Возникновение философии марксизма

 

В 40-е годы XIX века в Германии на волне рабочего движе­ния как идейное выражение этого процесса сформировалась классическая марксистская философия. Ее основателями были К. Маркс и Ф.Энгельс,а особенность марксистской фи­лософии состояла, прежде всего, в ее изначальной обращеннос­ти к проблемам «земли», т.е. к злободневным вопросам об­щественной жизни (экономика, социальные отношения, поли­тическая жизнь). Философия марксизма – это диалектический и историческийматериализм. С точки зрения марксизма мир - это движу­щаяся материя,а общество – социальнаяматерия, которая формируется и существует на основе трудовой деятельности людей. Человек существует в природе и преобразует ее прак­тически, с помощью орудий труда. Труд, практика первичны по отношению к сознанию и духовной жизни, культуре обще­ства. Марксистской философии органично присуща также и диалектика как теория единства и развития всего сущего, ме­тод философского мышления. Для этой философии характерна также ориентация на практическое – по сути своей революцион­ное – преобразование социального мира.

В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксист­ское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существо­вания. В «Анти-Дюринге» как своеобразной «энциклопедии мар­ксизма» Энгельс соединил три составные части марксизма – философское учение, политическую экономию и теорию научно­го социализма.

Особое место в марксизме занимает материалистическое понимание истории, которое раскрывается с помощью ряда ключевых понятий.

Прежде всего, большое мировоззренческое значение имеет понятие отчуждения человека. С его помощью Маркс и Энгельс характеризовали современное им капиталистическое общество как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию человека человеком. В марксизме весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи. Перваяэто «предысто-рия», или неподлинная история, человечества (первобытная, рабовла-дельческая, феодальная и буржуазная общественно-экономические формации). В этих обществах человек несвобо­ден, поскольку подавлен властью общины или же государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами и ин­ститутами. Но на смену предыстории все же должна прийти «подлинная» история человечества, которую люди будут тво­рить сознательно и планомерно.

Рациональным ода общества из состояния не­свободы в царство «подлинной истории» станет, по убеждению Маркса и Энгельса, социалистическая революция. В классичес­ком марксизме революция рассматривалась как изменение, прежде всего экономических основ общества, преодоление час­тной собственности как источника эксплуатации человека че­ловеком. Этот глубокий переворот призван осуществить проле­тариат как неимущий класс, а сама революция станет мощным локомотивом истории, очистительной грозой для угнетенного человечества.

Основное место в классическом марксизме занимает поня­тие коммунизма. Под коммунизмом Маркс и Энгельс понимали такое состояние общества, где наконец-то произойдет преодо­ление всех форм и проявлений отчуждения, будут восстанов­лены человечность и разумность. Коммунизм явится принци­пиально новой эпохой в истории человечества, эпохой разумного контроля человека над развитием природного и социального мира. В итоге будут преодолены старые отношения и формы жиз­ни, утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: