Бухгалтерское сопровождение жизненных циклов организации

1. Бухгалтерское дело при создании организации.

2. Бухгалтерское дело при функционировании и развитии организации.

3. Бухгалтерское дело на этапе реорганизации хозяйствующего субъекта.

4. Бухгалтерское дело при ликвидации организации.


1. Бухгалтерское дело при создании организации

В соответствии с нормами гражданского законодательства организация считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом ст.51 Гражданского кодекса РФ установлено, что основанием для включения данных государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц является регистрация в уполномоченном государственном органе. В этой связи можно утверждать, что моментом возникновения организации является ее государственная регистрация.

Порядок регистрации юридических лиц, как вновь создаваемых, так и возникших в результате реорганизации, установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. Государственная регистрация предполагает представление в соответствующие органы создаваемым юридическим лицом необходимых документов, требования к оформлению которых утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Очевидно, что регистрация осуществляется при непосредственном участии потенциальных сотрудников бухгалтерской службы организации. Зачастую в небольших организациях ими производится подготовка необходимых документов для регистрации.

Вновь созданной организации необходимо осуществить:

Постановку на налоговый учет. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Порядок оформления документов при постановке на учет установлен приказом МНС РФ от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц». В статье 84 Налогового кодекса РФ указано, что налоговый орган, осуществляющий постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Постановку на учет во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского и социального страхования). Порядок постановки на учет во внебюджетные фонды регулируют следующие основные нормативные документы: Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ; «Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 570; постановление Фонда социального страхования РФ «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей» от 23.03.2004 г. № 27.

Необходимая информация о юридических лицах предоставляется во внебюджетные фонды регистрирующим налоговым органом. В пункте 19 постановления Правительства РФ «О едином государственном реестре юридических лиц» от 19.06.2002 г. № 438 отмечается, что регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица или внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет необходимые сведения о юридическом лице в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Открытие счета в банке. Статьей 86 Налогового кодекса РФ установлено, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту своего нахождения в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;

Выбор системы бухгалтерского учета и налогообложения. Главой 26.2 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность применения организациями упрощенной системы налогообложения. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право использовать упрощенную систему бухгалтерского учета на основании Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н.

Разработку учетной политики. При этом необходимо установить оптимальные для данного субъекта способы ведения и организации бухгалтерского учета, выбрав их из способов, допускаемых нормативными документами.

Статьей 52 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо действует на основании учредительных документов, т. е. устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В учредительных документах определяются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью и другие сведения. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Приступая к выполнению своих обязанностей, бухгалтерская служба должна быть хорошо знакома с содержанием учредительных документов организации. Это связно, прежде всего, с необходимостью соблюдения положений учредительных документов, установленных участниками (учредителями) организации. Так, в момент возникновения организации производится запись по формированию уставного капитала организации. При этом кредитовое сальдо по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать величине уставного капитала, отраженной в учредительных документах. Далее в учете осуществляется регистрация операций по внесению имущества в счет вкладов в уставный капитал. Бухгалтерская служба контролирует соблюдение условий и сроков оплаты уставного капитала. Учредителями также могут быть предусмотрены ограничения на некоторые виды имущества при оплате уставного капитала.


2. Бухгалтерское дело при функционировании и развитии организации

Функционирование организации представляет собой процесс осуществления ею финансово-хозяйственной деятельности. Особая роль в организации бухгалтерского дела хозяйствующего субъекта отводится учредительным документам. В процессе функционирования бухгалтерская служба, прежде всего производит регистрацию в системе учета фактов хозяйственной деятельности организации, которая, как отмечалось выше, должна осуществляться в строгом соответствии с учредительными документами. Кроме того, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращения по истечении срока ее действия.

В этой связи бухгалтерской службе необходимо постоянно отслеживать:

соответствие осуществляемых видов деятельности тем видам, которые установлены учредительными документами;

наличие лицензии на виды деятельности, которые подлежат лицензированию;

соблюдение сроков оплаты уставного капитала;

необходимость создания фондов, предусмотренных учредительными документами;

соблюдение принятого порядка распределения прибыли.

Существует, однако, и обратная связь, которая проявляется посредством влияния бухгалтерской службы на содержание учредительных документов организации. Сотрудники бухгалтерского аппарата могут указывать на необходимость, а в некоторых случаях – на целесообразность внесения изменений в учредительные документы организации для обеспечения соответствия ее деятельности положениям учредительных документов. Гражданским законодательством установлено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. В ряде случаев подготовка документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется при непосредственном участии бухгалтерской службы организации.

Подчеркивая значение бухгалтерского дела в процессе функционирования и развития организации, заметим что оно обусловлено, прежде всего, целью и задачами бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета определены в п.3 ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Квалификация сотрудников бухгалтерской службы оказывает влияние на состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также достоверность данных, которые в них формируются. Обеспечивая точность информации об имуществе и обязательствах организации, финансовых результатах ее деятельности, бухгалтерская служба способствует повышению обоснованности принимаемых управленческих решений.

Последнее десятилетие характеризуется изменением отношения к бухгалтерской профессии, которая становится творческой. Действующее законодательство предоставляет большие возможности по выбору тех или иных вариантов организации и ведения бухгалтерского учета, и от того, насколько оптимальным будет выбор, зависят: величина уплачиваемых налоговых платежей, показатели отчетности, привлекательность и надежность организации с точки зрения ее контрагентов. В этой связи можно утверждать, что решения бухгалтерской службы оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть значение действий, выполняемых работниками бухгалтерской службы в направлении реализации норм гражданского, налогового и трудового законодательства.

Очевидно, что бухгалтерское дело в процессе функционирования и развития организации не ограничивается ведением лишь бухгалтерского финансового учета и формированием внешней отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности. В рамках бухгалтерского дела выполняются также процедуры управленческого учета. Осуществляется учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и др., а расходов – по направлениям, сегментам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, а также осуществляется прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости и др. В ряде случаев требуются сведения, которые могут быть получены посредством специальной обработки данных бухгалтерского финансового анализа.

Таким образом, организация бухгалтерского дела в функционирующем хозяйствующем субъекте позволяет:

формировать в системе бухгалтерского учета достоверную и надежную информацию об имущественном и финансовом положении организации. необходимую для принятия управленческих решений;

получать результаты экономического анализа, позволяющие установить тенденции финансово-хозяйственной деятельности организации и определить направления ее развития на перспективу;

влиять на решения по вопросам совершения тех или иных финансово-хозяйственных операций;

соблюдать нормы гражданского, налогового и трудового законодательства, что в конечном итоге способствует обеспечению устойчивого развития организации.


3. Бухгалтерское дело на этапе реорганизации хозяйствующего субъекта

Законодательством предусмотрена возможность реорганизации юридических лиц, в процессе осуществления которой значительная роль отводится бухгалтерской службе.

В статье 57 Гражданского кодекса РФ отмечается, что реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Возможны также случаи реорганизации юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования только с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Гражданским кодексом РФ установлено, что:

при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

при присоединении одного юридического лица к другому к присоединенному переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;

при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, т. е. при изменении организационно-правовой формы, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Требования к передаточному акту и разделительному балансу содержаться в ст.59 Гражданского кодекса РФ и Методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 г. № 44н. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Отмеченные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

При осуществлении реорганизации юридических лиц ст. 60 ГК РФ предусмотрены гарантии прав их кредиторов. Письменно уведомить кредиторов о реорганизации юридического лица обязаны учредители (участники) или соответствующие органы, принявшие решение о реорганизации юридического лица. Выполнение этих требований нередко осуществляется работниками бухгалтерской службы.

Однако главной задачей бухгалтерской службы на этапе реорганизации хозяйствующего субъекта является представление о нем достоверной информации в бухгалтерской отчетности. Правила ее подготовки установлены Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. В документе отмечается, что формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

учредительных документов организации, возникших в результате реорганизации;

решение учредителей или соответствующих органов о реорганизации;

договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством случаях;

передаточного акта или разделительного баланса;

документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц: о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования; прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и. д.

При этом передаточный акт или разделительный баланс могут включать следующие приложения:

бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с действующими нормативными актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающие их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

первичные учетные документы по материальным ценностям, перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;

расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организацией о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций регулируют:

дату утверждения и период составления передаточного акта или разделительного баланса;

порядок оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества;

порядок оценки обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе;

правила подготовки заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации;

особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в различных формах.

В целом процесс реорганизации можно представить в виде последовательности действий: оформление решения о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации; уведомление кредиторов и дебиторов о реорганизации; проведение обязательной инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации; составление передаточного акта или разделительного баланса. Таким образом, проведение реорганизации невозможно без участия бухгалтерской службы организации.


4. Бухгалтерское дело при ликвидации организации

Немаловажная роль отводится бухгалтерской службе и на этапе ликвидации юридического лица. Известно, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Причиной ликвидации также может стать признание судом юридического лица банкротом. Несостоятельным (банкротом) в соответствии со ст. 65 НК РФ может быть признано юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Ликвидация юридического лица не может осуществляться без соответствующего бухгалтерского сопровождения, что обусловлено требованиями действующего законодательства. Так, учредители (участники) юридического лица или соответствующий орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны: письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения информации в Единый государственный реестр юридических лиц; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке установленной ГК РФ очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органных печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган представляются необходимые документы.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Очевидно, что выявление кредиторской задолженности и получение дебиторской задолженности, письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица, подготовка ликвидационного баланса, т. е. процедуры, выполнение которых необходимо в случае ликвидации организации, осуществляются с непосредственным участием ее бухгалтерской службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: