Тема 3. Философия Средних веков и Возрождения

 

План изучения

1. Особенности средневековой философии.

2. Этапы развития средневековой философии.

3. Антропоцентризм эпохи Возрождения.

 

Особенности средневековой философии

Средние века (5-15 века) были длительной эпохой господства христианства в Европе. Философия и религия были в то время настолько переплетены, что это дало повод Ф. Энгельсу определить философию как «служанку богословия», которая играет роль защитника религиозного вероучения. В общественном сознании средневековья доминировал геоцентризм – идея о том, что окружающий мир – творение Бога как сверхъестественной, всемогущей и животворящей силы. В средневековой философии человек рассматривался как несамостоятельное, целиком подчиненное Богу существо.

 

Особенности развития средневековой философии

Средневековую философию принято подразделять на два этапа.

1 этап – патристика «учение отцов церкви», время распространения христианства по Европе (5-11 века).

Главной фигурой этого периода был Аврелий Августин Блаженный. Можно выделить следующие основные положения его философии:

– Бог творец всего сущего;

– человек состоит из материального тела (плоти) и разумной души;

– общество разделено на Град Божий (священники и праведники) и Град Земной (грешники и язычники). Бог уничтожит Град Земной, но у грешников есть путь спасения – покаяние и обращение в христианство (таким образом, обосновывалась господствующая роль церкви в обществе и государстве, язычников призывали к обращению в христианство);

– человек познает мир двумя способами – с помощью органов чувств (поверхностное познание) и с помощью веры (истинное познание).

2 этап – схоластика, время господства христианства и религиозной философии в Европе (12-15 века).

Самый блестящий представитель этого периода – доминиканский монах Фома Аквинский, причисленный католической церковью к лику святых. Он известен тем, что предложил доказательства существования Бога:

– все движется, значит должна быть сила, начавшая движение, ею может быть только всемогущий Бог;

– все, что существует, имеет причину, значит должна быть первопричина – Бог;

– все в окружающем мире имеет какую-то цель, направляется к цели, имеет смысл, значит, существует какое то разумное начало, которое направляет все к цели – Бог;

– все стремится к совершенству, значит, должно быть абсолютное совершенство – Бог;

– в мире существуют случайности, но в целом все происходит закономерно, главный закон – Бог.

Фома Аквинский считал, что государство в форме монархии выражает волю Бога, но деятельность правителей должен контролировать папа римский. Расслоение общества на богатых и бедных даны от Бога, следовательно, люди должны смириться со своим положением.

Период Средневековья принято считать временем, когда из философии и культуры вообще изгонялось все, что не укладывалось в христианские догматы. Но не все так однозначно. Средневековая философия сохранила ряд идей древнегреческих и древнеримских философов. Она стремилась постичь духовный мир человека, приобщить его к возвышенному, то есть к Богу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: