Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы

Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях; при работе в одиночестве; при чрезмерном дроблении разучи­ваемых упражнений (что имеет место при обучении методом «по частям»), к этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.

Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, что чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее развивается монотония, другие (и это больше отвечает действительности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в невысоком темпе.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привле­чет к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повто­рять их многократно необходимо, иначе разрушится навык.

Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости. Наоборот, заинтересованность в работе и знание ее результатов на каждом этапе не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, неприятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно значимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.

Монотонность тренировочной работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением мотивационной сферы спортсмена и полу­чило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере, в раздражительности спортсмена и получило название психического пресыщения.

Состояние монотонии. Монотония представляет собой качественно особое со­стояние, о котором можно судить по определенным критериям. Различают субъ­ективные и объективные признаки, характеризующие состояние монотонии.

Субъективные переживания. Имеется целая гамма субъективных симптомов: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление вни­мания, чувство неудовлетворенности и т. д. Такое богатство переживаний моно­тонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает равнодуш­но-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти пере­живания рождают такие явления, как ослабление внимания, переоценка вре­менных интервалов (время длится долго) и т. д. В возникновении этих субъек­тивных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществля­емой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное и интересное, то работа кажется однообразной и слиш­ком длительной.

Объективные симптомы состояния монотонии. При наступлении состояния монотонии возникает сложная картина психофизиологических изменений. Пока­затели, характеризующие состояние уровней регуляции, связанных со сложными функциями, и, прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи, с чем спортсмен может опо­здать с принятием решения. На фоне ухудшения сложных функций обнаружи­вается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличиваются мышечная сила и темп произ­вольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы возбуждение двигательной системы увели­чивается. Следовательно, о двигательном утомлении при развитии монотонии, по крайней мере, на первых стадиях, не может быть и речи.

Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокра­щений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из рабочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, он стано­вится глухим, а речь вялой.

Все многообразие изменений функций при развитии состояния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что в первую очередь при моно­тонии страдают творческие функции, связано с образованием «мотивационного вакуума», выражающегося в потере интереса к работе. Торможение, возникаю­щее на этом уровне, снижение активации имеет следствием усиление парасимпа­тических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако поскольку работа должна быть продолжена, возника­ет противоречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека, направленная на регуляцию и контроль над деятельностью, с другой — работа должна продолжаться при оптимальном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочими действиями. Выход из этого положения организм спорт­смена находит в повышении активности двигательной системы: увеличивается (порой подсознательно) темп деятельности, возрастают мышечные усилия и бы­строта простого реагирования на сигнал. Все указанные изменения — не резуль­тат продолжающегося врабатывания при двигательной деятельности, а отраже­ние механизмов саморегуляции. Увеличение двигательной активности приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрствованием, к ней­трализации до некоторой степени развивающегося в мотивационной сфере тор­можения, что является своеобразным механизмом взбадривания.

Рассмотрим факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии.

Характер и условия работы. Очевидно, напряженность (высокий темп рабо­ты) и информационная «загрузка» замедляют наступление монотонии. Однако в исследовании В.А. Сальникова, проведенном на штангистах, показано, что возникновение состояния моно­тонии может наблюдаться и при большой интенсивности тренировочных нагру­зок. Применялись два вида тренировочных нагрузок — объемная (большой ин­тенсивности) и интенсивная (субмаксимальной интенсивности). Оказалось, что первый вид нагрузки чаще вызывал состояние монотонии, чем утомления. Ин­тенсивная нагрузка, наоборот, реже вызывала состояние монотонии и чаще — состояние утомления. При этом играли роль и типологические особенности: объ­емная нагрузка вызывала состояние монотонии чаще у лиц с сильной нервной системой, а интенсивная нагрузка приводила к утомлению лиц со слабой нервной системой. Развитие монотонии зависит от темпа работы — свободного или выну­жденного: она наступает позже при свободном темпе работы.

Тренировки, проводимые на открытой местности, менее монотонны, чем заня­тия в залах, гребных бассейнах, на дорожках стадиона.

Уровень физической подготовленности. У спортсменов монотония наступа­ет позже, чем у людей, не занимающихся спортом. В условиях тренировочной деятельности у спортсменов со стажем монотония появляется позже, чем у но­вичков.

Отношение к работе. Отсутствие желания тренироваться приводит к быстро­му развитию состояния монотонии. Поэтому при изучении спортсменов с раз­ным стажем был выявлен несколько неожиданный факт. У гребцов со стажем больше пяти лет устойчивость к моно­тонии уменьшалась: жалобы на апатию и скуку у них появлялись даже раньше, чем у спортсменов с небольшим стажем занятий греблей. Очевидно, у спортсме­нов с малым стажем (до пяти лет) наряду с ростом тренированности увеличива­лась и неспецифическая устойчивость к любому виду деятельности, в том числе и содержащему элементы однообразия. Кроме того, в стремлении достичь спор­тивных вершин они с увлечением выполняли даже однообразную деятельность. У спортсменов с большим стажем (пять лет и выше) на фоне высокой трениро­ванности мотивация к тренировочной деятельности, особенно в условиях бассей­на (у гребцов) или зала (у велосипедистов), была снижена, в результате чего они с нежеланием относились к выполнению однообразных упражнений в течение продолжительного времени. При этом следует заметить, что опытные спортсме­ны в большинстве случаев испытывали состояние монотонии «в чистом виде», в то время как у новичков монотония появлялась чаще на фоне жалоб на уста­лость. Эти результаты можно объяснить тем, что большая «жажда» деятельности гребцов-новичков приводит к тому, что тренируются они увлеченно и замечают монотонию только тогда, когда устают.

Интерес к монотонной работе зависит еще и от того, насколько эта работа со­ответствует направленности и уровню притязаний личности, а также потребно­сти личности в определенном виде деятельности.

Личностные и индивидные особенности человека, в частности типологические проявления основных свойств нервной системы. Еще С. Уайт в 1930-х годах от­мечал, что люди живого темперамента более подвержены монотонии, чем лица флегматичные. Н.П. Фетискиным установлено, что на скорость возникновения состояния монотонии оказывает влияние целый комплекс свойств нервной си­стемы. Одно сочетание — монотонофильный типологический комплекс (инерт­ность нервных процессов, слабая нервная система, преобладание торможения по внешнему балансу и преобладание возбуждения по внутреннему балансу) — уси­ливает устойчивость к монотонности; другое сочетание — монотонофобный типологический комплекс (подвижность нервных процессов, сильная нервная система, преобладание возбуждения по внешнему балансу и преобладание тормо­жения по внутреннему балансу) — ослабляет эту устойчивость.

Меньшая подверженность монотонии инертных субъектов по сравнению с под­вижными субъектами обусловлена, очевидно, более стойкими очагами возбужде­ния, возникающими во время работы. В отличие от инертных подвижные предпо­читают работу, сочетающую в себе высокий темп, разнообразие рабочих дейст­вий, меньшую их повторяемость, поэтому однообразная работа быстро вызывает у них состояние монотонии, в то время как инертным монотонная деятельность даже импонирует.

Различия в типологии между монотонофильными и монотонофобными людь­ми могут служить, вероятно, основой для отбора лиц в те виды спортивной дея­тельности, где постоянно имеет место монотония. При этом нужно заметить, что лица с монотонофильным типологическим комплексом имеют, как правило, бо­лее высокую мотивацию к монотонной работе. Н.П. Фетискин нашел, что и дру­гие личностные особенности влияют на быстроту развития состояния монотонии: монотония быстрее появляется у лиц с высоким нейротизмом, большой общи­тельностью (экстравертированностью) и с высокой самооценкой, которая отра­жает в какой-то степени высокий уровень притязаний.

По данным В.Ф. Сопова, монотонофильные спортсмены характеризовались рассудительностью, сдержан­ностью, уверенностью в себе, невозмутимостью, реалистичностью, исполнитель­ностью, быстрой обучаемостью, удовлетворенностью достигнутым, уравнове­шенностью, интровертированностью.

Монотонофобные спортсмены обладали беспечностью, мечтательностью, тре­вожностью, низкой исполнительностью, медленной обучаемостью, неуравнове­шенностью, экстраверсией.

Соревновательная успешность монотонофильных спортсменов (гребцов и бе­гунов на длинные дистанции) была выше, чем монотонофобных спортсменов.

Меры борьбы с монотонней должны быть разнообразными и многоплановы­ми. Основными, проверенными на практике являются: деление тренировочного занятия на временные отрезки с помощью пауз; усиление мотивации благодаря объяснению цели деятельности; установление поэтапных целей вместо бесконеч­ного количества повторений одних и тех же действий (например, лучше давать задание попасть мячом в корзину не 200 раз подряд, а сериями — 20 раз по 10 бро­сков и т. п.). Эти несложные меры обеспечивают целенаправленность и значи­мость работы на каждом этапе.

Целесообразно также использовать и объединение простых элементов разучи­ваемых упражнений в более сложные, увеличение темпа работы, смену работы, использование различных сенсорных раздражителей.

Например, американские и австралийские тренеры по плаванию борются с монотонней во время тренировочных занятий, используя подводную музыку или давая пловцам на тренировку шесть пар очков со стеклами разного цвета, которые спортсмены время от времени меняют.

Способствует снятию монотонии введение элемента соревнования (например, бег или плавание за лидером на тренировочных занятиях).

Эффективным бывает отключение внимания от выполняемой деятельности и переключение его на другие объекты. Этот прием часто используют скороходы и бегуны-марафонцы, деятельность которых весьма однообразна.

Однообразие условий деятельности может вызывать не только острое состоя­ние монотонии, но и хроническое, когда работа во время тренировки этого со­стояния не вызывает, а состояние монотонии появляется каждый раз непосред­ственно перед тренировкой, в состоянии покоя. Очевидно, причина их в том, что для проведения контрольных встреч используется один тот же соперник и спортсмены не испытывают чувства новизны, приподнято­сти. Следует периодически менять спарринг-партнеров.

Состояние психического пресыщения. Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому состоянию — психическому пресыще­нию. По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно со­стоянию монотонии. Так, спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а, на­оборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному изменяются и физиологические показатели: время слож­ной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагиро­вать быстрее, но не совсем адекватно. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются.

Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается пер­вично. Последний случай чаще характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению ин­тенсивной кратковременной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мо-тивационном уровне регулирования. Это состояние еще плохо изучено, однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является пре­кращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое зна­чение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к сорев­нованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации мо­жет приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к со­ревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятнико-образное построение тренировочного цикла.

Экспериментально этот вопрос был изучен уже цитировавшимися выше М.С. Фидаро­вым и Н.И. Болдиным. Одна группа тренировалась по общепринятой форме построе­ния недельного тренировочного цикла (трехразовые занятия на ковре). Тренировки не были напряженными ни физически, ни психически. Вторая группа исследовалась на предсоревновательном сборе, продолжавшемся 19 дней. Тренировочные занятия были напряженными, с большим числом специальных тренировочных средств. Третья группа тренировалась перед соревнованиями по типу двух микроциклов: «специализированно­го» (4 дня) и «контрастного» (2 дня). Нагрузка во второй и третьей группах была оди­наковой, разница состояла лишь в структуре распределения тренировочных заданий. Было установлено, что реже всего монотония и психическое пресыщение развивались в третьей группе борцов, а тренировочный эффект был достигнут наибольший. Чаще всего эти неблагоприятные состояния возникали во второй группе.

5.6. Вопросы для повторения и закрепления:

1. Дать представление о структуре и классификации двигательных качеств.

2. Дать психофизиологическую характеристику основных двигательных качеств.

3. В чем заключаются половые и возрастные особенности двигательных и психофизиологических качеств.

4. Дать психофизиологическую характеристику состояний тренированности и «спортивной формы».

5. В чем сущность состояния парабиоза.

6. Дать психофизиологическую характеристику состояний, вызванных интенсивной длительной деятельностью.

7. Дать психофизиологическую характеристику состояний, вызываемых монотонной тренировочной деятельностью.

5.7. Темы рефератов и практических работ для самостоятельной и индивидуальной работы:

1. Психофизиологические основы развития двигательных качеств.

2. Меры предупреждения и борьбы с умственным и физическим переутомлением.

3. Активный отдых как способ срочного уменьшения утомления.


Литература.

1. Алейникова Т.В., Физиология центральной нервной системы / Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, Г.А. Кураев, Г.Л. Фельдман. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 384 с.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.

3. Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Наука, 1970.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966.

5. Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология/ Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.

7. Дифференциальная психофизиология. Учебник для вузов. / Под. ред. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2001. — 596 с.

8. Дудел Дж., Рюэгг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985.

9. Ильин Е.и. Дифференциальная психофизиология. С.-Петербург, 2001.

10. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин– СПб: Питер, 2009. – 352 с.

11. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – М.: 2003. – 384 с.

12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин– СПб: Питер, 2005. – 416 с.

13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин – М: Просвещение, 1983. – 223 с.

14. Никитюк Б.А. Интегральные подходы в возрастной и спортивной антропологии / Б.А. Никитюк – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 219 с.

15. Николаева Е.И., Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. / Учебник для студентов биологических, психологических, медицинских факультетов университетов. – Новосибирск: Лада, 2001. - 442 с.

16. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А. Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991.

17. Озеров В.П., Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров. - Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.

18. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений: в 2 т. / Под редакцией Б.И. Ткаченко. - СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. - Т. 1 - 567 с., Т. 2. - 412 с.

19. Психофизиология. Учебник для вузов. / Под. ред. Ю.А.. Александрова. — СПб.: Питер, 2001. — 496 с.

20. Родионов А.В.Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС, 1973.

21. Сентябрев Н.Н.. Направленная релаксация при напряженной мышечной деятельности человека. Волгоград, 2004. 142с.

22. Симонов В.П. Адаптивные функции эмоций//Физиология человека,. 1996. Т.22,№2, с.5-9.

23. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы/ В.М.Смирнов, В.Н.Яковлев.- М. Академия, 2002.- 352 с.

24. Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л.: Наука, 1973.

25. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

26. Таймазов В.А., Голуб Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена. (Методы оценки и коррекции) / СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. – 400 с.

27. Физиологические основы здоровья человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб; Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с.

28. Фомина Е.В. Общая и спортивная психофизиология: Учебное пособие / Е.В. Фомина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. – 140 с.

29. Фомина Е.В. Функциональные асимметрии мозга и адаптация к экстремальным спортивным нагрузкам /Е.В. Фомина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 244 с.

30. Хомская Е.Д., Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование)/ Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 268 с.

31. Хомская Е.Д., Нейропсихология индивидуальных различий. / Е.Д Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Бутыка, Е.В. Ельникопова М. Российское педагогическое агентство, 1997. – 281 с.

32. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.

33. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М., Мир,. 1981.

34. Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М.: Мир, 1982.

 

 


 

 

Учебное издание

 

 

КАМЧАТНИКОВ Алексей Геннадиевич

 

 

ПсихофизиологиЯ спортивной

деятельности

 

 

Ответственный за выпуск:

 

проректор по учебной работе, доцент Сергеев В.Н.

 

Подписано в печать 15.11.2010 г.
Усл. печ. листов - 7,6 п. л.

Тираж 100 экз. Заказ № ______

Отпечатано на множительной технике.

_____________________________________________________________________

 

Издательство

ФГОУВПО Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, Волгоград, пр. Ленина, 78.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: