взаимной зависимости (об этом будет сказано в следующей главе).

Необходимо иметь в виду, что в условиях реформирования российского общества возрастает роль нравственности во всех сферах жизнедеятельности людей: материально-производственной, социальной, политической и духовной. Естественно, что в ходе развития общества постоянно изменяются не только область общественного бытия людей, окружающая природная среда и их быт, но также и духовный мир личности. Вот почему динамичная жизнь нашего времени объективно представляет повышенное требование к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально гуманные решения, совершать морально достойные поступки.

Овладение сложным арсеналом этической науки предполагает обращение к трем ее важнейшим частям. Первая охватывает реальности нравственной жизни людей: типичные ситуации морального выбора; поведение, в котором реализуются разнообразные моральные ценности, идеалы; санкции морального одобрения или осуждения, которыми оперирует общественное мнение; соответствующие поступки и их оценки; моральные конфликты и механизмы их разрешения; факты изменения норм, запретов, ориентаций в поведении индивидов и т. д. Следовательно, конкретный социально-исторический материал о нравственности как реальном историческом процессе представляет собой необходимую опору для этической науки. Без него она оставалась бы умозрительным морализаторским началом, отчужденной стороной жизнедеятельности индивида и социальных групп.

При раскрытии реальных нравов этика бережно опирается на данные и достижения смежных наук, сталкивающихся с явлениями нравственной жизни: социология, правоведение, педагогика, история и т. д. Причем ее задача как специфической науки — не просто описать реальное состояние нравов на различных этапых общественного развития, но и раскрыть их социально-исторический смысл, дать комплексно-этическую оценку.

Вторую часть составляет общетеоретическая проблематика, где нравственная жизнь рассматривается в общем концептуальном плане через призму научного понимания специфики и сущности морали, ее структуры и функций, основных закономерностей ее развития в процессе взаимодействия с политикой, правом, искусством, религией и т. д.

Мораль как особый способ освоения окружающего мира, специфический метод ориентаций в мире ценностей и созидание их в ходе человеческой деятельности осмысливается здесь в своих характеристиках (добро и зло, нормы и запрет, права и обязанности, должное и сущее, цель и средство, справедливость и вина и т. п.). В таком подходе этика выступает как научная методология исследования нравственных процессов в развитии общества.

Третья часть представляет собой нормативную (предписывающую) часть этики. Нормативная этика, опираясь на общетеоретическое решение проблем морального выбора и данные об объективном состоянии нравственности в обществе, дает индивиду ряд ценностных рекомендаций, способствуя нахождению ориентиров в нравственных исканиях, в воспитании и самовоспитании. Естественно, ее рекомендации не готовое клише на многообразные случаи жизни людей.

Вместе с тем этика как наука благодаря обнаружению в реальных нравственных процессах наиболее благоприятных моделей моральной жизни, позитивных ценностных ориентаций призвана обосновать их теоретически, определить их смысл для человека и тем самым помочь ему совершить духовный выбор, выработать свой нравственный идеал. Кроме того, она способна нести в себе и сигнал предостережения, раскрывая социальную опасность нравственного падения, эгоистического своеволия, аморального и низменного в поведении и поступках людей.

Таким образом, этика — это особая наука. Она имеет дело с весьма сложным и хрупким механизмом человеческого бытия, поведения и самочувствия личности. Речь идет о нравственной, то есть той возвышенной, области духовных ценностей, без которых жизнь человека, включая и ее профессиональное, так сказать, измерение, значительно беднеет, а порой и обессмысливается. И своими мировоззренческими ориентирами, и нормативными предписаниями этика активно входит в сложный мир духовных ценностей человека.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте предмет этики.

2. Соотнесите понятия: «этика», «мораль», «нравственность».

3. Охарактеризуйте сущность и специфику морали.

4. Раскройте регулятивную функцию морали.

5. Дайте понимание познавательной функции морали.

6. Обоснуйте смысл воспитательной функции морали.

7. Объясните ваше понимание оценочной функции морали.

8. Раскройте общую структуру морали.

9. Дайте характеристику морального сознания по субъекту.

10. Обоснуйте структуру морального сознания по глубине отражения общественного бытия.

11. Охарактеризуйте сущность и специфику нравственных отношений.

12. Дайте классификацию нравственных отношений и раскройте их содержание.

13. Раскройте содержание и специфику нравственной деятельности.

14. Дайте характеристику нравственной регуляции.

15. Обоснуйте трактовку следующих моральных категорий: «нормы-рамки», «нормы-запреты», «нормы-образцы».

16. Рассмотрите понятие и структуру нравственной культуры.

17. Охарактеризуйте содержание и особенности нравственной надежности.

18. Соотнесите нравственные и правовые нормы поведения в обществе.

Литература

Апресян Р. Г. Понятие общественной морали // Вопросы философии. М., 2006. № 5.

Гуревич П. С. Этика: учеб, для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарика, 2006.

Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика. М., 2002.

Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

Духовная жизнь современного общества: актуальные проблемы теории: учеб, пособие / под ред. В. П. Торукало. М.: РАГС, 2007. Гл. 1П, IV.

Золотухина-Аболина Е. В. Этика. Ростов н/Д: МарТ, 1998.

Иванов В. Г. Этика. М., 2009.

История этических учений: учеб. / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардари- ка, 2003.

Качке В. А. Современная этика: учеб. М.: Омега-Л, 2011.

КаптоА. С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д: СКАГС, 2006. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2001. С. 472-477.

Попов Л. А. Этика. М., 1998.

Разин А. В. Этика: учеб, для вузов. М.: Академический проект, 2003. Степнов П. П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. М.: РАГС, 1999. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусей- нова. М.: Гардарика, 2001.

ГЛАВА2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: