1. Наблюдение над паузой и повышением тона. Учащимся предлагается прочитать фразу Поставлю статую золотую пику держащую. (Что золотое — статуя или только пика?), по-сле чего делается вывод об изменении смысла высказывания при перемещении паузы.
2. Чтение предложений в начале § 29, характеристика особен-ностей интонации: 1) выражение дружеского совета; 2) повыше-ние интонации в начале предложения и снижение голоса к концу;
3) вопросительная интонация; 4) интонация вежливой просьбы. При работе с предложением 3 учащиеся по очереди делают
каждое слово самым важным в вопросе, для чего выделяют его голосом. Готовят полные ответы как утвердительного, так и от-рицательного характера. (Вы читали рассказы Е. Носова? — Да, мы читали рассказы. — Нет, мы познакомились с его повестью.)
4. Учащиеся знакомятся с характеристикой предложений по цели высказывания (с. 70) и отражают результаты работы в та-блице, дополняя её иллюстрациями из раздаточного материала (выдержки из стихотворений Дж. Родари в переводе С. Марша-ка). Комментируют знаки завершения предложения.
| Предложения | Особенности | |||
| по цели вы- | Примеры | |||
| интонации | ||||
| сказывания | ||||
| Повествова- | Повышение | ин- | Хочу я по всей прокатиться | |
| тельные | тонации в | нача- | планете, | |
| ле предложения | Разведать, что делают де- | |||
| и снижение голоса | ти на свете. | |||
| к концу | ||||
| Вопроситель- | Вопросительная | Как их зовут? | ||
| ные | интонация | Хорошо ли живут? | ||
| Побудитель- | Интонация совета, | Бери перо, карандаши, | ||
| ные | приказа, просьбы, | Садись за парту и пиши. | ||
| требования | Учись писать неторопливо, | |||
| Красиво, прямо, а не криво. | ||||






