1 Становление дидактики как науки. Предмет и задачи современной дидактики.
2 Связь дидактики с другими науками. Понятийная система теории обучения.
3 Сущность процесса обучения. Структура и движущие силы процесса обучения.
4 Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
5 Реализация образовательной функции обучения. Основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками.
6 Реализация развивающей функции обучения в современной начальной школе.
7 Педагогические основы формирования у младших школьников общеучебных умений.
8 Воспитательная функция обучения. Характеристика средств воспитания младших школьников в процессе обучения.
9 Закономерности и принципы процесса обучения. Проблема дидактических принципов в современных исследованиях.
10 Принципы научности и систематичности обучения. Способы их реализации.
11 Принципы наглядности и доступности обучения. Способы их реализации.
|
|
12 Принципы сознательности, активности и прочности усвоения знаний, умений, навыков. Способы их реализации.
13 Научные основы содержания современного школьного образования. Формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения в процессе учебной деятельности младших школьников.
14 Учебные предметы начальной школы, их классификация. Интеграция обучения в начальной школе.
15 Учебный план школы. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
16 Учебные программы начальной школы, принципы их построения.
17 Государственный стандарт образования.
18 Учебники, их классификация. Функции и структура учебников.
19 Метод и прием обучения. Различные подходы к классификации дидактических методов и приемов.
20 Мотивы учения младших школьников. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
21 Выбор методов обучения и обоснование их выбора. Характеристика словесных методов обучения.
22 Наглядные и практические методы обучения.
23 Самостоятельная работа учащихся как метод обучения.
24 Диагностика обученности учащихся. Сущность и функции контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности школьников.
25 Оценка и отметка в процессе контроля успеваемости школьников. Сущность безотметочного обучения.
26 Понятие и типы дидактических средств. Педагогические условия эффективного использования дидактических средств в процессе обучения.
27 Формы организации обучения, их классификация. Характеристика различных систем организации учебного процесса (индивидуально-групповая, Белл - ланкастерская, классно-урочная, мангеймская, бригадная, "план Трампа").
|
|
28 Урок как основная форма обучения в отечественной школе. Современные требования к уроку.
29 Типы и структура уроков. Нестандартные уроки в начальной школе.
30 Домашняя учебная работа учащихся как форма обучения. Самоподготовка, ее сущность и методика проведения.
31 Экскурсия как форма организации обучения. Виды и методика проведения экскурсий в начальной школе.
32 Виды современного обучения. Сущность и методы объяснительно-иллюстративного обучения.
33 Сущность проблемного обучения и характеристика методов проблемного обучения.
34 Сущность и средства программированного и компьютерного обучения. Виды обучающих программ.
35 Психолого-педагогические основы развивающего обучения школьников в системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
36 Особенности учебного процесса в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке в МКШ.
37 Закон об образовании. Проблема непрерывного дошкольного и начального образования.
38 Концепция модернизации образования России.
Вопросы к экзамену