Этика служебных отношений

Научно доказано, что в основе большинства конфликтных ситуаций в организациях лежат три основных группы причин.

1) Недостатки, организации труда (нормирования труда, начисления заработной платы, морального и материального стимулирования).

2) Недостатки в управлении.

3) Недостатки, связанные с межличностными отношениями в коллективе.

Третья группа причин имеет не меньшее значение, чем первые две и на нее приходится не менее 1/3 конфликтов в организациях.

Отсюда важнейшая задача любого коллектива – поддержание здоровой морально-психологической атмосферы внутри себя, создание обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания.

От здорового психологического климата в организации, взаимного уважения, равно как и от строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе) зависит не только работоспособность сотрудников, но и стабильность организации в целом, моральная устойчивость ее коллектива.

Созданию такой атмосферы во многом способствует знание и соблюдение норм служебной этики, правил служебного поведения. Как и при любом человеческом общении, главное назначение этих норм и правил – гуманизировать и облагородить отношения между членами коллектива, коллегами и сотрудниками.

По общему мнению, нормы служебной этики облегчают и упрощают взаимоотношения между членами организации, служат определенной гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга. Это объясняется тем, что, предписывая определенный стиль поведения и взаимоотношений, нормы служебной этики позволяют человеку правильно ориентироваться в обстановке и, зная как поведет себя тот или другой коллега в данной ситуации, вести себя соответственно и чувствовать себя комфортно. В отличие от норм, регулирующих отношения людей в частной жизни, нормы служебной этики требуют от людей, занимающих то или иное положение в обществе, вести себя адекватно этому положению.

В данном случае речь о служебной этике (этике служебных отношений), а не о служебном этикете. Эти понятия не следует смешивать и отождествлять.

Служебный этикет - внешнее соблюдение норм служебного поведения и общения.

Служебная этика – более широкое понятие, прямо связанное с необходимостью нравственной оценки отношений внутри коллектива и моральным выбором. Так, вряд ли требование к руководителю не повышать голоса на подчиненного, не жаловаться на своих подчиненных вышестоящему начальнику, можно отнести к требованиям обычного служебного этикета. Здесь речь уже идет об уровне внутренней культуры руководителя, предполагающей внутреннюю нравственную убежденность в правильности своих поступков.

Служебная этика – совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности.

Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. Чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем большую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов.

В основе служебной этикивсегда служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.

В процессе управленческого общения могут складываться отношения различного рода – служебные, деловые, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские. Их учет и различие серьезно значимо. Так, приятельские отношения возникают или на основе личной симпатии, или при наличии общих интересов, как, правило, они поддерживаются личными контактами. А товарищеские отношения складываются в ходе совместной деятельности, на основе единства целей и интересов, общности взглядов, отличаются постоянством, привязанностью людей друг к другу. В отличие от первых 2-х типов отношений служебные (формальные) отношения возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей (врач – пациент, чиновник – посетитель, руководитель – подчиненный). Эти отношения регулируются служебными инструкциями и нравственными нормами (требование служебного долга, взаимное уважение и вежливость и др.).

Наибольшую сложность в этике служебных отношений доставляет проблема соотнесения понятий «дружбы» и «службы» в рабочем коллективе, в отношениях между руководителем и его подчиненными, между сотрудниками учреждения.

Дружба – великое чувство, помогающее человеку во многих жизненных ситуациях. А как быть с этим чувством в рамках служебных отношений, основанных на принципе служебной субординации, приоритете служебного долга? Очевидно, что ни разница в статусе, ни служебный характер отношений не могут ни нарушить, ни тем более отменить глубокое чувство дружбы между людьми. Но очевидно также, что приятельские и дружеские отношения не должны определять поведение служащего, должностного лица при исполнении им служебных обязанностей и тем более нарушать общие для всех нормы и требования служебного поведения.

Одним из основополагающих принципов служебного поведения является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением.

Уважение и внимание к людям предполагают искреннее проявление интереса и заботы о каждом отдельном человеке. Очень важную роль играют похвала и поощрение. Хуже работает и выполняет свои служебные функции не тот, кого часто ругают, а тот, кого никак не оценивают.

Одна из норм служебной этики – быть непримиримым ко всему, что мешает работать, проявлять требовательность как к коллегам по работе, так и к самому себе. В то же время требовательность к людям не должна сводиться к установлению для них запретов и ограничений, она должна способствовать и побуждать человека совершать хорошие поступки. Быть требовательным – не значит быть придирчивым и тем более грубым и жестоким. Это значит, быть одинаково строгим как к поступкам других людей, и к своим собственным, что воспринимается как высшая справедливость. Несправедливость в отношениях не прощается людьми. Особенно недопустимо вести себя невежливо и грубо по отношению к тем, кто находится ниже на служебной лестнице и не может ответить.

Критика (др.-греч. – искусство разбирать, суждение) – разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку.

Одной из самых сложных и деликатных проблем служебной этики является проблема правильного отношения к критике. Еще Конфуций советовал подбирать на службу не угодливых людей, а тех, кто имеет собственную позицию, принципиален в отстаивании своих взглядов. Но, как свидетельствуют факты, люди чаще болезненно воспринимают критику, склонны абсолютизировать правильность своего мнения, что во многом объясняется особенностями человеческой природы. Поэтому важно научиться правильно относиться к критике и по возможности конструктивно воспринимать критические замечания в свой адрес.

Следует помнить, что:

• нет бесполезной критики; критика является формой помощи в решении возникающих проблемных ситуаций;

• необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;

• основной принцип восприятия критики – «все, что я сделал, я мог бы сделать лучше»;

• наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;

• отсутствие критики является показателем пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;

• критика позволяет выяснить и лучше понять отношение критикующего к другой стороне;

• необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Важно правильно относиться к критике и воспринимать ее, прислушиваться к замечаниям, знать основные правила критики. Особенно, если речь идет об управленческой деятельности, в процессе осуществления которой руководителю приходится постоянно сталкиваться с необходимостью критического разбора выполняемых партнерами или сотрудниками задач. Незнание выработанных на основе опыта человеческого общения правил критики приводит к конфликтным ситуациям, ухудшению отношений с коллегами и деловыми партнерами.

В учебнике «Управление персоналом организации» (под ред. проф. А. Я. Кибанова) представлены основные правила критики и рекомендуемая последовательность их применения. Авторы считают, во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. Главное условие любой критики – максимальная осторожность и корректность, уважение к человеку, готовность помочь ему найти решение по выходу из сложившейся ситуации.

Одно из правил служебной этики – умение слушать другого, не перебивать, когда человек говорит, не навязывать ему своего мнения. В беседе с коллегами или подчиненными следует помнить о двух правилах общения: 1) лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; 2) люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Рассмотренные принципы и нормы этики служебных отношений имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности ГиМС. Служба в аппарате органов государственной и муниципальной власти должна представлять собой образцовый тип управления, являться примером нравственности и культуры отношений. Но как показывает практика ГМУ, гуманизация отношений на ГиМС невозможна без оздоровления атмосферы делового общения, улучшения нравственно-психологического климата в органах государственной власти и управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: