Этические взгляды эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения исторически занимает примерно два с половиной столетия (конец XIV — начало XVII в.). Для этого периода характерны- зарождение и динамичное развитие в Европе капиталистических отношений, бурный взлет науки и искусства, укрепление государства. Эпоха Возрождения дала европейской культуре значительные географические открытия, крупные достижения в астрономии, механике, математике, литературе, философии. Особое внимание уделяется таким гуманитарным наукам, как логика, риторика, эстетика, этика. При этом этика того периода отличается гуманизмом, особым вниманием к духовному миру личности, ее нравственным качествам.

Видным представителем гуманизма являлся Лоренцо Валла (1407—1457).В своей работе «О наслаждении» он считает, что наслаждение выступает в виде главного закона жизни человека. По его мнению, именно в радости и удовольствии человек находит самого себя. Способность же дана самим Богом, выступающим творцом всех земных благ. Л. Валла фактически возрождает в свое время линию эпикурейства, придает ей эмоционально-чувствительную направленность. Доходя до крайности в своих рассуждениях, он как исследователь утверждает, что жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно. Он прославляет наслаждение независимо от возраста и пола человека.

В этических воззрениях известный гуманист утверждает положение о неискоренимом эгоизме человеческой природы. Это происходит из-за природной жажды самосохранения человека. Моя собственная жизнь, рассуждает Л. Валла, для меня наивысшее благо, более предпочтительное, чем жизнь других людей, включая родных и близких[33].

Добродетель, по мнению Л. Валла, представляет собой полезность, а она предполагает, в свою очередь, здравый расчет. Последнему, а также полезности подчинены все виды общественных отношений начиная с семейных. Однако общество не распадается благодаря своей универсальности.

Основываясь на своей этической концепции, Л. Валла распространяет принцип наслаждения не только на земную жизнь человека, но также и на загробное царство. Он ничего не говорит об аде и осуждении грешников, зато раскрывает великолепную картину райских радостей. На его взгляд, люди в раю сохраняют свои тела как утонченные и облагороженные. Находясь в нем, они обладают уникальными свойствами: могут плавать под водой, летать по воздуху, достигают значительных успехов в искусстве, литературе, постижении знаний. Налицо внесение эпикурейских мотивов в христианскую этику, что выливается в гуманизацию человеческого посмертья.

Известным представителем гуманизма, внесшим вклад в развитие этики периода Возрождения, был Пико делла Мирандола (1463—1494). Весьма интересным его произведением является «Речь о достоинстве человека».

В нем автор высказал идею о человеке как микрокосмосе. Утверждая достоинство личности, Мирандола резко выступает против черной магии. Свою позицию он объясняет тем, что черная магия оставляет людей в качестве рабов демонических сил, внушает индивиду фаталистическое представление о судьбе, которая детерминируется звездами. В противовес черной магии «естественная» (белая) магия дает возможность познать благоприятные тайны, которые характерны для природных процессов. Между тем именно постулаты астрологии опровергают наличие у человека свободы, делают его зависимым от тех, кто трактует расположение звезд по отношению к судьбе человека.

Флорентиец Мирандола в своих трактовках по вопросу достоинства индивида в значительной степени по-новому трактует христианские воззрения. Он утверждает положение о том, что именно Бог дает возможность человеку творить свой собственный образ. Бог намеренно создал человека незаконченным для того, чтобы он смог приблизиться к Богу. В такой способности и заключается достоинство человека — творить себя, развивая дело Создателя. При этом, как считает ученый, на Земле нет ничего более значительного, чем сам человек, наделенный умом и душой.

В свою очередь, их величие определяется данной Богом свободой. Человек же по своему характеру действий противоречив: он способен опуститься до низменного поступка, а может проявить поистине ангельское поведение. Вот почему в своей работе «Речь о достоинстве человека» он призывает людей взглянуть на свой духовный мир, изучать самих себя, свою нравственность. Эту мысль Мирандола выражает в своеобразной форме: «Не даем мы себе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению[34]».

Свобода выбора, по мнению Мирандолы, имеет ясное моральное содержание. Она дает предпосылки для сражения с низменными страстями, позволяет опираться в поведении на разумную середину, духовно расти.

Он признает за индивидом стремление приобщаться к высшему благу и естественному счастью. Однако высшее благо люди способны получать только благодаря Божественной благодати. Вместе с тем естественного счастья они достигают благодаря собственной интеллектуальной деятельности: в результате приобщения к философским и этическим знаниям, познания собственного духовного мира, проникновения в тайны законов природы. Не почести, деньги и слава, утверждает Мирандола, а постижение истины делает человека счастливым.

Особняком среди представителей этических концепций эпохи Возрождения стоит фигура Никколо Макиавелли (1469—1527). Он был видным итальянским общественным деятелем, политическим мыслителем, историком и военным теоретиком. В период Республики Макиавелли активно занимал место секретаря Совета десяти (1498—1512), выполняя важные дипломатические поручения. Свой политический и гражданский опыт он изложил в трудах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Государь».

В первом трактате он на исторических примерах разъясняет отношение римлян к государству, его социальной роли и пытается внушить подобное своим современникам. Во втором, самом известном трактате Макиавелли вскрывает сложные проблемы взаимодействия государства, религии и морали. Он утверждает, что необходимость, лежащая в основе событий, представляет собой только предпосылку человеческого действия, прежде всего политического. Церковь, пытаясь соединить в своих руках светскую и духовную власть, расшатала моральные устои государственности и ослабила в людях стремление к служению государю.

Он раскрывает способы создания сильного государства в условиях, когда среди народа не развиты гражданские добродетели. Более того, итальянский ученый подчеркивает добродетели, которые помогают людям справиться с судьбой, понять происходящее. Во-первых, это стремление познать, изучить объективные обстоятельства, в которых они живут и действуют; во-вторых, воля, энергия, духовность, которые человек может противопоставить процессу слепой судьбы.

При этом он не отвергает нравственный идеал христианства, но показывает его несоответствие реальной жизни. Как политический мыслитель он утверждает, что религия способна выступить политическим инструментом, обеспечить государственное духовное единство. Однако христианство не в силах выполнить эту ответственную миссию, ибо призывает верующих переносить свои надежды на небеса, отвергая земные блага. В силу этих обстоятельств этический идеал христианства практически неосуществим. Свои симпатии он отдает язычеству с его стремлением воспитывать в людях активность, желание стать сильным и телом, и душой воином. Только религия, прославляющая воинов и полководцев, воспитывающая жестоких и храбрых граждан, может быть подлинной помощницей политики.

Государь, выступая как частное лицо, должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия диктуются заботой о процветании и могуществе государства. «Надо являться в глазах людей, — рассуждает Макиавелли, — сострадательным, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить себя и в противоположном качестве, если это окажется необходимо[35]».

Реальная политика не оставляет места для моралистического объяснения. Тот, кто всегда хотел бы следовать добру, утверждает Макиавелли, неизбежно погибнет среди столь многих людей, чуждых добру. Вот почему государю, желающему удержаться у власти, необходимо научиться умению быть недобродетельным либо не применять добродетель по мере необходимости. Вот как он сам отразил эту мысль: «Один из нынешних государей, которого воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно бы лишился могущества либо государства[36]».

Впоследствии макиавеллизмом стали называть мысли и действия, пренебрегающие нормами и принципами морали при достижении политических целей, исходящие из того, что цель оправдывает средства.

Видным мыслителем и разработчиком этики в эпоху позднего Возрождения был Мишель де Монтень (1533—1592). Он был политическим деятелем, мэром города Бордо, выступал за веротерпимость, против феодальной анархии. Главным трудом жизни М. Монтеня стала его книга «Опыты», которую он написал после ухода от политической деятельности. Жанр его труда — философские размышления, в которых нет четкого, структурного плана и строгой последовательности.

В познавательном отношении он выступает с позиции скептицизма. Автор не абсолютизирует какой-либо авторитет, будь то Аристотель или Платон. Главное для человека, обращает внимание французский исследователь, — его опыт. Именно с опыта все начинается, но он, в свою очередь, должен подвергаться сомнению и критике.

Главным предметом «Опыта» выступает нравственная жизнь человека. Автор труда хочет помочь возникновению разумной практической морали. Его исходная позиция сводится к тому, что правильное поведение индивида не может строиться на религиозных взглядах или обычаях. Они по своему содержанию довольно разнообразны и потому относительны. Однако добродетель в трактовке Монтеня вовсе не является похожей на то содержание, которое преподносится средневековыми схоластическими школами и их последователями. Он отвергает унылую и злобную добродетель, которая предстает в виде устрашающего пугала для человеческого рода. В противовес такому пониманию Монтень утверждает свое видение добродетели. Она, по мнению французского мыслителя, имеет своим путеводителем природу, а спутником — счастье и наслаждение.

Цель добродетели, которую диктует природа, заключается в том, чтобы хорошо прожить жизнь и должным образом выполнить человеческое предназначение. Жизнь во всей ее сложности и многообразии должна быть принята с радостью и мужеством. Примечательно, что пример мудрого и ценностного отношения к жизни Монтень находит среди крестьян.

Этические воззрения Монтеня индивидуалистичны. Он отвергает как диктат религиозных догм, так и диктат общественных установлений. Только личный индивидуальный опыт, постоянно подвергаемый сомнению, только стремление следовать естественным законам ведет человека по истинному пути. Индивидуализм Монтеня, судя по содержанию его «Опытов», резко противостоит лицемерию, которое господствует в реальном мире. Он показывает, что провозглашаемые людьми добродетели зачастую не соответствуют их реальной морали, сводящейся к эгоистическому стремлению как можно больше получить для себя.

Разговоры же о служении обществу и любви к ближнему лишь только декларируются, но не реализуются на практике. По мнению ученого, гораздо честнее быть явным негодяем, чем негодяем, который прикрывается фальшивой добродетелью. Самое важное в этических воззрениях Монтеня — это провозглашение и отстаивание им самодостаточности и самоценности человеческой жизни, цель которой — в ней самой. Не загробные перспективы, не перспективы жизни, а сам ее процесс — вот что достойно внимания и заботы. Следовательно, смыслом человеческой жизни выступает не религия, а собственная нравственность. Этот смысл человек созидает сам, своими нравственными усилиями, не оглядываясь на внешние авторитеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: