Тема 4. Финансовый контроль в Республике Беларусь. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль.
Вопросы:
1. Понятие, цель, значение, задачи, принципы и основные направления финансового контроля.
2. Виды финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль.
3. Формы и методы финансового контроля.
4. Порядок организации и проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности.
5. Контрольно-ревизионная документация.
6. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль.
1. Понятие, цель, значение, задачи, принципы и основные направления финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.
Цель финансового контроля – установление достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств, проверка законности и эффективности действий по образованию, распределению и использованию денежных средств государства.
Значение финансового контроля – является важнейшим звеном государственного контроля за количеством и качеством труда, за мерой труда и мерой потребления, необходимость которого обусловлена действием экономического законодательства, последовательным осуществлением важнейшего принципа хозяйствования – режима экономии.
Задачи финансового контроля:
1) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;
2) проверка законности распределения финансовых ресурсов;
3) проверка целевого характера эффективного использования государственных средств;
4) проверка правильности совершения финансовых операций;
5) проверка соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Принципы финансового контроля изложены в Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля 1977 г. К ним относятся:
1) независимость;
2) объективность;
3) компетентность;
4) гласность;
5) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
6) неподкупность субъектов контроля;
7) обоснованность и доказательность информации, содержащихся в актах проверок и ревизий;
8) презумпция невиновности.
Основные направления финансового контроля в Республике Беларусь закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь»:
1) проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих учетный номер налогоплательщика;
2) запрещение проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации, присвоения учетного номера налогоплательщика, создания представительства иностранной организацией, получения лицензии;
3) назначение контролирующим (надзорным) органом плановых проверок в отношении проверяемых субъектов;
4) проведение внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным законодательством и др.
Виды финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и от степени подчиненности проверяемого объекта проверяющего субъекта выделяют следующие виды финансового контроля:
1) государственный – осуществляется органами государственной власти и управления на объектах, не находящихся в подчинении у этих органов (Президент Республики Беларусь, Парламент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк); контроль за исполнением бюджета;
2) внутриведомственный – осуществляется контрольно-ревизионными управлениями различных министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий и учреждений; проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
3) внутрихозяйственный – проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерией или финансовыми отделами) и направлен на непрерывное наблюдение за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
4) независимый (аудиторский) – осуществляется аудиторами (аудиторским организациями) при наличии лицензии, которые оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль – платный. Заключается договор на оказание аудиторских услуг. Бывает: внешний (проводится независимыми аудиторами и аудиторским организациями) и внутренний (проводится по решению субъекта хозяйствования); инициативный (проводится по решению субъекта хозяйствования или собственника) и обязательный (проводится 1 раз в год в ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, коммерческих организациях с иностранными инвестициями, представительства иностранных организаций). Результатом аудиторской проверки является заключение, состоящее из двух частей: аналитической (указывается заказчик, период проверки, результаты проверки, отмечаются факты не устраненных в ходе проверки нарушений, а также случаи нарушения законодательства при проведении финансово-хозяйственных операций) и итоговой (содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности предприятия);
5) общественный – осуществляется профсоюзными органами, ревизионными комиссиями, создаваемыми в организациях на общественных началах. К такому виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные органы, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщается о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.