Немецкая классическая философия развивалась в основном в первой половине XIX века. Ее специфика состояла в обращенности к «небу»,
т.е. к теме Духа в различных его формах (индивидуальное и общественное сознание) и его роли в мироздании. В немецкой классике на идеалистической основе большое развитие получила диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. Немецкие философы внесли также значительный вклад в осмысление человека как существа духовного и деятельного, творца новой реальности – мира культуры.
Родоначальником классической немецкой философии принято считать
И. Канта. Вначале («докритический период») в творчестве этого мыслителя преобладали философские проблемы естествознания, а в последующем («критический период») на первый план выдвинулись вопросы гносеологии и этики. Кант рассмотрел человеческое познание как процесс, которому присущи определенные ступени – чувственное, рассудочное и разумное. Он показал, что разуму человека свойственны не только сила и настойчивость, но и определенные границы возможностей, сложные противоречивые состояния. Противоречивы не только предметы всякого рода («вещи в себе»), но и человеческие представления о них, понятия и идеи. По природе своей, стремясь объять весь мир как целое, разум впадает в антиномии (противоречивые состояния) и запутывается в них, уступая место вере. (Можно, например, утверждать о бытии Бога, но так же можно полагать и его отсутствие.) Исходя из этого обстоятельства, Кант делал вывод о слабости разума и наличии границ его возможностей. Призвание разума – познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума.
|
|
Кант разработал также учение о нравственности и долге человека. Сформулированный им категорический императив(всеобщий нравственный закон) призывал человека поступать так, чтобы правило его личного поведения стало правилом поведения для всех людей. Этот закон обладает принудительной силой, и он должен быть внутренне присущ каждому индивиду. В представлении немецкого философа человек – это высшая ценность, «цель сама по себе», и он не должен рассматриваться как средство, пусть даже и для высоких целей. Что же касается свободы, то на деле она есть, в понимании Канта, добровольное подчинение человека нравственному закону, т.е. исполнение долга.
Символом классической немецкой философии, ее авторитетом является Г. Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию единства и развития мира. Этот мыслитель любил подчеркивать, что на всем без исключения лежит печать изменения и развития, а противоречие и есть то, что на самом деле движет этим миром. Закономерное развитие присуще также и человеческому обществу, которое неуклонно переходит от состояния несвободы к свободе. Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей и др.), применил диалектический метод к познанию всех сфер бытия.
|
|
Он создал философскую систему, которую принято называть абсолютным идеализмом. Основное понятие в творчестве Гегеля – абсолютная идея, или некий мировой разум, исток всего. Она подразумевает духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику, строго определенную логику своего движения и развития. В скрытом («свернутом») виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Развитие мира есть становление Духа, в ходе чего Дух отчуждает (воплощает) себя в тех или иных сферах действительности – природе, обществе и т.д.
Все действительное разумно, считал философ, а все разумное рано или поздно станет действительным (существующим). Он разработал теорию развития всемирной истории, называемую европоцентризмом. Она полагает, что исторический процесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свободен. История двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском же мире, по убеждению Гегеля, наступает всеобщая свобода, которая исходит от христианства. История, таким образом, – это прогресс в развитии свободы, шествие Духа в социальном времени и пространстве. Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, как бы его марионеткой. Даже выдающиеся личности и те есть всего лишь «представители» Духа.
По Гегелю, в ходе своего развития («шествия в мире») абсолютная идея отчуждает себя в виде природы, общества и истории, общественного сознания (религия, искусство, философия и др.). Вершина движения абсолютной идеи – философия, посредством которой открываются разумность мира и его закономерные связи. Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшему. Движущей силой развития является противоречие («корень всякого движения»), а самому развитию органично присущи отрицания (смена старого новым) и скачки (переходы предмета в новое качество).
Что касается творчества Л. Фейербаха, то он известен, прежде всего, материалистическим взглядом на природу и человека. Его основные идеи можно свести к следующим положениям – ничего сверхъестественного нет, все имеет естественные причины; религия придумана людьми, чтобы облегчить страдания; любовь спасет этот мир.