III. Изучение нового материала. 1. Под руководством учителя учащиеся выписывают из ана-лизируемых предложений все словосочетания, выстраивая по-следовательную цепочку зависимостей

1. Под руководством учителя учащиеся выписывают из ана-лизируемых предложений все словосочетания, выстраивая по-следовательную цепочку зависимостей.

 

Видели вчера; видели в зоопарке; видели бабочку; необык-новенную бабочку. Изредка встречали; встречали на про-гулке; встречали знакомую; старую знакомую.

 

2. Анализ смысловой и грамматической связи слов в слово-сочетаниях. Определение, в каком из словосочетаний есть толь-ко смысловая связь. Вывод: поскольку наречие не изменяется, его связь с главным словом только смысловая. В остальных словосочетаниях учащиеся выделяют окончания и предлоги. Данный вывод учащиеся подтверждают словосочетаниями из домашнего задания.

       
 
 
   


3. Работа со стихотворением Ю. Владимирова (упр. 129): вы-разительное чтение наизусть, поиск словосочетаний (по части на с. 62). Это задание достаточно трудное, поэтому лучше его не предлагать в слабом классе.

 

Учащиеся закрепляют навык исключения из числа слово-сочетаний грамматической основы (с этого начинается ана-лиз) — мама сказала. Выписывают словосочетания, выявляют средства связи: сказала Нине, купи в магазине, фунт мяса, бутылку кваса, сахарный песок, спичечный коробок; купи масло, купи компот, купи фунт мяса, купи бутылку кваса, купи сахарный песок, купи спичечный коробок. Трудность со-стоит именно в том, что в части словосочетаний с главным сло-вом купи зависимая часть сама выражается словосочетанием. (На смешении именно этих элементов и основан комический эффект стихотворения.)

 

Дополнительно учащиеся объясняют, почему выражение масло и компот, в котором также два элемента, не являетсясловосочетанием.

 

4. В менее сильном классе (или для слабых учеников) пред-лагается упр. 132, которое сопровождается записью слов из рамочки в словарики. Обращается внимание на выражения на уроке, в музее, состоящие из двух слов, но представляющие со-бой существительные с предлогами. С этими словами учащиеся сначала составляют словосочетания, затем вводят эти словосо-четания в предложения. В словосочетаниях выделяют средства связи; в предложениях — грамматические основы. Выписыва-ются все другие словосочетания, имеющиеся в предложениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: