В 40-е годы XIX века в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение этого процесса сформировалась классическая марксистская философия. Ее основателями были К. Маркс и Ф.Энгельс,а особенность марксистской философии состояла, прежде всего, в ее изначальной обращенности к проблемам «земли», т.е. к злободневным вопросам общественной жизни (экономика, социальные отношения, политическая жизнь). Философия марксизма – это диалектический и историческийматериализм. С точки зрения марксизма мир - это движущаяся материя,а общество – социальнаяматерия, которая формируется и существует на основе трудовой деятельности людей. Человек существует в природе и преобразует ее практически, с помощью орудий труда. Труд, практика первичны по отношению к сознанию и духовной жизни, культуре общества. Марксистской философии органично присуща также и диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. Для этой философии характерна также ориентация на практическое – по сути своей революционное – преобразование социального мира.
|
|
В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования. В «Анти-Дюринге» как своеобразной «энциклопедии марксизма» Энгельс соединил три составные части марксизма – философское учение, политическую экономию и теорию научного социализма.
Особое место в марксизме занимает материалистическое понимание истории, которое раскрывается с помощью ряда ключевых понятий.
Прежде всего, большое мировоззренческое значение имеет понятие отчуждения человека. С его помощью Маркс и Энгельс характеризовали современное им капиталистическое общество как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию человека человеком. В марксизме весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи. Первая – это «предысто-рия», или неподлинная история, человечества (первобытная, рабовла-дельческая, феодальная и буржуазная общественно-экономические формации). В этих обществах человек несвободен, поскольку подавлен властью общины или же государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами и институтами. Но на смену предыстории все же должна прийти «подлинная» история человечества, которую люди будут творить сознательно и планомерно.
Рациональным ода общества из состояния несвободы в царство «подлинной истории» станет, по убеждению Маркса и Энгельса, социалистическая революция. В классическом марксизме революция рассматривалась как изменение, прежде всего экономических основ общества, преодоление частной собственности как источника эксплуатации человека человеком. Этот глубокий переворот призван осуществить пролетариат как неимущий класс, а сама революция станет мощным локомотивом истории, очистительной грозой для угнетенного человечества.
|
|
Основное место в классическом марксизме занимает понятие коммунизма. Под коммунизмом Маркс и Энгельс понимали такое состояние общества, где наконец-то произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждения, будут восстановлены человечность и разумность. Коммунизм явится принципиально новой эпохой в истории человечества, эпохой разумного контроля человека над развитием природного и социального мира. В итоге будут преодолены старые отношения и формы жизни, утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.