Задания для работы в парах. 1.Прочитайте друг другу фрагменты из сказки А.Н

1. Прочитайте друг другу фрагменты из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” вслух несколько раз, меняя силу голоса. Выберите оптимальный вариант для каждого фрагмента и объясните свое решение.

Золотой ключик, или Приключения Буратино

 

<...>

В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке одна держала фарфоровый кофейник, в другой – корзиночку с печеньем.

Глаза у нее все еще были заплаканные – она была уверена, что крысы утащили Буратино из чулана и съели.

Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке – лазоревые цветы заколебались, бабочки поднялись над ними, как белые и желтые листья, и появились Буратино и Пьеро.

<...>

Мальвина испуганно вскрикнула, хотя ничего не поняла. Пьеро, рассеянный, как все поэты, произнес несколько бестолковых восклицаний, которые мы здесь не приводим. Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.

<...>

2. Можно ли прочитать приведенный ниже фрагмент из сказки А.Н. Толстого, не меняя силу голоса? Почему? Предложите свой вариант прочтения и объясните свой выбор.

 

<...>

Издалека доносились отчаянные вопли и визг – это Артемон и Буратино, очевидно, дорого продавали свою жизнь.

– Боюсь, боюсь! – повторяла Мальвина и листочком лопуха в отчаянии закрывала мокрое лицо.

Пьеро пытался утешать ее стихами. <...> Мальвина затопала на него ногами.

– Вы мне надоели, надоели, мальчик!.. Сорвите свежий лопух – видите же – этот весь промок и в дырках.

Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:

– Артемон и Буратино погибли... <...>

Ударение

 

К речевым средствам выразительности относится также ударение. Ударение – это выделение в речи той или иной ее единицы (слога, слова и т.д.) в последовательности однородных единиц (слогов, слов и т.д.) с помощью фонетических средств. Различают словесное (выделение слога в слове), синтагматическое (выделение главного по смыслу слова в синтагме – речевом такте) и фразовое ударение. (Подробнее о постановке фразовых и синтагматических ударений см. 1.2. “Законы речи”.)

Под фразой понимают единицу речи, выражающую законченную мысль. Фраза обычно соответствует предложению, но фразой может стать и последовательность слов, предложением не являющаяся. Например, в устной речи часто предложение интонационно, с помощью пауз, дробится на отдельные слова или словосочетания (такое явление называется парцелляцией), которые являются фразами.

Если предложение состоит из одной синтагмы, то синтагматическое (интонационный центр синтагмы) и фразовое ударения совпадут. Если предложение многосинтагменное, то фразовое ударение совпадает с синтагматическим в наиболее важной по смыслу синтагме, часто это последнее слово в предложении (см. 1.2. “Законы речи”).

К.С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово во фразе или такте (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 163).

Кроме того, есть особый вид ударения – логическое. Назначение логического ударения – подчеркнуть смысл важного в конкретной речевой ситуации слова в предложении. В данном случае проявляется действие второго уровня речи – смыслового (см. 1.2. “Законы речи”). Чаще всего логические ударения совпадают с фразовыми. Если по каким-либо причинам нужно подчеркнуть другое слово в предложении, то логическое ударение окажется сильнее фразового, что приведет к смещению фразового ударения.

Как же мы можем выделить слоги и слова?

1. Увеличить мускульное напряжение и усилить выдох (динамическое ударение).

2. Изменить высоту голоса – тона (музыкальное ударение).

3. Изменить длительность звучания (количественное ударение). Обычно в речи сочетаются все три признака ударения, однако

для большинства языков ведущим является, как правило, один тип ударения, например русский язык считается языком с динамическим ударением.

В выразительном чтении ударные слова во фразе акцентируются с разной силой в зависимости от того, что в ней является самым главным. Но важно и качество ударения. Для придания ударению определенного качества мы прибегаем не только к динамическому ударению, но и дополняем его либо музыкальным (меняя тон голоса), либо количественным (протягивая гласный звук). Вот что говорит о качестве ударения К.С. Станиславский:

 

...важно, падает ли оно сверху вниз или, наоборот, направляется снизу вверх; ложится ли оно тяжело, грузно или слетает сверху легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится (Там же. – С. 178).

Задания

1. Правильно ли текст разделен на синтагмы? Расставьте в тексте словесные, синтагматические и фразовые ударения. Объясните свое решение.

Ель

 

В лесу стояла / чудесная елочка. / Место у нее было / хорошее, / воздуха и света вдоволь; / кругом / росли подруги постарше / – и ели, / и сосны. / Елочке / ужасно хотелось / поскорее вырасти; / она не думала / ни о теплом солнышке, / ни о свежем воздухе, / не было ей дела / и до болтливых крестьянских ребятишек, / что собирали в лесу / землянику и малину; / набрав полные кружки / или нанизав ягоды, / словно бусы, / на тонкие прутики, / они присаживались под елочку / отдохнуть / и всегда говорили: /

– Вот / славная елочка! / Хорошенькая, / маленькая! / Таких речей / деревцо / и слышать не хотело. /

<...>

(X.К. Андерсен)

 

2. В тексте курсивом выделены слова, на которые падает логическое ударение. Согласны ли вы с расстановкой логических ударений в текстовом фрагменте? Внесите в случае необходимости исправления. Свое решение объясните.

Свинопас

 

<...>

– Послушай\ – сказала принцесса фрейлине. – Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?

– Нет, спасибо\ – ответил свинопас. – Десять поцелуев принцессы, или горшочек останется у меня.

– Как это скучно! – сказала принцесса. – Ну, придется вам стать вокруг, чтобы никто нас не увидал]

<...>

(X.К. Андерсен)

3. Расставьте в сказке Д. Биссета словесные, синтагматические и фразовые ударения. Выделите слова, на которые падает логическое ударение. Всегда ли логическое ударение совпадает с фразовым?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: