Тема: Знакомые незнакомцы

Задачи:

■ упражнять в нахождении знакомого объекта в необычной об­становке;

■ развивать внимательность;

■ развивать конструктивное мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения [3].

«Рожицы»: различные мимические движения (надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, высовы­вать язык).

«Домик»: соединить концевые фаланги пальцев рук; паль­цами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, затем наоборот; отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

II. Игра «Торопливый художник» (с 69).

У художника осталось мало бумаги, а нарисовать хотелось многое. Он постарался уместить все на одном листе. Расска­жите, что нарисовал художник.

— Определите недорисованную часть предмета (с. 133 или
отдельные рисунки: собака без хвоста, рыба без плавника,
часы без минутной стрелки, лицо без бровей и т. д.).

III. Работа в парах «Отыщи зверей в лесу» (с. 94).

— Запишите названия тех животных, которых вы нашли.

— Подберите к ним слова-прилагательные.

IV. Работа по книге «Кто больше запомнит» (с. 91).
Показать рациональный способ запоминания пар слов (по

ассоциации).

Игра «Опиши товарища».

V. «Кляксография».

Поставить кляксы гуашью разного цвета и формы:

— Хотела написать, что вы молодцы, и случайно постави­ла кляксу. На что она похожа?

— А вы хотите поставить кляксы? (Ставят гуашью.)

— На что похожи ваши кляксы?

— Дорисуйте детали.


VI. «Исправь ошибку».

— Пока вы работали самостоятельно, я написала назва­
ния тех, кого тоже хотела бы нарисовать. Но:

Догадайтесь-ка, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души.

На доске написано: ЕЗКЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛ- ЧЯТА.

— Запишите слова без ошибок.

VII. «Разгадай шараду»:

С «Ы» мы мчим вас что есть мочи, С «У» мы ноги вам промочим.

{Лыжилужи.)

VIII. Обобщение.

IX. Рефлексия.

— Определите свое настроение, поставив кляксу любого
цвета.

Тема: КАК ПОСТУПИТЬ

Задачи:

■ совершенствовать умение находить выход из сложившейся ситуации;

■ развивать смекалку, сообразительность;

■ развивать умение предполагать получаемый результат.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Кинезиологические упражнения «Колечки», «Ребро, ла­донь, кулак» [3].

II. Игра «Перенеси мячи».

Предложить детям перенести в руках одновременно десять мячей от кеглей без помощи подручных средств. После многократных попыток спросить:

— Легко ли это сделать?

— Чем можно воспользоваться?

 

III. Работа по книге «Как поступить?» (с. 104, 105).

IV. Игра «Бывает, не бывает» (с мячом).

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч каждому по по­рядку и произносит фразы: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по кры-


ше гуляет», «По крыше гуляет собака», «Лодка по небу плы­вет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку».

Если фраза правильная — ребенок ловит мяч, если непра­вильная — не ловит.

V. Работа в парах «Чего не бывает?» (с. 168, 169).
Называть по очереди друг другу, что изображено на ри­
сунке, и говорить, может такое случиться или нет.

VI. «Что иногда я делаю не так».

Предложить детям подумать и критически взвесить, что они иногда делают не так.

VII. Чтение стихотворения:

Вот так дом

Я и папа — мы вдвоем Для собачки строим дом. Прочный дом, теплый дом, Не замерзнешь в стужу в нем.

Е. Коршунова

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Как бы вы его назвали?

— Почему радуется малыш? Заучивание стихотворения наизусть. Конкурс чтецов.

VIII. Обобщение.

IX. Рефлексия.

— Бывают ли у вас ошибки?

— Кому вы говорите о своих ошибках? Использование пиктограмм.

Тема: ЦАРСТВО ЦВЕТОВ

Задачи:

■ продолжать знакомство с названиями и жизнью цветов;

■ развивать смысловую сторону речи;

■ упражнять в развитии долговременной памяти;

■ продолжать работу над дифференциацией звуков С — Ш;

■ развивать воображение.

Ход занятия I. Организационный момент.

Ребенок называет свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву имени.


II. Целеполагание.

— Я хочу пригласить вас в царство цветов.

— Вы когда-нибудь там бывали?

— А хотели бы побывать?

— Почему?

— Мы побываем в царстве цветов, и цветы помогут нам почувствовать красоту природы. Мы будем слушать музы­ку, фантазировать, отгадывать загадки. Потренируем свое внимание, память. Эти качества пригодятся нам не только на уроках, но и во взрослой жизни.

III. «Назови царицу».

— Итак, мы отправляемся в царство. Но если есть цар­
ство, то должен быть и царь. А в нашем волшебном царстве
правит царица. Она прислала нам сообщение. Прочитав его,
мы узнаем, как зовут царицу:

Я, ребята,... (роза), Не люблю мороза. Лепестки мои нежны, Лишь с теплом они дружны.

Мой куст покрыт яркими цветами. (Роза.)

На ветках острые шипы. (Роза.)

Я стала красавицей благодаря людям. (Роза.)

— Ребята, пусть эти три розы украсят наш класс и подни-мут всем настроение.

— Как вы понимаете фразу «поднимут настроение»?

IV. Дифференциация звуков С — Ш.

— Какие еще цветы живут в этом царстве? (Дети вспоми­
нают названия цветов, а учитель демонстрирует картинки
с их изображением.)

— Разместите картинки с цветами в таблице (на доске):
прикрепите ромашку в правый нижний угол;
кувшинку — слева от ромашки и т. д.


— Определите место звуков С или Ш в слове (в названиях
цветов).

V. Игра «Что изменилось?».

Дети закрывают глаза, а учитель меняет картинки в таб­лице местами или убирает ту или иную картинку. Затем спра­шивает, что изменилось.

VI. «Будь внимателен».

— Давайте поупражняемся в произношении звуков С — Ш.
Повторяйте за мной:

Са-ша-са, ша-са-са, ша-ша-са, са-ша-ша-са и т. д.

VII. «Отгадай мой любимый цветок».
ПАНТЮЛЬ (тюльпан).

VIII. Пальчиковая гимнастика:

Тюльпан Вырос тюльпанчик в лесу на поляне.

(Руки в вертикальном положении.) Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы и слегка округлить.) Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмичные движения пальцами внизу — «корень*). Дружно дают под землей корешки.

IX. Работа по книге (с. 66).

— Составьте рассказ о том, как рос тюльпан.
«Где растут цветы?» (с. 24).

X. Практическая работа.
Посев семян астр.

XI. Обобщение.

XII. Рефлексия.

— Подарим цветам бабочку: ее цвет зависит от вашего на­
строения.

Тема: ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ

Задачи:

■ развивать орфографическую зоркость;

■ развивать устойчивость внимания, эмоции;

■ воспитывать душевную доброту.

Ход занятия I. Организационный момент.


— Человек, занимаясь физкультурой, тренирует мышцы, чтобы быть здоровым и красивым. Мы потренируем внима­ние, память, поупражняемся в грамотности письма, что при­годится не только на занятиях, но и тогда, когда вы станете взрослыми. Тема нашего занятия — «Поет зима, аукает».

— Сколько слогов в слове «зима»? На какой слог падает ударение?

— Слова можно не только произносить, их можно «от­хлопывать» ладошками. Повторите за мной ритмический ри­сунок (сильный хлопок означает слог, на который падает ударение):

х-Х-х Х-х-х-х х-Х-х-х х-х-Х-х х-х-Х.

II. Графический диктант.

Запись слов с постановкой ударения:

зима (и|а) — мороз (о|о); ком (о) — снеговик (е|о|и); снег (е) — мете'ль (е|е); кормушка (о|у|а) — птицы (и|ы); горка (о|а) — санки (а[и); иней (и|е) — здоровье (о|о|е).

— Кто больше вспомнит и запишет слов, соответствую­
щих теме нашего урока?

III. Игра «Какое слово спряталось?» (с. 89).

— Найдите в ряду букв слова и запишите их:
УГОЛВАБОЧКАИГРАКРАНА (угол, гол, бабочка, бочка,

рак, игра, кран, рана).

IV. «Отгадай загадку»:

Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома. Зовут меня... (зима).

— Подберите однокоренные слова к слову «зима». (Зи­мушка, зимний, зимовье, зимовка, зазимье, зимовать, пере­зимовать.)

— Вы любите зиму?

— Почему?

V. Работа в парах «Найди отличия» (с. 88).

— Найдите как можно больше отличий между рисунками.

— Чего больше всего на рисунках? (Снега.)


VI. Выразительное чтение (с доски): Снежная сказка

Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки.

С. Погореловский Подчеркните однокоренные слова.

VII. Пальчиковая гимнастика:

Замок

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули. Покрутили. Постучали и открыли.

VIII. Работа по картине С. А. Куприянова «Зима в лесу».

— Что изображено на картине?

— Почему вы решили, что это зимний лес?

— Кого еще изобразил художник?

— Некоторые звери и птицы спрятались в лесу. Кто спря­тался, вы узнаете, если расшифруете следующие слова:

ДЕВЬМЕД ЯЗЦА КЛОВ ЦИАСЛИ

IX. Чтение с доски:

Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда.

Объяснение орфограмм. Заучивание наизусть. Письмо по памяти.

X. Конкурс чтецов.

В четверостишиях вставить пропущенные буквы, вырази­тельно прочитать:

***

Спокойно спит сена в л..су, И снег совсем уж на носу. Снег до в..сны сену хр..нит. И пусть сена сп..койно спит.


***

Сонные сосны, сонные ели В саване снега ст..ят. Лес усыпили сн..га и м..тели, И сн..гопад, и сн.-гопад.

Зимние м..розы на дв..ре Заковали з..млю в декабре. Озеро замерзло на заре. Замелькали дети на г..ре.

Взаимопроверка.

XI. Прослушивание романса Г. Свиридова к повести А. Пуш­
кина «Метель».

Показ пейзажей зимнего леса из книги В. Алешко «Сви­дание с лесом».

Чтение стихотворения:

Все снег да снег

Все снег да снег, весь лес стоит в сугробах, Седые сосны искрами блестят, Сверкает снег, и на лесных дорогах Спокойно все кусты под снегом спят.

Весь лес стоит в спокойной светлой сказке, Тут славно потрудился Дед Мороз. Он быстро спрятал все лесные краски И белый плед с собою в лес принес.

В лесу все стихло. В саване искристом Спокойно спят опавшие листы, И только ветер с тихим странным свистом Слегка ласкает сонные кусты.

И если вдруг лиса хвостом ворсистым Слегка коснется сонного куста, То снега ком рассыплется на искры И вновь уснет лесная красота.

XII. Обобщение.

— Закройте глаза и представьте себя в зимнем,лесу. Какое
настроение вызывает у вас лесная тишина?

XIII. Рефлексия.

— Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего
занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внима­тельны. Запоминая стихотворение, мы поупражняли память.


Соприкоснувшись с красотой природы, я надеюсь, вы стали чуточку добрее.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо — улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше — по­аплодировали себе.

Тема: ПОЙМИ МЕНЯ

Задачи:

■ учить общению без слов;

■ развивать умение различать эмоции и характеризовать эмо­циональное состояние окружающих;

■ развивать наблюдательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Улыбнемся друг другу и пожелаем успеха.

II. «Определи настроение».

— Какое у меня настроение?

— Какие чувства выражает мое лицо?

III. Работа по книге (с. 81).

— Какое настроение у Павлика?

IV. «Поем вместе».

Песня «Улыбка» (ел. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

V. Игра «Жесты».

— Что еще, кроме улыбки, помогает нам понять друг дру­га? (Жесты.)

— Объясните без слов:

а) у вас все хорошо;

б) вы думаете над чем-то;

в) вы уходите;

г) вы не согласны с чем-то.

VI. «Что ты понял?» (с. 147).

VII. Работа по группам «Подбери слово».

Хорошее настроение

— Это словосочетание — магнит. Какие еще слова или
словосочетания притягивают как магнит?

VIII. «Будь внимателен» (с. 89).

— Найдите слова в ряду букв:

ВАУЛЫБКАКЛОУНАДАРАДОСТЬВАШАЛУР (булка, улыбка, клоун, удар, радость и др.).


IX. Тренируем память. Чтение стихотворения:

Жить без шуток плохо. Если ты обидчивый, Вспыльчивый, забывчивый, Хмурый, неуживчивый — Берегись подвоха!

В. Берестов

— Какими хотите быть вы? (Подбор слов противополож­
ного значения.)

X. Обобщение.

XI. Рефлексия.
«Дракон».

— Прикрепите листок со своим именем к той голове дра­
кона, которая соответствует вашему сегодняпшему настрое­
нию. (На доске рисунок дракона. Каждая из его голов выра­
жает определенное настроение.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: