IV. Обстоятельства, устраняющие наказуемость 8 страница

*(119) Ср. примеры у Пахмана - "Обычное гражданское право в России", т. II, 1879 г., с.85 и след.: "Муж даром бить свою жену не станет, а если бьет, значит, она стоит", хотя уже и пословица прибавляет: "В стары годы бывало, мужья жен бивали, а ныне живет, что жена мужа бьет".

*(120) См. подробности у Wilda, Strafrecht der Germanen, 1842 г., с.725 и след.; суровость права, как указывают историки, смягчалась обычаями: так, отвергались отцом, например, тройни, уроды, слабые; из здоровых детей - всего чаще девочки. Hubrich, замечает, что право родителей подвергать непослушных детей телесному наказанию во всей Германии признается несомненным или на основании закона, или на основании обычая.

*(121) Эти положения Домостроя о воспитании представляют развитие мыслей, взятых из ветхозаветных книг, в частности из "Книги премудрости Иисуса сына Сирахова", весьма распространенной между нашими книжниками в период домосковский.

*(122) В Литовском статуте, бывшем источником этих постановлений, назначался срок заключения 1 год и 6 недель (раздел XI, артикул VII); а в правах, по которым судится малороссийский народ, глава XX, арт. 5, прибавлено: "Если убьют не по случаю, но за какую-нибудь вину, или без вины нарочно".

*(123) При этом закон также счел нужным прибавить (ст.169), что родители не имеют права принуждать детей к совершению деяний противозаконных или к соучастию в оных; ныне, впрочем, ст.170 предположена к исключению. Относительно объема прав родительской власти по взглядам сельского сословия см. у Пахмана.

*(124) Ст.165 т.X, ч.1, по изд. 1900 г.; ныне эта часть ст.165 предположена к исключению. По буквальному тексту ст.1592 Уложения, даже изд. 1885 г., отдача в тюрьму назначалась по требованию родителей без особого судебного рассмотрения; но эта часть статьи 1592, как процессуальная и несогласная с Уставом уголовного судопроизводства, 1864 г., была признана отмененной Уголовным департаментом еще в 1868 г., N 555, по делу Чулкова. Равным образом с отменой в 1885 г. смирительных домов и вызванным этой отменой изменением целого рода статей Устава о содержащихся под стражей, прекратилось право родителей заключать непокорных детей в смирительные дома и заменившие их тюрьмы непосредственно, без обращения к судебной власти, как это было разъяснено в решении Общего собрания Правительствующего Сената 1888 г. N 4.

*(125) Ср. также решение 1878 г., N 15, по делу Муллиной; несколько иные соображения были высказаны Сенатом в решении 1884 г., N 28, по делу Нехезина, но эти разъяснения касались исключительно представительства малолетних на суде.

*(126) Ср. O. Schwerze, Das Zuchtigungsrecht des Lehrers und das Strafgesetzbuch, G. 1887 г., N 8; G. Freudenstein, Das Erziehungsstrafrecht in Yaus und Schule, 1882 г.; Topf, Das Strafrecht der deutschen Volksschulen, 1887 г.; A. Finger, Das Zuchtigungsrecht und dessen Missbrauch; в Juristischer Blatter, 1888 г., N 6-9; Hubrich, Zuchtigungsrecht in seiner strafrechtlicher Bedeutung, G. XLVI, 161. Губрих специально рассматривает вопрос о праве на применение в дисциплинарном порядке телесных наказаний; в особенности обширную работу Fett, Handbuch des deutschen Schulstrafrechts, 1889 г. Обширная практика германского Reichsgericht'а вызвала весьма желчный разбор Kessler, в статье Das Reichsgericht und das Zuchtigungsrecht der Lehrer в G. 1888 г., N 3; ответ на эту статью - члена кассационного суда Stenglein-Das Reichsgericht und das Zuchtigunsrecht der Lehrer, в G. 1889 г., N 1. Штейнглейн так резюмирует кассационную практику: для уголовной ответственности за превышение дисциплинарной власти необходима объективная противозаконность деяния, каковая существует: а) когда для применения школьного взыскания не было основания вообще или существующее основание не могло повлечь за собою применение телесного взыскания, так что дисциплинарная власть являлась только прикрытием задуманного истязания; б) когда учитель не был вообще уполномочен применять телесное наказание, или не был уполномочен применять таковое по употребленному им способу, размеру, или при данных условиях (без согласия начальства, ввиду возраста или пола дитяти); в) когда телесное наказание хотя по способу и условиям было допустимо, но было применено в таком размере, что вызвало расстройство здоровья, не соединенное с понятием школьного взыскания. Далее, для привлечения к ответственности за умышленное телесное повреждение необходимо, чтобы виновный сознавал противозаконность своего деяния, а для наказуемости за неосторожность - чтобы наступившее вредное последствие превосходящее меру школьного взыскания, при надлежащем внимании и обдуманности могло быть предусмотрено виновным, или когда это последствие, хотя и было предвидено виновным, но он по преступной беспечности не придал этой возможности надлежащего значения. При этом, по разъяснениям рейхсгерихта, в тех случаях, когда виновный превысил пределы своих прав не сознательно, в силу ложного представления о своих обязанностях, он может подлежать наказанию только в дисциплинарном, а не в уголовном порядке. Какое количество дел этого рода возникает в Германии, в силу господства в низших школах телесной расправы в виде пощечин, ударов палкой, Haselnusstockchen и т.п., можно видеть из числа дел о телесных повреждениях и истязаниях, причиненных учителями, доходивших до рассмотрения Reichsgericht'а: ср. решения 14 апреля 1880 г.; 30 июня, 29 сентября и 24 ноября 1881 г.; 18 декабря, 1883 г.; 3 и 29 марта, 18 апреля и 1 декабря 1887 г. и др., причем Штейнглейн заявляет, что множество однородных решений не напечатано. Обширное собрание уголовных дел, возникавших по поводу злоупотреблений дисциплинарной властью, приведено в руководстве Фетта. Ср. также Hubrich.

*(127) Таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т. д. Нельзя не заметить, что уставы и правила наших средних учебных заведений, как общих, так и специальных, например военных, духовных, не дают никакого прямого указания по этому предмету. По уставам военно-учебных заведений воспитанники предаются общему суду не иначе как по распоряжению главного начальника военно-учебных заведений или же главными специальными управлениями. Свод военных постановлений. Ч. IV, т. 2. 1869 г., ст.607, 749.

*(128) Ср. Положение о приходских училищах (т. XI, ст.3453, 3454).

*(129) Такое безусловное исключение навсегда нередко, например, практиковалось у нас за время управления Министерством народного просвещения графа Д.А. Толстого, особенно после 1867 г. Так, по имевшимся у меня под рукой данным, в течение 9 лет, с 1872 по 1880 г., было исключено навсегда около 600 воспитанников, да сверх того до 150 было уволено на несколько лет; в этом числе находится до 400 воспитанников средних учебных заведений начиная со 2-го и 3-го класса гимназий; такое исключение практиковалось в крайне разнообразных случаях: лишение навсегда права получать образование назначалось не только за пьянство, упорное неповиновение, но, например, за отказ отвечать урок закона Божия, за вырезывание пасквильных стихов на парте, за чтение книг запрещенного содержания или просто за политическую неблагонадежность без определения, в чем таковая состояла. К сожалению, подобная практика исключений продолжала действовать в Министерстве народного просвещения и в позднейшее время. Нельзя не вспомнить также Циркуляр 18 июня 1887 г., который, в видах удаления из гимназий детей, родившихся и воспитывавшихся в несоответственной обстановке, рекомендовал директорам увольнять, не стесняясь формальными правилами о взысканиях. Ср. "Вестник Европы", 1897 г., N 6 и 7, "Московский университет". Нетрудно, конечно, умозаключить, какое влияние имела подобная система на увеличение контингента участвующих в пропаганде, социально-революционных движениях и даже в более тяжких посягательствах на государственный порядок.

*(130) Относительно гимназий и прогимназий гражданского ведомства см. Правила о взысканиях составляются местными педагогическими советами и утверждаются Министерством народного просвещения (ст.1499, 1719). Ср. для отдельных учебных заведений также ст.1591 п. 9, 1917, 2138 (указано, что высшее наказание - исключение из училища), 2148 п.10, 2149, 2225 п. 11, 2226; 2304 п.4, 2305 п.1; 2576 (с подробным перечислением дисциплинарных мер и порядка их назначения), 2589 п.15; 2620 п.10 и др.

*(131) Для определения ответственности за нарушения дисциплины в военных академиях существуют особые инструкции, основывающиеся на Воинском дисциплинарном уставе. (Ср. Свод военных постановлений, изд. 1869 г.; часть IV, т.2, ст.43, 285, 604, 749, 931, 1148).

*(132) Ввиду этого по Уставу уголовного судопроизводства о всяком привлечении воспитанников и слушателей к дознанию или предварительному следствию, а равно и о всяком постановлении о них приговора уведомляется начальство подлежащего заведения.

*(133) По примеч. к ст.525 т.XI, подробные правила о взысканиях за нарушение студентами их обязанностей и порядок их наложения определяются в особой инструкции, утверждаемой Министерством народного просвещения.

*(134) П. Суворов "О церковных наказаниях", 1876 г.; в особенности, его же, "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов", 1884 г.; Н. Заозерский "Церковный суд в первые века христианства", 1878 г.; Munchen, Das canonische Gerichtsverfahren und Strafrecht, т. 2, 1-е изд., 1865; Fabri, Ueber Kirchenzucht im Sinne und Geiste des Evangeliums, 1854 г.; Schulte, Ueber Kirchenstrafen, 1872 г.; ряд работ F. Kober о наказаниях по каноническому праву: Der Kirchenbann, 1857 г.; Die Suspension der Kirchendiener, 1862 г.; Die Deposition und Degradation, 1867 г.; Kellner, Das Buss und Strafverfahren gegen Kleriker in den sechs ersten christlichen Jahrhunderten, 1863 г.; Molitor, Ueber Kanonische Gerichtsverfahren gegen Kleriker, 1856 г. Кроме того, см. соответствующие отделы в учебниках церковного права, в особенности: Walter, Lehrbuch des Kirchenrechts aller christlichen Confessionen, 12-е изд., 1856 г.; A. Richter, Lehrbuch des katholischen und evangelischen Kirchenrechts, 6-е изд., 1865-1867 гг.; Schulte, Lehrbuch des katholischen Kirchenrechts, 3-е изд., 1873 г.

*(135) Исповедующий свои грехи с сокрушением сердца становится в то же положение, в каком находится человек после таинства крещения. Просв. Макарий, Догматическое богословие, т.II, с.498.

*(136) Многие из канонистов рассматривают покаяние как внутренний суд церкви, forum internum, в котором разрешение исповедника является приговором. Так смотрит на него, например, Заозерский; но если и можно допустить такое уподобление, то разве только для древнейшего периода церковной истории, когда покаяние приносилось открыто, пред лицом всего собрания верующих. Ср. о значении тайной исповеди в первые века христианства у Суворова - "Дисциплинарный суд".

*(137) Припомним также слова Спасителя, сказанные в ответ на укор фарисеев, что он и его ученики имеют общение и разделяют трапезу с мытарями и грешниками: "Не приiдох бы призвати праведники, но грешники на покаяние" (от Матфея, IX, 10-13).

*(138) Заозерский вслед за многими канонистами находит в этих словах Спасителя еще два самостоятельных признака суда церкви, а именно, что такой суд отличается от суда братского особенными формальностями и что суд принадлежит не всей церкви, а только ее представителям. Но обоих этих условий в подлинных словах Евангелия не усматривается. Еще менее можно согласиться с Заозерским, что, например, в Нагорной проповеди находится перечисление предметов ведомства церковного суда. Спаситель, несомненно, установляет там только принципы христианской морали.

*(139) Чем крепче организовывалась первобытная церковная община, говорит Schulte, Kirchenstrafen с теологами во главе, тем больше являлось внешних правил, связующих не только мораль, но и веру и с тем вместе дававших повод и массе нарушений. Уже во втором столетии мы находим самостоятельное сочинение о еретиках, а с третьего являются преследования и отлучения даже целых церковных округов, во главе которых стояли епископы - еретики.

*(140) Заозерский делает такой общий вывод, что к концу апостольского века христиане по всем делам судились в церковном суде, а всякое обращение к суду светскому было воспрещено. Из примеров апостольского суда можно видеть разнообразие его юрисдикции; так, по суду Апостола Петра-Ананий и Сапфира, нарушившие заповедь общения имущества, утаив часть полученной ими за продажу их имения суммы, были осуждены на смерть, и приговор осуществился чудодейственно (Деяния, глава V). Апостол Павел осудил Коринфского кровосмесителя не только на отлучение, но и на предание сатане, в измождение плоти, и притом судил заочно, по дошедшим до него слухам; наконец, в послании к Тимофею (V, 19-21) говорится об особом суде епископа над пресвитерами и над клиром. Перечень проступков, указанных в "правилах", признаваемых вселенской церковью за установление апостольское, см. у Заозерского.

*(141) Ср. Суворов. Поучителен в этом отношении ответ Киприана карфагенского епископу Евкратию на вопрос о том, можно ли терпеть в христианской общине актера, преподававшего свое искусство мальчикам. Киприан говорит, что, по его мнению, не согласуется ни с величеством Божиим, ни с требованиями Евангелия, если на честь церкви ложится пятно от столь позорного прикосновения. Иначе отвечал Спаситель фарисеям на укор их в том, что к нему прикоснулась блудница (Луки, глава VII, 37-50): "Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много".

*(142) Ср. характеристику этих изменений в особенности у Schulte, Kirchenstrafen. Между тем число проступков, за которые назначалось отлучение, возрастало. Достаточно вспомнить, замечает Шульте, что в католической церкви даже теперь, после милостивой буллы Пия IX от 11 окт. 1869 г., насчитывается до 200 случаев, в которых может быть назначено отлучение даже без суда, епископской властью. Отлучение назначалось и для тех, которые не постились, и для тех, которые постились, но не вовремя; отлучалась, например, женщина за то, что она обрезывала волосы или носила платье, похожее покроем на мужское; отлучались за всякое сомнение в правильности постановлений церковных властей и т.п. При этом не надо забывать, что в средние века если отлученный не раскаивался в течение года, то на него могло упасть подозрение в ереси, а затем в перспективе виднелся и костер.

*(143) Я упоминаю только о церкви католической, но нельзя не заметить, что с такими же явлениями, хотя и не в таком объеме, встречаемся мы и в церкви протестантской, и в православной. Подробные указания можно найти у Суворова. Припомним, например, рассказ летописи о том, как Иоанн III вместе с Симоном митрополитом и с епископами и со всем освященным Собором "обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнию казнити, иных сожгоша в клетке, иным языка урезаша, иных в заточение послаша" и т.д.; или подвиги Геннадия, архиепископа новгородского в 1485 г., действовавшего притом с благословения митрополита Зосимы который, прежде чем сжечь еретиков, подверг их мучительным и позорным казням: посадил на лошади лицом к хвосту, одел их в одежды задом наперед, а на голове шлемы берестены остры, яко бесовские, а еловцы мочальные, а венцы соломенные с сеном смешаны, а на груди надпись: "Се есть сатанино воинство", - и велел водить по городу, чтобы все встречавшиеся плевали на них, а потом велел эти берестовые и мочальные шлемы на голове поджечь; вспомним рассуждения Иосифа Волоцкого, что грешника все равно убить, что молитвой, что руками; или обвинения, взведенные на Собор на патриарха Никона, что он многие люди мучаше: "Овых кнуты, овых же палицыми без милости, иныя же на пытце жещи повелевая".

*(144) Ср. Geib. Перечень всех преступлений, отнесенных к церковной подсудности по нашим церковным уставам, сделан у Чебышева-Дмитриева - "О преступном действии по русскому допетровскому праву", 1862 г., с. 101-104; а также К. Неволин - "О пространстве церковного суда в России до Петра Великого", собр. соч., т.VI, с.253 и след.; Суворов - "Дисциплинарный суд".

*(145) Противоположение клира мирянам было сделано еще Тертулианом, рассматривавшим его как особое "ordo", подобное сословию сенаторов или декурионов. Для клира существовали и особые наказания, как, например, временное запрещение участия в служении, иногда, по императорскому законодательству, заключение в монастырь и, наконец, извержение из клира (depositio), заменявшее обыкновенно для них отлучение от церкви. В 25-м правиле апостольском говорится: "Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в тяжбе обвиняемый, да будет низвержен от священного чина, но да не будет отлучен от общежития церковного, ибо писание глаголет: не отмстиши дважды за едино". Это своеобразное толкование правила "non bis in idem" [не привлекать к ответу дважды за одно и то же преступление] ясно указывает на чисто светское понятие о наказании, по-видимому, не вполне соответствующее словам Евангелия: "Всякому же, ему же дано много, много взыщется от него; и ему же предаша множайше, множайше просят от него" (от Луки, XII, 48).

*(146) Так, по нашим церковным Уставам Владимира и Всеволода, к церковным людям, кроме клира и монашествующих, отнесены: просвирни, церковные сторожа, местники, прощенники, вдовы, задушные люди, прикладники, странницы, нищие, врачи, пустынники, странноприимцы, расстриги, изгои. Ср. Чебышев-Дмитриев.

*(147) Котошихин говорит, что духовенство и монастыри ведают своих подданных крестьян... "во всяких делах и податях, кроме разбойных и иных великих уголовных дел". В митрополичьих наказах говорится: "В духовных и во всяких расправных делах судом ведать и расправу всякую чинить по правилам Св. апостолов, Св. отцов по царскому и по Соборному уложению".

*(148) Ср. Суворов, вышеприведенные произведения.

*(149) См. примеры у Суворова. Оттого и самые поклоны назначались духовными властями "на страх другим", а часто духовная эпитимия заменялась розгами.

*(150) По Своду законов (ст.76, по изд. 1842 г.), к церковным наказаниям кроме покаяния относились еще: смирение, исправление или увещание по Правилам Св. апостолов и св. отцов и по Церковному уставу.

*(151) В некоторых статьях (185, 188 и 207) Уложение назначало вместо церковного покаяния отсылку к духовному начальству для вразумления и внушения.

*(152) Ср. решения Уголовного департамента Правительствующего Сената 68/160, Умецких; 70/907, Бережного. Такому взгляду на юридическое значение покаяния не противоречит и то обстоятельство, что покаяние было принудительно для приговоренного, что он обязывался очистить свою совесть, ибо таково свойство многих дисциплинарных мер. Суворов защищает противоположное мнение, что по Уложению 1845 г. церковное покаяние есть наказание.

*(153) Ср. указания у фон Резона.

*(154) Подробное извлечение из этих указов см. у Суворова. Сущность покаяния по указам составляют: хождение в церковь, по возможности ежедневно, земные поклоны пред иконостасом с произношением молитвы мытаря, усиленные посты, частая исповедь без допущения к причастию, дела благочестия. Ср. также Устав о предупреждении и пресечении преступлений, ст.24, изд. 1876.

*(155) Причем после введения Судебных уставов порядок применения этой меры являлся совершенно неопределенным, так как уголовные суды не могли разбирать дела о самоубийцах, а статья 1002 Устава уголовного судопроизводства по ее точному смыслу также не могла быть распространяема на дела сего рода.

*(156) Еще более широкий перечень знает церковь римско-католическая; ср. у Суворова.

*(157) Сверх того, Устав уголовного судопроизводства (ст.95, 706) говорит об отлученных от церкви по приговору церковного суда, которые не допускаются к свидетельству под присягой (то же повторяют ст.84 и 371 Устава гражданского судопроизводства в ст.248 п. 8, 2-й части т. XV). Но это отлучение, подробно регулированное у нас Духовным регламентом Петра Великого и практиковавшееся еще в прошлом столетии над политическими преступниками, теперь уже почти вышло из практики. Ср. об истории этого наказания в нашей церкви у Суворова. Римско-католическая церковь знает и ныне отлучение малое и великое, т.е. отлучение от всего общества верующих, но последнее, например в Германии, безусловно отменено по Закону 1873 г.

*(158) Перечень проступков, подсудных церковному суду, хотя весьма не систематический, сделан в издании Устава духовных консисторий.

*(159) Между прочим, и сам Устав духовных консисторий заявляет (ст. 149, пункты "б" и "в"), что духовные подлежат светскому суду при виновности их: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, корчемстве, порубке лесов, неисполнении карантинных и таможенных постановлений и в тяжких уголовных преступлениях. Такова и практика нашего Уголовного кассационного департамента Сената, который, например, признал, что за появление пьяным в публичном месте (реш. 67/238, Жареного), за насилие и самоуправство (реш. 74/240, Спасского) духовные отвечают пред церковным судом, а за угрозы (реш. 71/72, Троцкого), за покупку краденых вещей (реш. 72/760, Розанова) и за утайку (реш. 75/1, Антоньева) - пред светским. В обширной практике по делам об оскорблениях (ср. мое издание Уложения о наказаниях, тезисы под ст.169) Сенат разъяснил, что священнослужители за обиды на словах или действием и за оклеветание частных лиц (за исключением клеветы, ст.1535 Уложения предусмотренной, реш. 97/17) судятся духовным судом, а за оскорбление должностных светских лиц - светским; церковнослужители за обиды священнослужителей - духовным, а за все другие оскорбления-светским. Последнее толкование не вполне, впрочем, согласно с текстом ст.179, 180 и 186 Устава духовных консисторий.

*(160) По ст.155 непосредственно архиерейскому суду подлежат: а) проступки неведения и нечаянности, требующие исправления и очищения совести священнослужительской иерархическим действием архиерея и неудобоподвергаемые гласности и формам обыкновенного суда; б) вообще проступки против должности и благоповедения, не соединенные с явным вредом и соблазном, замеченные в священнослужителе, которого прежнее поведение было неукоризненно; в) жалобы, приносимые именно с тем, чтобы неправильно поступившего исправить архипастырским судом и назиданием без формального судопроизводства.

*(161) Подробный обзор взысканий, налагаемых на духовенство, см. у Суворова; у него же в историческом отделе можно найти много примеров злоупотреблений со стороны церковных властей по отношению к подвластному им духовенству.

*(162) Таковы: уведомление начальства о приступе к следствию, препровождение на его заключение обвинительных актов, особые правила о принятии по отношению к этим лицам мер пресечения и т.д.

*(163) Если арест назначается на случай несостоятельности к уплате денежных взысканий, то отсылка к епархиальному начальству допускается только при действительно оказавшейся несостоятельности, (реш. 72/760, Розанова).

*(164) За прелюбодеяние по Уложению о наказаниях (ст.1585) церковное покаяние назначалось и магометанам их духовными властями соответственно Постановлениям т.XI, ст.1347, 1399 и др.

*(165) Как замечает фон Резон, тот же порядок должен быть соблюдаем и при применении церковных наказаний, которые налагаются исключительно церковными судами, по 1002 ст.Устава уголовного судопроизводства, изд. 1883 г.

*(166) По этим правилам проповедник должен наставлять как грешника, так и самый приход, в значении и цели церковной эпитимии, побуждать первого к чистосердечному раскаянию, но с тем вместе и утешать его, как учит Св. Евангелие, и продолжать сии увещания и наставления, доколе он не будет признан достойным примирения с церковью, прочим же прихожанам он обязан напоминать, что никто сего примиренного с церковью не имеет права укорять в испытанной им церковной эпитимии и в прежних его проступках, но что каждый должен видеть в нем возвращенного ему брата по вере. Нельзя, впрочем, не прибавить, что и при применении прежнего Уложения все эти постановления возбуждали затруднения, потому что они предполагали наличность судебных приговоров, присуждающих к покаянию.

*(167) Для христианских исповеданий ст.: 193, 194, 195, 1442, 1557, 1575-1578, а для иноверцев ст.: 1444, 1445, 1579 по изд. 1885 г.

*(168) Но эти правила не распространяются на духовных лиц нехристианских исповеданий (реш. 72/53, Мухаметзянова).

*(169) Католическая церковь как по отношению к клиру, так и по отношению к мирянам различает цензуры и наказания-poenae vindicativae. Из цензур главную роль играет suspensio, или временное запрещение как богослужебных действий, так и получения дохода; назначается оно в разном объеме, и притом или по суду, или по непосредственному епископскому усмотрению. Из наказаний главную роль играет заключение в монастыре или в особо для того устроенных заведениях, и притом как, например, в германских государствах, не иначе, как с согласия самого наказуемого (Прусский закон 12 мая 1873 г. и Австрийский 7 мая 1874 г., регулировавшие ответственность клириков), и извержение из клира или лишение должности.

*(170) Монастыри католические управляются по их правилам и уставам (ст. 84, 197), причем дисциплинарная власть принадлежит настоятелю или супериору; при этом, однако, по ст.87 употреблять телесные наказания воспрещается.

*(171) Статья 503 говорит еще об отрешении от места, по-видимому, под этим взысканием нужно понимать отрешение от должности; сверх того, Устав знает временное удаление от должности (suspension), но которое не считается наказанием, а только необходимой мерой предосторожности и применяется в случаях, статьей 491 указанных. Что касается временного или пожизненного удаления от должности духовных лиц, о котором говорит 7 п. ст.33 Уголовного уложения, то по характеру своему оно соответствует отрешению от должности.

*(172) Хотя ст.504 в заключение говорит о тех случаях, когда проповедник обвиняется в каком-либо, не означенном в предшедших статьях нарушении своих обязанностей по должности, чем обращается весь предшествующий перечень в примерный.

*(173) О некоторых особых постановлениях, касающихся евангелическо-реформаторских общин, см. ст.991, 992-1032 Устава.

*(174) Heffter, Ueber Verbrechen und Disciplinarvergehen der Staats und Kirchendiener, Archiv 1832 г., с.46-87, 155-194; 1853 г., с.422-442; Wahlberg in Holtzendorf's Handbuch, Die Strafmittel, § 28; Meves, ibid, Die Disciplinarstrafgewalt; Kannogiesser, Das Recht der Reichsbeamten, 1874 г., Hecker, Ueber die Grenzen des Criminal und Disciplinar-Strafrechts bei Pflichtverletzungen der Civil-Beamten und Militarpersonen, G. 1880 г., N 7; Laband, Das Staatsrecht des deutschen Reichs, 1895, I, с.439 и след.; Laber, Das Disciplinargewalt des Staates uber seine Beamten; E. Hirt's Annalen des deutschen Reichs, 1889, с.251 и след.; Нелидов Н. Общие юридические и политические основания государственной службы во Временнике Демидовского лицея за 1874 г.; Куплевасский Н. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии, 1888 г.; Коркунов Н. Тридцать пятая глава проекта Уголовного уложения. Журнал Министерства юстиции, 1896, N 3 и 4.

*(175) На основании ст.52 Закона 9 января 1895 г. служащие по вольному найму по казенной продаже питей за преступления и проступки по службе подвергаются ответственности порядком и на основаниях, установленных для лиц, состоящих на государственной службе.

*(176) Gцnner, Der Staatsdienst aus dem Gesichtspunkte des Rechts und Nationaloekonomie betrachtet, 1805.

*(177) Ср. противоположное мнение большинства Петербургского юридического общества в объяснительной записке, т. VIII, с.50; подробный обзор принципиального выделения дисциплинарной неправды сделан у Коркунова.

*(178) Объективное различие служебных преступных деяний и служебных провинностей находит, однако, защитников не только между государствоведами, но и между криминалистам и - Гарро, Гельшнер, Оппенгейм. Ср. изложение их у Коркунова.

*(179) Этим объясняется мнение Георга Мейера, высказанное в его "Учебнике немецкого государственного права", 1895 г. и приведенное у Коркунова, о том, что отличие дисциплинарных проступков служащих от служебных преступлений состоит только в том, что они ведаются не уголовными судами, а дисциплинарным ведомством.

*(180) Этот двойственный характер указан в мотивах к Германскому дисциплинарному закону (Reichsbeamtengesetz от 31 мая 1873 г.). Между дисциплинарными мерами этот устав различает: исправляющие (corrective Disciplin), т.е. могущие устранить нарушения в будущем, и очищающие (epurirende Disciplin), т.е. удаляющие из чиновничества негодные элементы. Допустимыми взысканиями признаются: Ordnungsstrafen (предостережения, денежные взыскания) и удаление от должности (с пенсией или без оной). Эти взыскания должны поражать во всяком случае виновного как чиновника, а не как гражданина (Kannogiesser, Reichsbeamtengesetz, с. 156).

*(181) См. изложение дисциплинарной ответственности служащих по нашему праву у А. Градовского - "Начала русского государственного права", II, с. 109; у Н. Коркунова.

*(182) В примечаниях к ст.1066 Устава уголовного судопроизводства указаны различные группы лиц, отвечающих по специальным дисциплинарным правилам, как, например, чины с.-петербургской полиции.

*(183) См. практику Правительствующего Сената в сборнике Тимофеевского и Кузнецова, 1896 г.

*(184) Первоначальный проект Устава о служебных провинностях был составлен в 1897 г. бароном Э. Ю. Нольде (часть процессуальная) и И. Г. Щегловитовым (часть материальная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: