Процедурные и процессуальные правоотношения

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений. К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д. Все факты в совокупности представляют собой фактический состав, который выражается в системе юридических фактов обеспечивающих всю динамику правового отношения.

Следует подметить, что все составляющие фактического состава имеют юридическое смысл для наступления правовых последствий, а поэтому все они являются юридическими фактами. К примеру, высказывание о назначении такого либо другого вида социального обеспечения при неимении предусмотренных законодательством оснований и критерий его предоставления ни малейшего права на приобретение поддержке либо содержания со стороны страны не предоставляет; чтоб такая возможность появилось, обязаны быть все составляющие фактического состава.

Естественно, это не значит, что все составляющие состава одинаковы сообразно собственной юридической силе и значению. На наш взгляд, основания и условия - предоставления общественного снабжения как бы «стоят впереди», тогда как факты процедурного права носят подвластный, не такой важный характер, содействуют реализации первых. Предназначение процедуры содержится в том, чтоб обеспечить законное и аргументированное наступление материально-правовых последствий: возраст, увечность, кратковременная нетрудоспособность. [29]

Практически во всех зарубежных странах для получения тех или иных видов социального обеспечения также необходимы фактические составы, причем, составляющие их элементы нередко совпадают с теми, которые используются в российском законодательстве. Особенно ярко это проявляется на примере пенсионного обеспечения. Для возникновения права на пенсию по возрасту необходимо достижение определенного возраста, наличие страхового (трудового) стажа установленной продолжительности, обращение за назначением пенсии и акт органа социального обеспечения.[30]

Различаются лишь конкретные требования к возрасту и стажу: в Германии, например, пенсионный возраст для мужчин и женщин установлен в 65 лет, а минимальный страховой стаж -5 лет. В Италии пенсионный возраст для мужчин равняется 65 годам, а для женщин - 60, тогда как страховой стаж должен составлять не менее 20 лет. В Швейцарии для выхода на пенсию мужчины должны достигнуть 65, а женщины - 64 лет, при этом необходим страховой стаж не менее одного года.[31]

На этом примере хорошо видно, что право вообще и право социального обеспечения в частности должно соответствовать сложившимся в обществе отношениям. Высокий уровень жизни стран Западной Европы позволяет устанавливать довольно высокую планку для выхода на пенсию, тогда как в условиях нашего государства предложения об увеличении пенсионного возраста, когда даже сейчас значительная часть граждан до пенсии просто не доживает, звучат по меньшей мере кощунственно.

Процедурные правоотношения непосредственно возникают по вопросу установления инвалидности.[32] Ныне действующий Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.[33]

Порядок признания лица инвалидом, как уже отмечалось, регулируется соответствующими Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Данный нормативный акт раскрывает содержание условий, при которых гражданин может быть признан инвалидом, определяет срок установления инвалидности, порядок проведения медико-социальной экспертизы, переосвидетельствования, обжалования решений бюро МСЭ.[34] Гражданин может быть направлен на МСЭ не только лечебным учреждением, но и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения.

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов. Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.[35]

Процессуальные правоотношения имеют место быть, в случае, когда лицо обращается за защитой своего права на социальное обеспечение. Это может быть нарушение права в случае предоставления отказа гражданину в назначении пособия или иной социальной услуги.

Все процессуальные правоотношения делятся на два основных вида:

1) правоотношения, возникающие между лицом и уполномоченным органом высшего порядка к которому гражданин обращается в связи с обжалованием действий нижестоящего органа;

2) судебные правоотношения, возникающие в случае спора по нарушенному праву и защитой его в судебном порядке.

Процессуальные правоотношения могут быть только в том случае, когда имеет место быть спорная ситуация, возникающая между субъектами основного или процедурного правоотношения. Для первого вида характерны административно-процессуальные отношения, а для второго вида гражданско-процессуальные правоотношения.

Таким образом, подводя итог, стоит сделать вывод о том, что основной задачей процедурных правоотношений является установление или изменение материальных правоотношений. Данный вид правоотношений является: правоприменительным, длящимся. Процедурные правоотношения делятся на две основные группы: отношения по установлению юридических фактов и отношения, связанные с предоставлением отдельных видов социальных услуг.

Процессуальные же правоотношения возникают только в случае, когда возникает спор между субъектами процедурных правоотношений. В этой связи, данные правоотношения связаны с защитой граждан своих прав на социальное обеспечение.


Заключение

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов:

1) рассмотренные определения о том, что же представляют собой правоотношения по социальному обеспечению и какова их правовая сущность весьма разнообразны, но при этом бесспорным является тот факт, что данные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право. В их основе лежат нормы не только внутригосударственного, но и международного законодательства. Данные правоотношения связаны с предоставлением помощи всем нуждающимся лицам и строятся на основании принципа всеобщности.

2) правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

- физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т.е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

- юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т.е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

- обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений - это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.

3) основные материальные правоотношения являются базисной основной всей системы правоотношений по социальному обеспечению. Все материальные правоотношения следует классифицировать по следующим категориям:

- правоотношения в сфере социального страхования и социальных выплат;

- правоотношения в сфере социальной защиты;

- правоотношения в сфере социального обслуживания.

4) основной задачей процедурных правоотношений является установление или изменение материальных правоотношений. Данный вид правоотношений является: правоприменительным, длящимся. Процедурные правоотношения делятся на две основные группы: отношения по установлению юридических фактов и отношения, связанные с предоставлением отдельных видов социальных услуг.

Процессуальные же правоотношения возникают только в случае, когда возникает спор между субъектами процедурных правоотношений. В этой связи, данные правоотношения связаны с защитой граждан своих прав на социальное обеспечение.


Список литературы

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами., - М., 1978 г., вып. XXXII. - С. 36.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. - Т. 2.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрании законодательства РФ. - 2013. - N 52 (часть I). - Ст. 7007.

5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4920.

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.

7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрании законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.

8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.

9. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3 - Ст. 168.

10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48. – Ст.4563.

11. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №. - Ст.1018.

12. Аракчеев В. С. Теоретические и практические вопросы права социального обеспечения. - М., 2014. – С. 11.

13. Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - № 1. - С.96-98.

14. Бароцкая К. Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. - С. 17.

15. Беляев В.П. Право социального обеспечения - М.: «Проспект», 2013. – С. 16.

16. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С.99.

17. Борисов А.Н. Страховые формы социальной защиты населения // Аналитический Вестник. - 2015. -№5. – С. 38

18. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / // Арбитражный и граждански процесс. – 2015. - № 10. – С. 8.

19. Еремина О.Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. - 2016. - №9. - С.44.

20. Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М: Норма: НИЦ-ИНФРА-М, 2016. - С. 22.

21. Куликов Л.М. Инвалидность. Процедура установления.- М: Эксмо, 2015. – С.136.

23. Медведев А.В. Общая характеристика процедурных правоотношений // Вестник Российского права. - 2016. - № 2. - С.45.

24. Михайловский А.К. Комментарий к федеральному закону «О трудовых пенсиях». - М., 2016. - С. 32.

25. Николаева В.Е. Основы права социального обеспечения: учебник. - М: Юнити - Дана, 2014. – С. 13.

26. Поротикова О. А. Проблема усовершенствования действующего законодательства в области права социального обеспечения: монография. - М.: Научная книга, 2014. - С. 48.

27. Третьяков В.Н. Комментарий ко Всеобщей декларации прав человека. - Беларусь., 2015. - С. 81.

28. Чеканов С.Ю. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения. Научная статья // Законность. - 2016. - №39. - С. 24.

29. Человечков А.А. Пенсии. Виды пенсий в РФ // Государство и право. - 2015. - №41. - С. 57.

30. Шишов М.А. Сравнительный анализ социальной политики современных государств // Вопросы экономики и политики. - 2016. - №11. – С. 13-15.

31. Шукаева С.Б. Основные аспекты различных отраслей права: Учеб. пособие. – М: Норма, 2014. – С. 515.

32. Юрлин В.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования». - М., 2016. - С. 23.

 


Приложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: