Иррациональная философия

Предметом данного взгляда на мир явились, прежде всего, инстинкты и воля человека, его интуиция, бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. неразумное. По сути дела, иррациональная философия представляет собой критику гордого и самоуверенно­го человеческого разума. Культ разума и свободной активнос­ти человека, имевший до этого место в крупнейших течениях философии Нового времени (просветительство, немецкая клас­сика, марксизм), убежденность в неизбежности и линейном характере общественного прогресса стали заменяться негатив­ным отношением к разуму. Знание стало уступать место вере, исторический оптимизм – пессимизму, а идея общественного прогресса вытесняться неверием в него. В иррационализме полагается, что окружающий мир неразумен и неупорядочен (нелогичен), он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

Одним из предшественников современного иррационализ­ма был
А. Шопенгауэр (работа «Мир как воля и представле­ние»). Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека, считал философ, упира­ются в несовершенство мира, и это превращает жизнь челове­ка в неисчерпаемое страдание.

Немецкий философ Ф. Ницше был одной из самых заметных фигур в философском иррационализме. В своей философии жизни он развивал идею о том, что сущностью и законом мира, его «душой» является слепая и неисчерпаемая воля к власти, что присуще и человеку. Ницше выдвигал также идею «сверх­человека», который, преодолев слабости своей природы, дол­жен стать творцом более совершенных форм жизни и отноше­ний в обществе. Само же общество необходимо превратить в своеобразную теплицу по выращиванию сильных людей.

Иррационалистические мотивы присутствуют также в ин­туитивизме, основателем которого считается французский философ А. Бергсон.
Под интуицией он понимал некую мисти­ческую способность творческих людей к прямому получению истины путем внезапного «озарения», без необходимой цепи логических доказательств с участием разума. Жизнь, по Берг­сону, – это бесконечный поток становления, и его невозмож­но постичь разумом и выразить в логических понятиях. Лишь интуиция «схватывает» внутреннюю сущность предметов, вно­сит в знание ясность и определенность.

Другой представитель иррационального полюса – О. Шпенглер – явился автором теории «локальных» культур. Он обосновывал идею отсутствия прогресса в истории человечества и дви­жения цивилизации и ее культуры к постепенной деградации и гибели. Это проявляется в насилии человеческого рода над природной средой, в войнах и иных конфликтах, в технизации общества.

Тема 5. Философия 20 века

 

План изучения

1. Психоанализ З.Фрейда.

3. Теория «постиндустриального общества».

3. Философия экзистенциализма.

 

Психоанализ З.Фрейда

Фрейд считал, что основную роль в психике человека играет ее бессоз­нательное начало, некие «темные» пласты в виде инстинктов, и, прежде всего полового («либидо»). Конфликт, даже вражда между индивидом и обществом неустранимы, поскольку куль­тура общества всегда устанавливает ограничения («табу») на естественные проявления бессознательного. В этом смысле пер­вобытный дикарь был, по убеждению Фрейда, значительно сво­боднее современного человека. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы (болез­ненные состояния), доходящие до агрессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: