Структура положение о бухгалтерской службе

Тема 8. Организация бухгалтерского учета, анализа и аудита на предприятии

1.Структура и функции экономической службы.

2.Назначение и роль Положения о бухгалтерской службе в организации учетной деятельности.

3.Организация работы аппарата бухгалтерии.

4.Направления аналитической работы на предприятии.

5.Взаимодействие бухгалтерской службы с внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информации.

6.Особенности внутреннего и внешнего аудита.

7. Бухгалтерское сопровождение жизненных циклов организации.

 

 

Структура и функции экономической службы

Организация эффективной экономической службы является одной из главных задач, стоящих перед руководством организации. Структура экономической службы зависит от финансовой стратегии, от конкретных задач, стоящих перед организацией. Организация экономической службы начинается с определения функций и задач. Функции и задачи экономической службы стандартны и универсальны, но при этом должныучитывать специфику деятельности предприятия и требования собственников.

Основные функции и задачи экономической службы:

- ведение бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;

- представление налоговой и статистической отчетности в контролирующие органы;

- формирование международной финансовой отчетности;

- ведение управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности;

- управление финансами;

- планирование и бюджетирование;

- внутренний контроль;

- финансово-экономический анализ.

Иногда основные функции и задачи экономической службы дополняются функциями и задачами, присущими смежным подразделениям, например:

- автоматизация и информационные технологии;

- юридическое сопровождение, договорная работа;

- управление рисками.

Под функции внутри экономической службы (экономического департамента) создаются подразделения, отвечающие за конкретные задачи.

Как правило, экономический департамент делится на несколько блоков:

бухгалтерия, отдел внутреннего аудита, планово-финансовый отдел и др.

В зависимости от отраслевой специфики, масштабов бизнеса, наличия филиалов управляющей компании структура экономической службы от предприятия к предприятию может существенно различаться. Экономическая служба производственного предприятия выделяет отдел нормирования и расчета себестоимости. Строительная компания создает сметный отдел.

Холдинг со сложной юридической структурой выделяет отдел налогового планирования.

Организация экономической службы должна быть выстроена таким образом, чтобы функции смежных подотделов внутри финансовой службы не дублировались.

Назначение и роль Положения о бухгалтерской службе в

Организации учетной деятельности.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.

Основу построения процесса учета в хозяйствующем субъекте любой формы собственности составляет организация работы учетного персонала.

Бухгалтерский учет в зависимости от объема учетной работы может осуществляться по следующим вариантам:

• бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• штатная должность бухгалтера;

• передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации;

• ведение бухгалтерского учета самим руководителем организации.

Работа бухгалтерской службы организации основана на Положении о бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя. В этом Положении должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.

Структура положение о бухгалтерской службе

Положение о бухгалтерии относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации и имеет четко установленную структуру:

  • Общие положения
  • Цели и задачи
  • Функции
  • Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)
  • Взаимоотношения, служебные связи
  • Организация работы.

В разделе «Общие положения» определяются статус бухгалтерии, указывается выбранная форма ведения учета, устанавливаются численность и штат бухгалтерии, перечисляются законодательные и нормативные акты, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.

В разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи бухгалтерского учета в организации.

В разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерию в отношении ведения бухгалтерского учета

функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. В соответствии с перечисленными функциями разрабатываются должностные инструкции для работников бухгалтерии.

Раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» включает в себя должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основании норм Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерекой отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах.

В разделе «Взаимоотношения, служебные связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:

  • все структурные подразделения — по вопросам бухгалтерского учета;
  • юридическая служба — по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
  • кадровая служба — по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т.д.;
  • секретариат — по вопросам, связанным с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

В этом же разделе отражаются внешние связи:

  • с налоговыми, статистическими и социальными органами — представление соответствующей отчетности;
  • с банковскими структурами — осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии.

Раздел «Организация работы» содержит описание правил внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.

Таким образом, Положение о бухгалтерии — многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок работы бухгалтерской службы организации. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.

Функции, выполняемые бухгалтерской службой, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Задачами бухгалтерской службы являются:

  • организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
  • поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор оптимального их сочетания;
  • своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;
  • сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;
  • обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Конкретными формами решения задач бухгалтерской службы является разработка учетной политики, среди элементов которой:

  • финансовая политика;
  • кредитная политика;
  • политика управления денежными потоками;
  • амортизационная политика;
  • дивидендная политика;
  • политика формирования доходов и расходов;
  • налоговая политика;
  • разработка организационно-распорядительных документов (Положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);
  • составление графика документооборота организации;
  • создание номенклатуры дел и организация хранения документов;
  • формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
  • создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма учетного процесса).

Исходя из этих задач можно выделить основные функции бухгалтерской службы организации:

1. ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

2. организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе между подразделениями организации, в целях обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при совершении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов по утвержденным нормам, нормативам и сметам; для осуществления предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров действующему законодательству, последующего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций и первичных бухгалтерских документов в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

3. оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.

Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входят:

  • обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования;
  • контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации;
  • начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, проведение расчетов с работниками;
  • своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • своевременное проведение расчетов с налоговыми органами;
  • участие в инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
  • проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
  • широкое применение современных средств автоматизации учета;
  • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящимся к компетенции бухгалтерской службы;
  • хранение документов (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: