Немецкая классическая философия

 

Немецкая классическая философия разви­валась в основном в первой половине XIX века. Ее специфика состояла в обращенности к «небу»,
т.е. к теме Духа в различ­ных его формах (индивидуальное и общественное сознание) и его роли в мироздании. В немецкой классике на идеалисти­ческой основе большое развитие получила диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. Немецкие философы внесли также значительный вклад в осмысление человека как существа духовного и дея­тельного, творца новой реальности – мира культуры.

Родоначальником классической немецкой философии при­нято считать
И. Канта. Вначале («докритический период») в творчестве этого мыслителя преобладали философские пробле­мы естествознания, а в последующем («критический период») на первый план выдвинулись вопросы гносеологии и этики. Кант рассмотрел человеческое познание как процесс, которому присущи определенные ступени – чувственное, рассудочное и разумное. Он показал, что разуму человека свойственны не только сила и настойчивость, но и определенные границы воз­можностей, сложные противоречивые состояния. Противоре­чивы не только предметы всякого рода («вещи в себе»), но и человеческие представления о них, понятия и идеи. По приро­де своей, стремясь объять весь мир как целое, разум впадает в антиномии (противоречивые состояния) и запутывается в них, уступая место вере. (Можно, например, утверждать о бы­тии Бога, но так же можно полагать и его отсутствие.) Исходя из этого обстоятельства, Кант делал вывод о слабости разума и наличии границ его возможностей. Призвание разума – познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума.

Кант разработал также учение о нравственности и долге че­ловека. Сформулированный им категорический императив(всеобщий нравственный закон) призывал человека поступать так, чтобы правило его личного поведения стало правилом по­ведения для всех людей. Этот закон обладает принудительной силой, и он должен быть внутренне присущ каждому индиви­ду. В представлении немецкого философа человекэто выс­шая ценность, «цель сама по себе», и он не должен рассматри­ваться как средство, пусть даже и для высоких целей. Что же касается свободы, то на деле она есть, в понимании Канта, доб­ровольное подчинение человека нравственному закону, т.е. исполнение долга.

Символом классической немецкой философии, ее автори­тетом является Г. Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию единства и развития мира. Этот мыслитель любил подчеркивать, что на всем без исключения лежит печать изменения и развития, а противо­речие и есть то, что на самом деле движет этим миром. Законо­мерное развитие присуще также и человеческому обществу, которое неуклонно переходит от состояния несвободы к свобо­де. Гегель сформулировал основные категории и законы диа­лектики (закон единства и борьбы противоположностей и др.), применил диалектический метод к познанию всех сфер бытия.

Он создал философскую систему, которую принято называть абсолютным идеализмом. Основное понятие в творчестве Ге­геля – абсолютная идея, или некий мировой разум, исток всего. Она подразумевает духовную энергию, которая присут­ствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику, строго определенную логику своего движения и разви­тия. В скрытом («свернутом») виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Развитие мира есть становление Духа, в ходе чего Дух отчуждает (воплощает) себя в тех или иных сферах дей­ствительности – природе, обществе и т.д.

Все действительное разумно, считал философ, а все разум­ное рано или поздно станет действительным (существующим). Он разработал теорию развития всемирной истории, называе­мую европоцентризмом. Она полагает, что исторический про­цесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свободен. История двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском же мире, по убеждению Гегеля, наступает всеобщая свобода, ко­торая исходит от христианства. История, таким образом, – это прогресс в развитии свободы, шествие Духа в социальном време­ни и пространстве. Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, как бы его марионет­кой. Даже выдающиеся личности и те есть всего лишь «предста­вители» Духа.

По Гегелю, в ходе своего развития («шествия в мире») абсо­лютная идея отчуждает себя в виде природы, общества и исто­рии, общественного сознания (религия, искусство, философия и др.). Вершина движения абсолютной идеи – философия, по­средством которой открываются разумность мира и его законо­мерные связи. Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшему. Движущей силой раз­вития является противоречие («корень всякого движения»), а самому развитию органично присущи отрицания (смена старо­го новым) и скачки (переходы предмета в новое качество).

Что касается творчества Л. Фейербаха, то он известен, прежде всего, материалистическим взглядом на природу и человека. Его основные идеи можно свести к следующим положениям – ничего сверхъестественного нет, все имеет естественные причины; религия придумана людьми, чтобы облегчить страдания; любовь спасет этот мир.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: