1. Выразительное чтение текста учителем, формулиров-ка учащимися впечатления, которое произвёл на них рассказ
К. Паустовского.
2. Все ли слова понятны в тексте? Есть ли необходимость об-ратиться к толковому словарю? (Возможно, будет необходимо объяснить слова глумливый и посапывает.)
3. Составление плана в соответствии с заданием к упражне-нию и с опорой на памятку (с. 169).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что автор вы-делил три абзаца, т. е. обозначил три микротемы, что должно стать ориентиром при составлении плана. В то же время два из трёх абзацев достаточно развёрнуты, следовательно, можно вы-делить внутри каждого из них смену действий, картин или на-строений.
Учащиеся внимательно перечитывают текст, находят основ-ную мысль каждой части, формулируют её, выделяют повество-вательные и описательные фрагменты.
1. Необыкно- | странное ощуще- | Описание ощущения; | |
венная тишина | ние; | повествование: проснул- | |
лежал и прислу- | ся — лежал — прислушивал- | ||
шивался; | мёрт- | ся — понял; | |
вая тишина | описание тишины | ||
2. За стёклами | подошёл к окну; | Повествование: открыл гла- | |
всё было снеж- | одинокая луна; | за — подошёл к окну — уви- | |
но и безмолвно | большая | серая | дел; |
птица; | описание вида за окном; | ||
посыпался снег; | описание птицы с элемен- | ||
всё стихло | тами повествования: се- | ||
ла — поднялась и улетела; | |||
описание снега; | |||
описание состояния природы | |||
3. Земля похожа на застенчивую не- | Описание земли | ||
весту | |||
4. Выделение средств выразительности, которые помогают автору передать настроение изумления, которое он испытыва-ет от соприкосновения с удивительным природным явлением. Определение стиля речи.
5. Повторное выразительное чтение текста учащимися.
6. Устный пересказ.
II. Написание изложения.