Антропоцентризм эпохи Возрождения

 

Философия эпохи Возрождения основное внимание уделяла не Космосу, не Богу, а Человеку. Он рассматривался уже не как одна из тварей божьих, а как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В этот период широко распространилась идея титанизма, то есть всесилия и всемогущества человека.

Во взгляде на природу господствовал пантеизм («бог повсюду») – утверждение, что Бог находится не над миром, а внутри него, в каждом предмете и явлении. Таким образом, Бог как бы «растворялся» в окружающем мире, исчезал. Это был первый шаг к научному пониманию мира.

Итальянский философ Джордано Бруно высказал идею о том, что кроме Земли и Солнца существуют еще множество миров, возможно населенных разумными существами. Эта идея подрывала догмат церкви о единственности этого мира, подрывала авторитет церкви.

Во взглядах на общество появились идеи утопического социализма, высказанные Т.Мором и Т.Кампанеллой. Их суть в пропаганде коммунистического общества без частной собственности, в котором обеспечивается свободное развитие личности.

Тема 4. Философия Нового времени

План изучения

1. Спор сенсуалистов и рационалистов.

2. Философия эпохи Просвещения.

3. Немецкая классическая философия.

4. Возникновение философии марксизма.

5. Иррациональная философия.

 

Спор сенсуалистов и рационалистов

 

17 век стал эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капиталистической (промышленной) цивилизации, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием в первую очередь таких наук как механика и математика в философии утвердился механицизм. В рамках этого мировоззрения природа рассматривалась как механизм, а человек – как инициативный и деятельный работник. Основной темой в философии раннего Нового времени (17 век) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире. Сложилось два крупных философских течения – сенсуализм и рационализм, по-разному трактовавших источники и природу человеческого знания.

Сенсуалисты (Ф.Бэкон) считали, что главным источником знаний человека об окружающем мире являются ощущения, призывали опираться на данные опыта, человеческой практики. Они предложили метод познания окружающего мира – индукцию, познание от частного к общему.

Рационалисты (Р.Декарт) главным источником достоверного знания считали мышление. Мышление должно подвергать анализу чувственный опыт человека, преодолевать сомнения и снова сомневаться. Предложили метод познания – дедукцию, познание от общего к частному

Наряду с быстрым развитием научного познания в 18 веке существовал и философский агностицизм, отрицавший способность человека познавать внутреннюю сущность вещей и процессов. Он проявил себя, прежде всего в творчестве Д.Беркли и Д.Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь «мир явлений», но не способен проникнуть в глубину вещей и дойти до знания законов окружающей его природы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: