double arrow

Понятие и правовая сущность отношений по социальному обеспечению



Для начала рассмотрим понятие социального обеспечения и права социального обеспечения. Так называют реально существующее общественное явление, ценность которого определяется полнотой и точностью отражения в нём сущностных признаков. В законодательной традиции определение данного понятия даёт орган, который издаёт законы. Его же толкование наукой и на практике воспринимается как установленная истина на конкретной территории. Но из-за многоаспектности понятие социального обеспечения и права социального обеспечения (как и некоторые другие) не определено на законодательном уровне. В учебной и научной литературе можно встретить самые различные формулировки. На это значительно влияют признаки, принимаемые авторами учебников и статей за основу.[1]

Чем является социальное обеспечение граждан? Под этим термином понимают специальную форму распределения ресурсов, которая гарантирует гражданам нормальный уровень культурного и жизненного стандарта при наступлении старости, потери трудоспособности или кормильца. Также сюда относят создание системы материального обслуживания и обеспечения граждан по возрасту, инвалидности, безработице, болезни и иным случаям, установленным на законодательном уровне. Также, когда используют термин «социально-правовое обеспечение», то под этим необходимо понимать совокупность общественных отношений, что сложились между гражданами и органами государства (отдельными организациями или местным самоуправлением).




Для этих целей формируются специальные фонды, выделяются бюджетные средства на пенсии и пособия, оказывается медицинская помощь и так далее. В общем, предоставляются посильные финансовые средства на случай наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой потерю или уменьшение уровня дохода. Также организация социального обеспечения предусматривает определённые меры при повышении расходов для малообеспеченных (каковыми, например, являются многодетные) представителей общества. Обычно понятие социального обеспечения и права социального обеспечения предполагает обязательное оказание помощи государством. Но часто это небольшие средства, которые сводятся к установлению уровня доходов в размере прожиточного минимума или около того.[2]

На международной арене данное право закрепляется также и в статье 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, согласно которой признается право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.[3] Кроме того, ее правовую основу составляет и Декларация прав человека, где в статье 22 говорится о том, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.[4]



Этот факт свидетельствует о том, что каждый гражданин имеет возможность в случае наступления определенных социальных обстоятельств рассчитывать на помощь государства, вне зависимости от своего пола, национальности, места жительства и др..[5] В течение своей жизни человек достаточно часто сталкивается с такими обстоятельствами, которые могут причинить вред его здоровью и трудоспособности и, как следствие, к утрате заработной платы, а также доходов от предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Во многих случаях человек сам не может преодолеть указанные обстоятельства, т. к. они практически не зависят от его воли.

Поскольку качество и содержание жизни каждого человека в отдельности оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества, постольку государство в определенной степени принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных обстоятельств для жизни и деятельности индивида, гарантируя ему те или иные меры социального обеспечения.[6]

Право человека на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение».[7] В данной статье также закрепляются основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, необходимость воспитания детей, иные случаи, установленные законом. Перечень, определенный Конституцией, не является исчерпывающим, т. к. законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретается право на социальное обеспечение.[8]

Все это свидетельствует о том, что отношения в праве социального обеспечения напрямую связаны с:

1) предоставлением помощи нуждающемуся лицу с использованием специально выделенных средств. Это говорит о том, что данные отношения носят алиментарный характер, поскольку преследуют цель удовлетворения только тех нужд, которые жизненно-необходимы гражданину;

2) всеобщностью данных правоотношений. Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.[9]

Границы, которые существуют между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

В этой связи правоотношения по социальному обеспечению по мнению Е.С. Ахуновой, представляют собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка, несению дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, вследствие отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.[10]

В своей монографии О.А. Поротикова занимаясь исследованием данного вопроса, пришла к выводу о том, что правоотношения по социальному обеспечению устанавливают связь между участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями. В основе данных правоотношений лежат экономические вопросы, связанные с распределением благ в сфере социального обслуживания.[11]

В.П. Беляев считает, что правоотношения по социальному обеспечению представляют собой юридические отношения, возникающие между гражданами, связанные с реализацией их конституционного права на всевозможные виды социального обеспечения.[12]

Специфика данных правоотношений заключается в существовании особой формы связи между их участниками. Особенность данных правоотношений заключается в их составе, в который включается субъекты и объекты данных правоотношений.

Таким образом, стоит сказать о том, рассмотренные выше определения о том, что же представляют собой правоотношения по социальному обеспечению и какова их правовая сущность весьма разнообразны, но при этом бесспорным является тот факт, что данные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право. В их основе лежат нормы не только внутригосударственного, но и международного законодательства. Данные правоотношения связаны с предоставлением помощи всем нуждающимся лицам и строятся на основании принципа всеобщности.



Сейчас читают про: