double arrow

ГЛАВА 1. Философия математики

Владимировна

Философские основы естествознания: учебное пособие для подготовки магистрантов / А.С. Разин. Ж.В. Рослякова, – Волгоград: ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА ИПК «Нива», 2011. – 127 с.

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса «Философские основы естествознания». Текст учебного пособия содержит апробированные разработки лекций и семинарских занятий, список рекомендованной литературы. Пособие включает многие разделы дисциплины «История и философия науки», представляет интерес для аспирантов и соискателей при подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки».

Рекомендовано для магистрантов, изучающих дисциплину «Философские основы естествознания», а также для преподавателей, аспирантов, слушателей факультета социально-гуманитарного и дополнительного образования ВГСХА, для поступающих в аспирантуру.

Рекомендовано методической комиссией факультета социально-гуманитарного и дополнительного образования ВГСХА от 15 октября 2010 г., протокол № 3.

 

УДК 168.521

ББК 20:87в

 

© ФГОУ ВПО ВГСХА «НИВА», 2011

© Разин А.С., Рослякова Ж.В., 2011.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ  
ГЛАВА 1. Философия математики  
1.1. Форма и место математики в системе теоретического знания. Предмет и отличительные особенности математики  
1.2. Периоды развития математики  
1.3. Проблема метода в математике  
ГЛАВА 2. Философия физики  
2.1. Философские проблемы физики: сущность, специфика, функции. Становление современной физической науки. Физика как фундамент естествознания.  
2.2. Различие «фундаментальной» и «прикладной» науки  
2.3. Принцип детерминизма и его роль в классической физике  
2.4. Философские проблемы пространства и времени  
2.5. Принципы дополнительности и относительности. Принципы термодинамики и механицизм  
ГЛАВА 3. Естествознание и синергетика  
3.1. Парадигма «нелинейной динамики»  
3.2. Проблема самоорганизации  
3.3. Проблема «необратимости времени» и «физика неравновесных процессов» И. Пригожина  
3.4. Бифуркация и неустойчивость в естественных науках  
ГЛАВА 4. Философские проблемы технических наук  
4.1. Познание и практика. Предмет, содержание и задачи философии техники  
4.2. Основные концепции взаимоотношения науки и техники  
4.3. Научные «революции» в естествознании, точных и технических науках в XX в.  
ГЛАВА 5. Философские проблемы информатики  
5.1. История становления информатики  
5.2. Информатика как междисциплинарная наука  
5.3. Интернет как социотехническая система  
5.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции  
5.5. Социальная информатика и информационное общество  
ГЛАВА 6. Философские проблемы химии  
6.1. Специфика философии химии.  
6.2. Взаимосвязь химии с другими науками.  
6.3. Концептуальные системы химии и их эволюция.  
ГЛАВА 7. Философские проблемы биологии  
7.1. Предмет философии биологии, место и роль биологии в научном знании  
7.2. Понятие жизни, проблема ее возникновения  
7.3. Биология и формирование современной эволюционной картины мира  
7.4. Проблема системной организации в биологии  
ГЛАВА 8. Философские проблемы экологии  
8.1. Предмет экофилософии. Предмет, задачи социальной экологии  
8.2. Биосфера как область взаимодействия общества и природы  
8.3. Человек и природа в социокультурном измерении  
8.4. Экологические императивы современной культуры  
ГЛАВА 9. Философские проблемы географии и геологии  
9.1. Место географии и геологии в классификации наук и их структура  
9.2. Проблема пространства - времени в географии и геологии  
9.3. Понятие «географическая среда», география и экология  
Контрольные вопросы по дисциплине «Философские основы естествознания»  
Вопросы для тестирования  
Рекомендуемая литература для изучения дисциплины «Философские основы естествознания»  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука, по мнению некоторых авторитетных исследователей, развилась из ремесел и обычаев наших предков, они отсылают нас к каменному веку, когда человек начинал накапливать и передавать другим знания о мире. Другие на первый план выдвигают появление доказательного знания, которое появляется в философии и математике Древней Греции в середине первого тысячелетия до нашей эры, ибо, как известно, в древних государствах Египта и Междуречья были накоплены значительные математические знания, но только в Древней Греции начали доказывать теоремы. Третьи считают главной характеристикой науки опору на опытное знание, которое освобождало науку от догм аристотелизма. Некоторые исследователи видят первые ростки такого подхода уже в XIII - XIV вв.

Многие, однако, считают, что о науке можно говорить лишь после научной революции XVII в., когда благодаря трудам Г. Галилея и И. Ньютона появляется математизированная экспериментальная наука современного типа, ярким образцом которой стала физика. Тогда же возникают особые научные социальные институты типа Лондонского королевского общества (1662) и Парижской академии наук (1666). Наконец, существует мнение, согласно которому необходимым качеством науки считают оформление ее в особую профессию, что происходит лишь в конце первой трети XIX в..

Есть также не связывающий себя с историей аналитический подход к определению понятия науки — через набор характерных качеств научного знания. Но эти характеристики, интересные и важные сами по себе, не дают исчерпывающего ответа на интенсивно обсуждавшийся в XX в. вопрос о демаркации научного и ненаучного знания.

С нашей точки зрения, наука вполне сформировалась к XVII в. в Европе Нового времени. Ее истоки лежат в натурфилософии Древней Греции, которая возникает в VI в. до н. э. Переходом от мифологической теогонии Гесиода и Гомера, отвечавшей на вопрос о том, кто из олимпийских богов от кого произошел, к натурфилософии Фалеса и Анаксимандра, отвечавшей на вопрос, из чего все состоит, был обозначен переход от религиозно-мифологического описания мира-космоса к философскому. Это философское знание отличается также от знания древних пророков (глашатаев богов) и мудрецов (владеющих истиной, но не обосновывающих ее). Кроме того, оно противопоставляется обыденному знанию и «техне» — знанию-умению, знанию-искусству мастеров: философское знание относят к высокому миру умопостигаемого бытия, противопоставляемого миру «доксы» — изменчивой повседневной жизни людей. В рамках этой высокой философии формируется математическое теоретическое знание, образцом которого на многие века стала геометрия Евклида. Эти компоненты (математика, натурфилософия, механика-инженерия), испытав влияние эпохи Возрождения, сплавляются в XVII в. в новое образование — естественную науку Нового времени. Первичным ее образцом можно считать механику Галилея (теории движения падающего и брошенного тела), где натурфилософские модели соединяются с математическим описанием движения и экспериментом, включающим процедуры инженерного типа. Идеологическую и методологическую роль в становлении этой новой науки сыграли также Ф. Бэкон и Р. Декарт.

Итак, под наукой далее будем понимать в первую очередь естественную науку XVII—XX вв., образцом которой является физика. Зрелой стадией этой науки является уже механика Ньютона, становящаяся образцом физики вплоть до второй половины XIX в. Этот период принято называть периодом «классической» науки, в отличие от «неклассической» науки начала XX в. (сюда же, возможно, следует отнести и естествознание последней трети XIX в.). Таким образом, в истории науки и естествознания в целом выделяют две революции: так называемую «научную революцию XVII в.» (сюда относят коперниканский переворот в астрономии, за которым последовали теории Г. Галилея и И. Ньютона) и «революцию в физике начала XX в.». Иногда еще говорят о «постнеклассической» науке последней трети XX в., но наличие соответствующей революции не столь очевидно.

О зарождении философии естествознания можно говорить не ранее позитивизма XIX-XX вв. Но первые ручейки можно разглядеть уже в Древней Греции: это такие идеи, как не зависящее от чувственного опыта знание - эпистема Платона, и многие элементы метафизики, теории познания и логики Аристотеля. Непосредственной предшественницей философии естествознания является гносеология XVII-XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Без понимания проблем, поставленных в философии познания (то есть гносеологии, которую позже стали называть также эпистемологией) XVII-XVIII вв., нельзя понять философию науки XIX-XX вв. Гносеологические проблемы науки стали центральной темой классического этапа философии Нового времени — от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта.

Собственно философия естествознания начинается, по-видимому, в XIX в. с позитивизма О. Конта, вдохновленного идеями эпохи Просвещения. Еще более отчетливой она становится в конце XIX в. в неокантиантстве и «втором» позитивизме (Э. Мах, П. Дюгем и А. Пуанкаре), приобретая зрелые формы в логическом позитивизме 20—30-х гг. XX в. Этот третий этап развития позитивизма у нас называют «неопозитивизмом» (в западной литературе часто — логическим эмпиризмом, а иногда просто «позитивизмом»).

В начале 1960-х г. рождается постпозитивизм, в рамках которого осуществляется логическая (К. Поппер и др.) и историческая (Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос и др.) критика позитивизма (точнее, неопозитивизма). В ходе разгоревшегося спора кристаллизуются основные позиции современной философии науки.

Социокультурная ситуация, сложившаяся в современном мире, характеризуется качественными изменениями в различных сферах общественной жизни. Глубинные сдвиги, происходящие в мировоззрении современного человечества, служат импульсом для обновления идеалов, норм и методов научного исследования, для уточнения критериев научности, статуса и роли научного знания в постиндустриальном обществе.

Новый синтез естествознания и философии, вызванный как внутренними процессами эволюции научного знания, так и необходимостью соответствовать реалиям зарождающейся информационной цивилизации, неразрывно связан с обеспечением выживаемости человечества, с преодолением антропологического и экологического кризиса и сохранением жизни на земле.

Возникновение принципиально новых направлений в научных исследованиях, крупнейшие открытия, сделанные в области фундаментальных наук, указывают на то, что современная наука находится в стадии глубокого революционного сдвига: на смену классическому и неклассическому типу рациональности приходит постнеклассическое научное сознание.

Современная философия естествознания представляет собой важную область философского знания, зародившуюся и развивающуюся вместе с наукой. Она помещает естествознание в широкий культурологический контекст и рассматривает его как исторически развивающийся духовный и материальный феномен, кардинально меняющий формы человеческой жизнедеятельности и активно влияющей на менталитет современного человека.

Особое внимание в современной философии естествознания уделяется проблемам, связанным с кризисом современной техногенной цивилизации, с выбором путей его преодоления. В исследовательском поле современной философии естествознания находятся также системы духовных ценностей, формирующих облик современного ученого.

По общему мнению, современная цивилизация носит техногенный характер. Это означает, что в системе этой цивилизации наука занимает одно из ведущих мест. Бесспорным является ведущая роль естествознания в развитии материально-технического базиса современной цивилизации. Все, что нас окружает, было бы невозможно без развитой системы научного знания. В отличие от ремесленной техники античного и средневекового общества современная техника была бы невозможна вне ее научного фундамента. Признание ведущей роли науки в создании и функционировании материально-технического базиса цивилизации, по-видимому, не должно вызывать возражений. Горячо обсуждается тезис о месте науки в системе культуры. Приходится встречаться с крайними утверждениями о том, что Наука вообще чуть ли не враждебна культуре, что она нужна лишь для функционирования материально-технического базиса Цивилизации и не должна претендовать на какую-то общекультурную роль.

На наш взгляд, одним из возможных ракурсов, под которым можно рассматривать развитие Человечества, является рассмотрение этого развития под углом зрения доминирования в общей системе культуры тех или иных мировоззренческих характеристик. На первых этапах такой доминантой являлась система религиозно-мифологических представлений. Следующим этапом (во всяком случае, для европейской ойкумены) явилась античная цивилизация, для которой такой доминантой можно считать философию. Третий этап связан с крушением античной цивилизации и наступлением эпохи Средних веков. Здесь доминантой выступает религиозное (для европейской ойкумены) христианское мировоззрение.

Уже здесь напрашивается возражение, связанное с обвинением подобного подхода в так называемом европоцентризме: а где же в этой схеме Древний Восток, Индия, Китай (а можно еще добавить цивилизацию майи, инков, ацтеков)? Дело в том, что изложенная выше схема носит, конечно, в достаточной степени искусственный характер. Это взгляд на предшествующую историю с точки зрения сегодняшнего дня. С этой позиции современная цивилизация является по своим доминирующим характеристикам цивилизацией в определенном смысле европейской. Сказанное отнюдь не следует понимать в смысле отрицания самобытности и ценности исламской, китайской, индийской цивилизаций, а лишь в том смысле, что все эти цивилизации усваивают и каждая по-своему преломляет ставшие глобальными характеристики, возникшие и получившие развитие в рамках европейской цивилизации.

Эти черты, прежде всего, связаны с феноменом новоевропейской науки. Вопрос о том, когда возникла наука, часто является предметом дискуссии. Своими корнями наука уходит в глубокую древность. Бросая взгляд с позиций сегодняшнего дня, зачатки науки можно обнаружить и на Древнем Востоке, и в Китае, и в Индии. Однако наука в том виде, в каком она существует сегодня, — это новоевропейская наука, возникшая в эпоху Галилея и Ньютона. Великая научная революция XVII в. означала крупнейший общекультурный сдвиг. Б. Рассел особо выделяет в истории человечества именно XVII век, замечая, что в начале этого века еще пылают костры, на которых сжигают ведьм, а в его конце уже создается первая научная картина мира — выходят ньютоновские «Математические начала натуральной философии».

Рискнем допустить, что в рамках очерченной схемы общекультурной доминантой цивилизации Нового времени является прежде всего наука — «орудие высшей ориентировки, — по словам П. Павлова, — человека в окружающем мире и в себе самом».

При написании данного пособия авторы преследовали две цели. Во-первых, в ситуации назревающей новой волны научных революций познакомить магистрантов и аспирантов с современными концепциями философии естествознания, которые могут помочь лучше понять философские аспекты «неклассической физики» начала XX в. и «постнеклассической» синергетики и биологии конца XX в. Во-вторых, способствовать расширению кругозора, дать представление о гуманитарном мышлении, без которого нельзя понять современный быстро меняющийся мир. Во всем мире давно признана полезность ознакомления специалистов естественно-научного и технического профиля с гуманитарными дисциплинами, а гуманитариев с естественно-научными.

 

 


ГЛАВА 1.

Философия математики

 

 

Математические таблички

II тыс. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания

ГЛАВА 1. Философия математики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: