План изучения
1. Особенности средневековой философии.
2. Этапы развития средневековой философии.
3. Антропоцентризм эпохи Возрождения.
Особенности средневековой философии
Средние века (5-15 века) были длительной эпохой господства христианства в Европе. Философия и религия были в то время настолько переплетены, что это дало повод Ф. Энгельсу определить философию как «служанку богословия», которая играет роль защитника религиозного вероучения. В общественном сознании средневековья доминировал геоцентризм – идея о том, что окружающий мир – творение Бога как сверхъестественной, всемогущей и животворящей силы. В средневековой философии человек рассматривался как несамостоятельное, целиком подчиненное Богу существо.
Особенности развития средневековой философии
Средневековую философию принято подразделять на два этапа.
1 этап – патристика «учение отцов церкви», время распространения христианства по Европе (5-11 века).
Главной фигурой этого периода был Аврелий Августин Блаженный. Можно выделить следующие основные положения его философии:
|
|
– Бог творец всего сущего;
– человек состоит из материального тела (плоти) и разумной души;
– общество разделено на Град Божий (священники и праведники) и Град Земной (грешники и язычники). Бог уничтожит Град Земной, но у грешников есть путь спасения – покаяние и обращение в христианство (таким образом, обосновывалась господствующая роль церкви в обществе и государстве, язычников призывали к обращению в христианство);
– человек познает мир двумя способами – с помощью органов чувств (поверхностное познание) и с помощью веры (истинное познание).
2 этап – схоластика, время господства христианства и религиозной философии в Европе (12-15 века).
Самый блестящий представитель этого периода – доминиканский монах Фома Аквинский, причисленный католической церковью к лику святых. Он известен тем, что предложил доказательства существования Бога:
– все движется, значит должна быть сила, начавшая движение, ею может быть только всемогущий Бог;
– все, что существует, имеет причину, значит должна быть первопричина – Бог;
– все в окружающем мире имеет какую-то цель, направляется к цели, имеет смысл, значит, существует какое то разумное начало, которое направляет все к цели – Бог;
– все стремится к совершенству, значит, должно быть абсолютное совершенство – Бог;
– в мире существуют случайности, но в целом все происходит закономерно, главный закон – Бог.
Фома Аквинский считал, что государство в форме монархии выражает волю Бога, но деятельность правителей должен контролировать папа римский. Расслоение общества на богатых и бедных даны от Бога, следовательно, люди должны смириться со своим положением.
|
|
Период Средневековья принято считать временем, когда из философии и культуры вообще изгонялось все, что не укладывалось в христианские догматы. Но не все так однозначно. Средневековая философия сохранила ряд идей древнегреческих и древнеримских философов. Она стремилась постичь духовный мир человека, приобщить его к возвышенному, то есть к Богу.