1. Учащиеся осваивают теоретический материал, коммен-тируют все признаки нового понятия, структурируют сведения о наречии в таблице, третья часть которой заполняется в те-чение урока. Учителю следует обратить внимание на то, что в определении обстоятельства в учебнике не перечислены зна-чения, которые обозначены вопросами п о ч е м у? з а ч е м? Они также вводятся в таблицу, а примеры к ним будут взяты из за-дания 5 (примеров в материалах учебника нет).
Вопросы обстоятельства | Значение | Примеры |
Г д е? к у д а? о т к у д а? | Место | Совершил здесь... |
К о г д а? | Время | Изменилась вечером... |
К а к? | Способ | Изменилась удивительно... |
действия | ||
П о ч е м у? | Причина | Заморгал от испуга... |
З а ч е м? | Цель | Водили напоказ... |
2. Упр. 191. Учащиеся работают с выделенными словами, внося их в таблицу. Подводя итог, учитель спрашивает, нет ли в первом предложении слова, которое является обстоятель-ством, но не выделено (удивительно).
3. Упр. 192 сопровождается словарной работой: запоминает-ся написание слова отовсюду.
Учащиеся на основе опыта предыдущих уроков делают вы-вод о том, что существительное с предлогом может быть и до-полнением, и определением, и обстоятельством, следовательно,
в предложении необходимо обращать внимание в первую оче-редь на смысловую нагрузку, которую несёт существительное.
4. Учитель предлагает учащимся вернуться к предложению из лингвистической разминки. Предложение разбирается по членам, выявляются второстепенные члены, отвечающие на во-просы обстоятельства. Учащимся рекомендуется подумать, как определяются смысловые связи глагола заорал и существитель-ного голосом. Учитель предлагает два варианта:
заорал (ч е м?) голосом (к а к и м?) истошным; заорал (к а к?) истошным голосом.
Учащиеся формулируют свою точку зрения, опираясь на смысл предложения и свои знания о значениях дополнений и обстоятельств.
5. Учащиеся подчёркивают члены предложения, называют способы их выражения, записывают в таблицу обстоятельства со значениями причины и цели.
1) Алёшка от испуга заморгал глазами и уронил свой ма-ленький фонарик на пол. 2) По улице слона водили, как вид-но, напоказ. (И. Крылов) 3) На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский) 4) Она постоянно нервничала
из-за ерунды.
6. Упр. 194. Дополнительно учащиеся определяют тему тек-ста, его основную мысль и роль обстоятельств.