1. Чтение и анализ памятки «Как готовиться к сжатому изложению» (с. 170). При работе с памяткой учителю необхо-димо сделать несколько дополнений к алгоритму подготовки
к сжатому изложению (определить тему текста, составить план исходного текста, продумать начало и конец), а также остано-виться на способах сжатия текста (пункты 3, 4 памятки), рас-ширив работу с ними на конкретных примерах.
2. Способы сжатия определяются путём анализа примеров.
Способы | Примеры для работы | |||||
Примеры сжатия | учащихся (можно дать | |||||
сжатия | ||||||
одним текстом) | ||||||
Исключение | На краю деревни, позади | Тысячи разных | цве- | |||
(удаление, | тов | наполняли | воз- | |||
устранение | дух оранжереи своими | |||||
избыточного, | ма, | ароматами: пёстрые | ||||
лишнего, по- | с терпким | запахом | ||||
вторяющего- | толпился народ. (Н. Ни- | гвоздики, яркие япон- | ||||
ся, не самого | кандров) | ские хризантемы, се- | ||||
значимого, | Сквозь | ребристые | колоколь- | |||
служащего | ду проглядывало | чики хрупких ланды- | ||||
для «укра- | песчаное дно, | шей, лиловые и крас- | ||||
шения») | ные шапки гортензий, | |||||
скромные и | аромат- | |||||
в глубину, (тем) чернее | ные | фиалки. (А. Ку- | ||||
прин) | ||||||
ная вода. (В. Солоухин) | ||||||
Свеча плыла, и огонь ме- | Наконец, здесь | были | ||||
тался в разные стороны, | великолепные сорта | |||||
освещая | роз | всевозможных | ||||
Обобщение | оттенков: | пурпур- | ||||
ного, | ярко-красного, | |||||
(соединение, | ||||||
пунцового, | розового, | |||||
слияние) | ||||||
меты вокруг. (Л. Тол- | тёмно-жёлтого, неж- | |||||
стой) | но-жёлтого, | палевого | ||||
и ослепительно-бело- | ||||||
го. (А. Куприн) | ||||||
Л е к с и ч е с к а я р а б о т а:
Пурпурный — тёмно- или ярко-красный. Пунцовый — ярко-красный, багровый.
Палевый — бледно-жёлтый, цвета соломы, с розоватым оттенком.
III. Работа над текстом для изложения (упр. 144).
1. Работа над текстом согласно памятке и дополнениям, вне-сённым в неё.
2. Составление плана.
1) Люди кланяются пню.
2) Старый пень возгордился.
3) Деревья молчат.
4) Пень сердится.
5) Синичка говорит пню правду.
3. Определение основной мысли текста. Подбор заголовка. Учитель обращает внимание учащихся на «подсказку», кото-
рая есть в задании к упражнению (Гордость — это хорошо или плохо?), предлагает учащимся найти те предложения, в кото-рых встречаются слова с корнем - горд- (возгордиться, гордый),
подумать над тем, что такое гордость, как она себя проявляет, определить, как можно назвать поведение старого пня, срав-нить значения слов гордость и высокомерие, уточнить значе-ние глагола возгордиться.
Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения;2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.
Возгордиться — стать гордым; начать кичиться чем-либо. Кичиться — выставлять своё превосходство перед другими, дер-
жаться высокомерно.
Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пре-небрежительное отношение к окружающим.
— Можно ли сказать, что истинная гордость молчалива, что чувство собственного достоинства состоит в умении, с одной сто-роны, держать себя достойно, с другой — не унижать других?
4. Выделение главных (ключевых) слов и словосочетаний, за-пись этих выражений, анализ приёмов сжатия, пересказ текста.