Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению

В качестве субъектов данных правоотношений следует рассматривать, как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др.

Обязанные субъекты здесь:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) отдельные организации.[13]

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают и граждане, которые обладают таким юридическим статусом, как правосубъектность, который позволяет им быть участниками тех или иных правоотношений. Основным элементом правосубъектности выступает правоспособность, которая в сфере социального обеспечения характеризуется, как юридическое качество, дающее возможность лицу приобрести субъективное право на определенный вид социального обеспечения. Для примера, в качестве одного из элементов правоспособности, можно рассмотреть, право на пенсию.

Так, нормы ФЗ №173-ФЗ, определяют порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона "О трудовых пенсиях", применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.[14]

Субъектами правоотношений по данному виду социального обеспечения являются:

1) граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом №167-ФЗ, при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе;[15]

2) нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173;[16]

3) иностранцы и лица без гражданства. Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Другим примером правоспособности граждан, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, является право на получение различных пособий. Так, ФЗ №81-ФЗ предусматривает различные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

- первая, хоть и не самая значительная выплата, - денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты - обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней;

- государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название "по беременности и родам". На него могут претендовать работающие гражданки;

- единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей размер выплаты никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах;

- закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.[17]

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с  гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности. Правосубъектность юридического лица, в  отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в  виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в  нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению является то, на что субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты: назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности.[18]

Так, например объектами данных правоотношений может быть пенсия, которая в свою очередь подразделяется на:

- социальную: по достижению старости, по потере кормильца и инвалидности. Данный вид пенсии могут получать только те лица, которые не получают трудовой;

- трудовую. Она назначается, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им преклонного возраста. Чтобы её получить, необходимо заниматься трудовой или иной полезной деятельностью. Она может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают и тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей;

- страховую. Это ежемесячная денежная плата, что компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, который ими получался во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер;

Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.[19]

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

- физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т.е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

- юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т.е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

- обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений - это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: