ЗАДАЧА 1
Медсестра школьного медпункта оказывает помощь ученику, упавшему на перемене с опорой на правую кисть. При расспросе выявлено, что ребенок жалуется на боль в н/3 правого предплечья, не может пользоваться конечностью.
При осмотре она обнаружила деформацию предплечья в н/3, отек. Общее состояние ребенка ближе к удовлетворительному, пульс - 88 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 100/70 мм рт. ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
ЗАДАНИЯ
1. Определите характер повреждения.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Наложите транспортную иммобилизацию при данном повреждении.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. По данным расспроса и осмотра пациента можно предположить наличие перелома костей правого предплечья в н/3.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с осуществит вызов бригады "Ско- |- доставка пациента для оказания
|
|
рой помощи". | квалифицированной помощи
| и лечения.
2. М/с по назначению школьного врача |- уменьшить боль
введет в/м 1,0 50% анальгина. |
3. М/с наложит транспортную иммобили- |- уменьшить боль,создать покой
зацию предплечья шиной Крамера при- | конечности
дав среднефизиологическое положение |
конечности. |
3. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 2
М/с процедурного кабинета по назначению врача переливает пациенту в/в желатиноль. После переливания 200 мл пациент жалуется на зуд кожи по передней поверхности туловища и паховых областях.
При осмотре пациента м/с обнаружила крупно пятнистую ярко красную сыпь, слегка выступающую над поверхностью кожи.
Состояние ближе к удовлетворительному. Пульс - 84 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 130/80 мм рт. ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Заполните одноразовую систему для переливания.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Аллергическая реакция при переливании в виде крапивницы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с прекратит переливание, но из |- предупредить дальнейшее развитие
вены не выйдет. | аллергических проявлений сохранит
| возможность в/в препаратов для лечения
| крапивницы
2. М/с доложит врачу о изменении сос- |- быстрого оказания помощи пациенту,
тояния пациента. | решения вопроса о продолжении
|
|
| введенияжелатиноля
3. М/с подготовит медикаменты для ока- |- при отсутствии медикаментов взять их
зания помощи пациенту. у старшей м/с
4. М/с выполнит назначения врача. |- лечение пациента
5. М/с осуществит контроль за состоя- |- оценить эффективность действий
нием пациента, его ощушениями и |
кожными покровами в динамике. |
3. Студент заполнит систему в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 3
В травматологическое отделение поступил пациент по поводу закрытого перелома большеберцовой кости правой голени в н/3 без смещения. После проведения рентгенограммы костей голени, учитывая, что смещения отломков нет, врач наложил глубокую гипсовую лонгетную повязку, назначил 50% анальгин в/м по 2,0. Измеряя температуру пациенту вечером последний пожаловался м/с на сильную боль в голени. При осмотре м/с обнаружила, что пальцы на стопе отечны, синюшны, холодные на ощупь.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Подготовьте набор инструментов для скелетного вытяжения операции на костях.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Сдавление конечности лангетной повязкой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с доложит врачу об изменении сос- |- оказание помощи пациенту
тояния пациента. | своевременно и в полном объеме
2. М/с под руководством врача |- уменьшить сдавление лонгетной
рассечет спиральные туры бинта, | повязкой, уменьшить боль
отведет в стороны края лонгетной повязки.
3. М/с придаст конечности возвышенное |- уменьшить отек, снизить инте-
положение с помощью шины Белера | нсивность боли
4. М/с наложит пузырь со льдом на мес- |- уменьшить отек, гематому
то перелома. |
5. По назначению врача м/с введет р-р |- уменьшить боль
анальгина. |
6. М/с проконтролирует состояние паци- |- оценить эффективность своих
ента через 30 мин. | действий
3. Студент выполнит манипуляцию согласно перечню инструментов.
ЗАДАЧА 4
В ожоговое отделение поступил пациент с медицинским диагнозом "Термический ожог передней поверхности туловища, обеих бедер. Ожоговый шок". При расспросе м/с выявила, что ожог получен 3 часа назад кипятком дома. Пациент вял, адинамичен, на вопросы отвечает, жалуется на боль.
При осмотре: кожные покровы бледные, передняя поверхность туловища и бедер гиперемирована, отечна, имеет место значительное количество пузырей разных размеров, наполненных светлым содержимым. Пульс - 104 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 110/70 мм рт. ст. Дыхание через нос свободное, поверхностное 24 в мин. Мочится пациент редко, мочи мало.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Составьте набор инструментов для ПХО раны.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. У пациента торпидная фаза шока, термический ожог I-II степени, площадь поражения 27%.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по назначению врача введет обе- |- уменьшить боль
зболивающие препараты. |
2. М/с проведет катетеризацию мочевого |- подсчет почасового диуреза,
пузыря. | контроль эффективности лечения
3. М/с обеспечит пациента теплым питьем- борьба с обезвоживанием,
интоксикацией
4. М/с по назначению врача проведет |- борьба с обезвоживанием и
инфузионную, противошоковую терапию. | увеличение
5. М/с обеспечит контроль за почасо- |- контроль эффективности лечения
вым диурезом в течение первых двух суток.
|
|
6. М/с пригласит лаборанта для прове- |- выявить степень сгущения крови
дения анализа крови. |
3. Студент выполнит манипуляцию согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 5
В поликлинику на прием к хирургу обратилась женщина, которая 5 минут назад нечаянно выпила налитую в стакан уксусную эссенцию. Пациентка взволнована, просит оказать помощь, боится остаться инвалидом. При расспросе м/с выявила, что пациентку беспокоит боль во рту по ходу пищевода и эпигастрии.
При осмотре м/с обнаружила, что слизистая оболочка рта ярко гиперемирована, местами покрыта белым налетом, отмечается обильное слюнотечение. Пульс - 96 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 130/80 мм рт. ст. Дыхание через нос свободное 24 в мин., голос осиплый.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Соберите набор инструментов для трахеостомии.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Химический ожог пищевода
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с обеспечит вызов бригады "Скорой |- доставка в лечебное учреждение
помощи | для оказания специализированной
| помощи
2. М/с по назначению врача проведет |- промыть желудок
промывание желудка через зонд |- удалить попавшую в желудок
уксусную эссенцию
3. М/с по назначению врача введет в/м |- обезболить, уменьшить слюно-
2,0 50% анальгина и 1,0 0,1% атро- | отделение
пина; через рот 100 мл 0,25% новокаина |
4. М/с обеспечит подачу увлажненного |- облегчить дыхание
кислорода. |
3. Студент выполнит манипуляцию в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 6
В урологическое отделение больницы поступил пациент 67 лет с жалобами на невозможность помочиться, боли в животе, плохой сон. М/с при осмотре выявила: пациент жалуется на боли внизу живота, невозможность самостоятельного мочеиспускания. Пульс - 82 в мин., удовлетворительных качеств. АД - 140/80 мм рт. ст. ЧДД - 20 в мин., температура - 37,2 град. Живот при пальпации мягкий, над лоном определяется переполненный мочевой пузырь.
|
|
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Острая задержка мочи.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с срочно пригласит уролога. |- для консультации и получения
| назначений
2. М/с подготовит стерильный набор для |
катетеризации мочевого пузыря. |- для выведения мочи с
| помощью мягкого катетера
3. М/с подготовит набор для пункции |- при неудаче катетеризации ас-
мочевого пузыря. | систировать врачу при пункции
| мочевого пузыря и выведении
| мочи
4. М/с подготовит стерильную емкость |- для учета количества и направления
для сбора мочи. | мочи на общий анализ
5. М/с подготовит больного по назначе- |- для устранения в дальнейшем
нию врача к плановой операции. | задержки мочи
3. Студент демонстрирует манипуляцию: катетеризацию мочевого пузыря на муляже в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 7
В послеоперационной палате находится пациент 36 лет с диагнозом "Острый флегмонозный аппендицит". Обратился к м/с с жалобами на боли в послеоперационной ране и животе.
При осмотре: температура - 37,8 град., пульс - 86 в мин., удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм рт. ст., ЧДД - 20 в мин. Пациент после операции не мочился более 3 часов.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Острая задержка мочи после операции.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с попытается вызвать мочеиспуска- |- рефлекторно вызвать мочеиспу-
ние (обеспечит грелку на мочевой | скание
пузырь, откроет кран с водой, подаст
теплое судно. |
2. М/с поставит в известность врача. |- для получения рекомендаций и
| назначений
3. М/с подготовит емкость для сбора мочи, |- для профилактики инфецирования
стерильный катетер, теплый антисеп- | мочевого пузыря
тический р-р для подмывания. |
4. М/с мягким катетером выведет мочу |- для опорожнения мочевого пузыря,
по назначению врача. | учета количества, цвета мочи и для
| направления на общий анализ мочи
3. Студент демонстрирует манипуляцию: катетеризацию мочевого пузыря на муляже в соответствии с алгоритмом.
Задача 8
В здравпункт обратился пострадавший с жалобами на головную боль, тошноту, шум в ушах. Со слов сопровождающего, пациент упал со стремянки, ударился головой о пол, была потеря сознания в течение нескольких минут. Сам пострадавший обстоятельство травмы не помнит.
Объективно: общее состояние удовлетворительное. Больной бледен, пульс 90 ударов в мин., ритмичный. АД 120/180 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 24 дыхательных движений в минуту. Температура тела 36,8° С. Из носовых ходов выделяется капли СМЖ розового цвета.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Выполните тампонаду носовых ходов.
Эталон ответа
1. Открытая ЧМТ, перелом основания черепа, предположительно в области передней черепно-мозговой ямки.
2.
№ п/п | Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. | М/с вызовет скорую помощь | Для госпитализации пациента |
2. | М/с уложит пациента на спину, приподнимает голову на 10°, повернет ее на бок | Для создания покоя, профилактики асфиксии |
3. | М/с проведет беседу о состоянии пациента | Для создания психологического покоя |
4. | М/с накладывает асептическую пращевидную повязку на нос | Для профилактики вторичного инфицирования оболочек и вещества головного мозга |
5. | М/с расстегнет воротник рубашки | Для освобождения шеи от сдавливания, облегчения дыхания |
6. | М\с подвесит пузырь со льдом над головой пострадавшего | Для уменьшения головной боли |
7. | М/с укроет пострадавшего одеялом, поставит грелки к ногам, даст горячее питье (содово-солевой раствор) | Для профилактики шока |
8. | М/с будет измерять пульс, АД, ЧДД, температуру тела каждые 10 мин. | Для контроля состояния пациента |
3. Студент на фантоме выполняет тампонаду носовых ходов.
ЗадачА 9
В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих кистей, онемение конечностей. Из анамнеза м/с выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов.
При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм рт. ст., ЧДД - 18 в мин., температура 36,9 град.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть "варежка".
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. У пациента отморожение обеих кистей I-II степени.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с обеспечит обработку здоровой |- с целью уменьшения глубины
кожи и согревание больного. | поражения тканей
2. М/с наложит асептическую повязку на |- для предотвращения инфицирования
кисти с утеплительным слоем. |
3. М/с обеспечит консультацию хирурга. |- для получения назначений и решения
| вопроса о частоте перевязок
4. М/с обеспечит проведение экстренной |- для предотвращения развития
профилактики столбняка. | столбняка.
3. Студент демонстрирует манипуляцию наложения повязки на кисть "варежка".
ЗадачА 10
В стационар поступил пациент с температурой 40° С и колотой раной стопы. Из анамнеза выяснилось, что 5 дней назад он наступил на ржавый гвоздь, обработал рану йодом, наложил повязку. Однако самочувствие ухудшилось, местно – боль, гиперемия, отек. Общее состояние средней тяжести, тахикардия, одышка, рот открывает с трудом, глотание затруднено, судороги лицевых мышц.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Наложите косыночную повязку на стопу.
Эталон ответа
1. У больного появились симптомы столбняка. Заболевание развивается по нисходящему типу.
2.
№ п/п | Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. | Обеспечить лечебно-охранительный режим. По назначению врача: аминазин, хлоралгидрат в клизме, анальгин, димедрол. | - профилактика судорожных приступов; - противосудорожные |
2. | По назначению врача: противостолбнячную сыворотку 150-200 тыс. МЕ, 8 мл АС | - литическая смесь, которая оказывает и седативное действие - специфическое лечение |
3. | Обеспечить парентеральное питание. | - невозможность глотать |
4. | Провести катетеризацию мочевого пузыря и опорожнение кишечника | - затруднение мочеиспускания и дефекации |
3. Студент на статисте накладывает косыночную повязку на стопу.
ЗАДАЧА 11
В стационар доставлен пациент с травмой грудной клетки. Пациент жалуется на боль в грудной клетке, затрудненное дыхание, одышка нарастает с каждым вдохом. Из анамнеза: получил ножевое ранение в драке.
Объективно: состояние тяжелое, лицо цианотично, на грудной клетке справа рана размером 2х0,5 см, пенящееся кровотечение. Пульс - 100 в мин., ЧДД - 26 в мин., АД - 100/70 мм рт. ст., температура 36,8° С.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте наложение окклюзионной повязки.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. У пациента проникающее ранение грудной клетки справа, открытый пневмоторакс.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с вызовет врача - для получения назначений
2. М/с обработает кожу вокруг раны |- для предупреждения инфициро-
спиртом и наложит окклюзионную по- | вания и предотвращения заса-
вязку. | сывания воздуха через рану
3. М/с придаст пациенту полусидячее |- с целью купирования гипоксии
положение, подаст увлажненный кис- |
лород. |
4. М/с подготовит больного к экстренной - для операции, первичной
операции. | хирургической обработки
5. М/с осуществит наблюдение на боль- |- с целью контроля за состоянием
ным (пульс, ЧДД, температуру, АД). | больного
3. Студент выполнит наложение окклюзионной повязки согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 12
Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму предплечья. Вызванная м/с выявила: пострадавший бледен, покрыт холодным липким потом. Жалуется на боль и головокружение. На передней поверхности в/3 левого предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой пульсирующей струей обильно истекает кровь ярко-красного цвета. Чувствительность и двигательная функция пальцев кисти сохранены в полном объеме. Пульс - 100 в мин., слабого наполнения. АД - 90/50 мм рт. ст. ЧДД - 20 в мин. Нарушений со стороны других органов не выявлено.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику наложения жгута при данной травме.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Угроза жизни из-за кровопотери.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с применит метод пальцевого при- |- для прекращения кровотечения
жатия плечевой артерии. |
2. М/с наложит жгут на н/3 плеча. |- для прекращения кровотечения
| на время транспортировки
3. М/с проведет иммобилизацию конечно- |- для предупреждения соскаль-
сти. | зывания жгута
4. М/с обеспечит обильный прием жид- |- для восполнения ОЦК
кости. |
5. М/с вызовет "Скорую помощь" и обес- |- для обеспечения окончательной
печит транспортировку в стационар | остановки кровотечения
в положении Транделенбурга. |
6. М/с обеспечит наблюдение за состоя- |- для своевременного выявления
нием пациента (цвет кожных покровов | осложнений кровопотери.
пульс, АД). |
3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 13
Через 15 мин. после дорожной аварии в стационар доставлена пострадавшая 42 лет с жалобами на боль по всему животу, больше в левом подреберье, общую слабость, головокружение.
При осмотре м/с приемного отделения выявила: больная вялая, слегка заторможенная, в обстановке ориентируется, на вопросы отвечает замедленно. Кожные покровы бледные. Пульс - 98 в мин., слабого наполнения. АД - 100/60 мм. рт. ст. ЧДД - 22 в мин. Дыхание поверхностное.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Подготовьте все необходимое для проведения проб на совместимость.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Угроза жизни из-за внутреннего кровотечения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с обеспечит консультацию врача. |- для решения вопроса о лечении
2. М/с обеспечит вызов лаборанта для |- для определения величины
взятия общего анализа крови. | кровопотери
3. М/с будет наблюдать за внешним ви- |- для ранней диагностики и сво-
дом и состоянием пациентки (пульс, | евременного оказания неотлож-
АД, ЧДД). | ной помощи в случае возникновения
| осложнений
4. По назначению врача м/с подготовит |- для окончательной остановки
пациентку к экстренной операции. | кровотечения
3. Студент демонстрирует оснащение для проведения проб на совместимость в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 14
В стационаре находится больная с диагнозом: "варикозное расширение вен обеих нижних конечностей". Внезапно у нее разорвался варикозный узел и началось значительное кровотечение. Вызванная м/с выявила: все вокруг залито кровью. Пациентка бледная, испуганная, жалуется на слабость, головокружение. На внутренней поверхности обеих голеней видны выступающие с узловыми расширениями вены. Кожа над ними истончена, пигментирована. На с/3 боковой поверхности правой голени имеется дефект кожных покровов, из которого истекает темно-вишневого цвета кровь. Пульс - 100 в мин. АД - 105/65 мм рт. ст. ЧДД - 22 в мин. Нарушений со стороны внутренних органов не выявлено.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Венозное кровотечение.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с обеспечит наложение давящей по- |- для остановки кровотечения
вязки. |
2. М/с проведет иммобилизацию конечно- |- для исключения соскальзывания
сти, придав возвышенное положение | давящей повязки
3. М/с вызовет врача. |- для решения вопроса о дальнейшем
| лечении
4. По назначению врача м/с введет кро- |- для окончательной остановки
воостановливающие препараты. | кровотечения
5. М/с будет наблюдать за внешним ви- |- для определения эффективности
дом и состоянием пациентки (пульс, | проведенного лечения.
АД), повязкой. |
3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте или на муляже в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 15
В стационар доставлен пострадавший, получивший во время драки ножевое ранение в живот. Пострадавший заторможен, жалуется на сильную боль по всему животу. М/с приемного отделения при осмотре выявила: пациент бледен, на передней брюшной стенке имеется рана, из которой выпала петля кишки. Выделения из раны кишечного содержимого не обнаружено. Пульс - 110 в мин., слабый, АД - 90/60 мм рт. ст.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Соберите набор инструментов для операции на брюшной полости.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Нарушение целостности кожных покровов с выпадением петель кишки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с обеспечит консультацию врача. |- для решения вопроса о дальнейшем
| лечении
2. М/с наложит на выпавшую петлю кишки |- для предупреждения высыхания
влажную асептическую салфетку. | кишечника
3. М/с обработает кожу вокруг раны |- для предупреждения дополни-
спиртом не касаясь кишки. | тельного инфицирования
4. Вокруг петли кишки м/с уложит валик |- для предупреждения инфицирования
в виде баранки и наложит повязку. |
5. По назначению врача м/с подготовит |
больного к экстренной операции |
3. Студент демонстрирует собранный набор инструментов для операции на брюшной полости, называя каждый из них.
ЗАДАЧА 16
Ребенок 7 лет внезапно стал жаловаться на сильную боль в левой голени. Мать обратилась к соседке м/с. При расспросе м/с выявила: 2 недели назад ребенок переболел ангиной.
При осмотре: состояние ребенка тяжелое, температура тела 39,4° С, пульс 100 в мин., ритмичный, ЧДД - 26 в мин., АД - 120/80 мм рт. ст. Левая конечность согнута в коленном суставе, ходить ребенок из-за боли не может. Кожные покровы не изменены. При нагрузке по оси ребенок вскрикивает от боли.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте транспортную иммобилизацию голени.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Острый гематогенный остеомиелит костей. Симптом "перегрузки по оси". ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с вызовет "Скорую помощь". |- для решения вопроса о дальнейшем
| лечении
2. М/с проведет иммобилизацию конеч- |- для уменьшения боли
ности. |
3. М/с обеспечит наблюдение за паци- |- для своевременной диагностики
ентом (цвет кожных покровов, пульс, | осложнений и оказания неотложной
АД, температура). | помощи в случае их возникновения
3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 17
Ребенок 7 лет в течение одного часа голыми руками играл со снегом, замерз. После отогревания стал жаловаться на сильные боли и отек пальцев. Мать обратилась в поликлинику. Ребенок испуган, жалуется на умеренные боли в правой кисти, нарушение движений пальцами. Кожные покровы IV и V пальцев правой кисти багрово-синюшного цвета, пузыри наполнены светлой жидкостью. Отмечается отек пораженных пальцев, распространяющийся на кисть. Чувствительность сохранена. Пульс - 78 в мин., АД - 120/80 мм рт. ст.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику наложения повязки "рыцарская перчатка".
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Отморожение IY и Y пальцев правой кисти I-II степени.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с вызовет "Скорую помощь" для |- для оказания квалифицированной
транспортировки пациента в стационар. | помощи.
2. М/с обработает кожу вокруг отморо- |- для уменьшения распространения
жения спиртом. | инфекции
3. М/с наложит асептическую ватно-мар- |- для предупреждения вторичного
левую повязку. | инфицирования
4. М/с проведет иммобилизацию конечно- |- для уменьшения болей и преду-
сти косыночной повязкой. | преждения распространения
| инфекции
3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 18
В медпункт училища обратилась студентка с жалобами на боль в правой половине живота, тошноту. М/с при расспросе выяснила, что боли появились 12 часов назад с локализацией в эпигастрии, отмечалась однократная рвота. При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы обычной окраски, язык суховат, обложен белым налетом. Пульс - 104 в мин., АД - 120/80 мм рт. ст., температура - 37,8 град. Правая половина живота напряжена и отстает в акте дыхания, положительный симптом Щеткина-Блюмберга в правой подвздошной области.
ЗАДАНИЯ
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Составьте набор инструментов для аппенндэктомии.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Острый живот. Подозрение на острый аппендицит?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Алгоритм действий м/с | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с вызовет "Скорую помощь" |- для проведения экстренной
госпитализации.
2. М/с уложит пациентку. |- для облегчения состояния
3. М/с положит холод на живот. |- для уменьшения болей
4. М/с не будет поить, кормить и обез- |- чтобы не стереть клиническую
боливать. | картину и не утяжелить состояние
3. Студент демонстрирует собранный набор инструментов для аппендэктомии.
Задача 19
В травматологическое отделение поступила пациентка с жалобами на боль в правой половине грудной клетки. Боль резко усиливается при дыхании, кашле, чихании. Со слов пострадавшей, упала на лестнице и ударилась грудной клеткой о ступени.
Объективно: общее состояние удовлетворительное. АД 140/180 мм рт. ст., пульс 76 ударов в мин., ритмичный. Дыхание поверхностное, 18 дыхательных движений в мин. Правая половина грудной клетки отстает в дыхании. При пальпации резкая болезненность в области VI-VIII ребер по средней подмышечной линии. Сжатие грудной клетки усиливает боль.
Задание
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Наложите повязку на грудную клетку.
Эталон ответа
1. Множественный перелом ребер VI-VIII справа.
2.
№ п/п | Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. | Вызвать врача | - для получения назначений и рекомендаций по лечению |
2. | Приготовить постель с приподнятым головным концом | - для облегчения дыхания |
3. | Приготовить иглы, шприц, 1-2% раствор новокаина, стерильный перевязочный материал, спиртовые антисептики | - для проведения проводниковой новокаиновой блокады - для профилактики вторичного инфицирования |
4. | Приготовить лейкопластырь, оказать помощь врачу в наложении фиксирующей повязки | - для лечебной иммобилизации |
5. | Пузырь со льдом на правую половину грудной клетки | - для уменьшения боли, профилактики гематомы |
6. | Ингаляции увлаженного кислорода, проветривание палаты, дыхательная гимнастика | - для профилактики пневмонии |
7. | Прием отхаркивающих препаратов, постановка банок, горчичников, по назначению врача | - для профилактики пневмонии |
8. | Измерение ЧДД, пульса, АД | - контроль за состоянием пациентки |
3. Студент на статисте выполняет повязку на грудную клетку.
Задача 20
При измерении температуры тела у пациентов инфарктного отделения медицинская сестра заметила, что один из пациентов внезапно вскрикнул и потерял сознание.
При осмотре медсестра выявила резкий цианоз лица, отсутствие дыхания и пульсации сонных артерий, расширенные зрачки без реакции на свет.
Задание
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Эталон ответа
1. Клиническая смерть.
2.
Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. Через третье лицо послать за врачом | - для оказания квалифицированной помощи |
2. Уложить пациента | - для обеспечения реанимационных мероприятий |
3. Освободить полость рта от инородных тел, слизни выполнить тройной прием Сафара | - для обеспечения проходимости верхних дыхательных путей |
4. Приступить к ИВЛ и ЗМС | - для поддержания кровообращения и газообмена |
5. Следить за движениями грудной клетки и пульсацией на сонных артериях | - для оценки и эффективности ИВЛ и ЗМС |
6. По указанию прибывшего врача, продолжить совместно реанимационные мероприятия (при необходимости) | - для восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения |
3. Студент на фантоме демонстрирует технику ИВЛ и ЗМС, согласно алгоритму.
Задача 21
Ваш знакомый попросил Вас поехать с ним в гараж, т.к. отец его долго не возвращается после ремонта автомобиля. При вскрытии гаража обнаружили: автомобиль с работающим двигателем и мужчину на заднем сиденье.
При осмотре: пострадавший без сознания, кожные покровы розового цвета, зрачки узкие, дыхание поверхностное, редкое, пульс 50 ударов в минуту.
Задание
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения ИВЛ.
Эталон ответа
1. Отравление окисью углерода.
2.
Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. Вынести пострадавшего из отравленной атмосферы | - для прекращения действия поражающего фактора |
2. Вызвать скорую помощь | - для оказания врачебной помощи и госпитализации |
3. Придать пациенту устойчивое боковое положение, освободить дыхательные пути | - для обеспечения проходимости дыхательных путей и профилактики асфиксии рвотными массами |
4. Согреть, укрыть пострадавшего | - для снятия спазма периферических сосудов |
5. Приложить холод к голове | - для уменьшения поврежденного действия гипоксии на головной мозг |
6. В случае остановки дыхания и сердцебиения провести ИВЛ и ЗМС | - для поддержания жизнедеятельности |
7. Контролировать пульс АД и ЧДД | - для оценки эффективности проводимых мероприятий |
8. Передать пострадавшего бригаде скорой помощи | - для госпитализации в токсикологический центр |
3. Студент на фантоме демонстрирует технику выполнения ИВЛ, согласно алгоритму.
Задача 22
На лесозаготовительный участок вызвали медицинскую сестру к рабочему, который упал с высоты и ударился спиной о дерево. Пострадавший жалуется на боль в спине, усиливающуюся при движении.
Объективно: общее состояние удовлетворительное. Пульс 72 удара в мин., ритмичный, АД 120/80 мм рт. ст. При пальпации резкая болезненность в области остистых отростков XII грудного и I поясничного позвонков. Нагрузка по оси позвоночника болезненна.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Выполните внутримышечную инъекцию на муляже.
Эталон ответа
1. Перелом тел позвонков на уровне ТXII-L1.
2.
Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. М/с вызовет скорую помощь | - для госпитализации пациента |
2. М/с проведет осмотр пациента | - для выявления характера повреждения |
3. М/с приготовит носилки со щитом | - для обеспечения транспортировки |
4. М/с введет пациенту анальгин (таблетки или инъекции) | - для обезболивания |
5. М/с обеспечит перекладывание пациента на носилки со щитом в строго горизонтальном положении (втроем) | - для предупреждения смещения отломков в месте перелома |
6. М/с подложит валик под колени пострадавшего и под спину на уровне ТXII-L1 (лучше мешочек с просом или песком) | - для создания правильного положения для транспортировки |
7. М/с фиксирует пациента к щиту | - для иммобилизации позвоночника |
8. М/с укроет пациента, даст горячий чай, кофе, можно с добавлением алкоголя (50-60% спирта 50 мл) | - для профилактики травматического шока |
3. Студент на фантоме выполняет в/м инъекцию.
Задача 23
Медицинская сестра по дороге на работу стала свидетельницей автомобильной катастрофы. Работник ГИБДД обратился к ней с просьбой оказать помощь пострадавшему, нижние конечности, которого в течение двух часов сдавлены опрокинувшимся автомобилем. Больной слегка заторможен, на вопросы отвечает неохотно, жалуется на умеренную боль и чувство тяжести в ногах. Общее состояние удовлетворительное, пульс 90 ударов в мин., удовлетворительного наполнения, не напряжен, А/Д 110/180 мм рт. ст.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Наложите шину Крамера на голень.
Эталон ответа
1. У пациента – синдром длительного сдавления.
2.
Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. Вызов бригады «скорой помощи» | - доставка пациента в ЛПУ для оказания квалифицированной помощи и лечения |
2. Введение обезболивающих препаратов (ненаркотические или наркотические анальгетики) | - предупредить усиление боли |
3. Наложение жгутов на обе ноги выше места сдавливания | - предупредить всасывание продуктов распада |
4. Освобождение пострадавшего из-под автомобиля | - прекращение действия повреждающего фактора |
5. Снятие жгутов и тугое бинтование ног от периферии к центру | - предупреждение всасывания продуктов распада |
6. Выполнение транспортной иммобилизации (аутоиммобилизация) | - создание покоя для нижних конечностей |
7. Охлаждение нижних конечностей (полиэтиленовые мешки со снегом, льдом, холодной водой) | - замедление процессов всасывания продуктов распада |
8. Проведение простейших противошоковых мероприятий (обильное питье – содово-солевой раствор, горячий чай и добавлением алкоголя, укрыть одеялом) | - предупреждение развития шока |
3. Студент на статисте накладывает шину Крамера на голень.
Задача 24
В медицинский пункт школы обратился ученик с жалобами на резкую боль в левом плечевом суставе, из-за которой ребенок вынужден придерживать больную руку здоровой. Из анамнеза известно, что во время перемены мальчик упал на согнутую в локтевом суставе левую руку.
При осмотре – движения в левом плечевом суставе отсутствуют, имеется ступенчатое западение в проекции сустава, головка плеча прощупывается в подмышечной впадине. Пульс на левой лучевой артерии несколько ослаблен, ритмичный, 80 ударов в мин.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Наложите шину Крамера на левое плечо.
Эталон ответа
1. Вывих левого плеча в плечевом суставе.
2.
Алгоритм действий м/с | Мотивация |
1. Вызов врача «скорой помощи» | - доставка пациента в травматический пункт для оказания квалифицированной помощи и лечения |
2. Прием анальгетика (таблетки анальгина, баралгина) | - уменьшение боли |
3. Выполнение транспортной иммобилизации шиной Крамера от кончиков пальцев до внутреннего края здоровой лопатки в вынужденном положении | - создание функционального покоя |
4. Простейшие противошоковые мероприятия (горячий чай, содово-солевой раствор, тепло укрыть) | - профилактика травматического шока |
3. Студент на статисте накладывает шину Крамера на левое плечо.
Задача 25
В палате, где Вы работаете медицинской сестрой, на лечении находится пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии женщина 52 лет с диагнозом: закрытый перелом левого бедра в средней трети со смещением, двойной перелом левой голени в верхней и нижней трети со смещением. Скальпированная рана голов. Сотрясение головного мозга. Шок II-III степени.
После проведения реанимационных мероприятий и выведения пострадавшей из шока, произведена хирургическая обработка раны головы. Левая нижняя конечность уложена на шину Белера и наложено скелетное вытяжение за мыщелки бедра и пяточную кость.
Жалобы на боль в левой ноге, головокружение, слабость. В разговор вступает неохотно, угнетена своей беспомощностью, необходимостью постороннего ухода.
При осмотре м/с выявила: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, температура 37,5° С АД 140/90 мм рт. ст., пульс 70 в минуту, ритмичный. Признаков воспаления вместе выхода спиц не выявлено.
Задания
1. Назовите нарушенные потребности пациентки.
2. Перечислите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Эталон ответа
1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру, двигаться, общаться, одеваться, раздеваться, иметь жизненные ценности, избегать опасности.
2. Проблемы пациентки:
- боль;
- головокружение;
- дефицит самоухода.
Потенциальные проблемы:
- риск развития флегмоны тканей в местах прохождения спиц;
- риск развития остеомиелита;
- риск развития пролежней.
3. Цель: после выполнения назначений врача пациентка ощутит уменьшение боли.
ЗАДАЧА 26
В палате, где Вы работаете медицинской сестрой, на лечении находится пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии женщина 52 лет с диагнозом: закрытый перелом левого бедра в средней трети со смещением, двойной перелом левой голени в верхней и нижней трети со смещением. Скальпированная рана головы. Сотрясение головного мозга. Шок II-III степени.
После проведения реанимационных мероприятий и выведения пострадавшей из шока, произведена первичная хирургическая обработка раны головы. Левая нижняя конечность уложена на шину Белера и наложено скелетное вытяжение за мыщелки бедра и пяточную кость.
Жалобы на боль в левой ноге, головокружение, слабость. В разговор вступает неохотно, угнетена своей беспомощностью, необходимостью постороннего ухода.
При осмотре м/с выявила: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, температура 37,5°С, АД 140/90 мм рт ст., пульс 70 в минуту, ритмичный. Признаков воспаления вместе выхода спиц не выявлено.
ЗАДАНИЕ
1. Назовите нарушенные потребности пациентки.
2. Перечислите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Составьте набор для инструментальной перевязки раны.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру, двигаться, общаться, одеваться, раздеваться, иметь жизненные ценности, избегать опасности.
2. Проблемы пациентки:
- боль;
- головокружение;
- дефицит самоухода. Потенциальные проблемы:
- риск развития флегмоны тканей в местах прохождения спиц;
- риск развития остеомиелита;
- риск развития пролежней.
3. Цель: после выполнения назначений врача, пациентка ощутит уменьшение боли.
Планирование | Мотивации |
1. М/с предаст пациентке удобное положение в постели. | - для создания состояния комфорта и уменьшение боли. |
2. М/с обеспечит выполнение назначение врача, введет: | - для нормализации физиологического состояния и профилактики осложнений; |
- 50% анальгин в/м; | - для уменьшение болевых ощущений; |
- антибиотики в/м; | - для профилактики воспалительных изменений; |
3. М/с обеспечит тщательный уход за кожей и слизистыми. | |
4. М/с будет проводить обработку кожи антисептиками в местах прохождения спиц. | - для профилактики воспалительных осложнений тканей (флегмоны), остеомиелита. |
5. М/с поможет пациентке в приеме пищи. 6. М/с обеспечит пациентку судном. | - для обеспечения психологического комфорта. - для опорожнения кишечника и мочевого пузыря. |
7. М/с ежедневно будет беседовать с пациенткой для выявления причин ее беспокойства и волнений. | - для оказания психологической поддержки и адаптации в условиях стационара. |
4. Студент составит набор инструментов, согласно перечню.
ЗАДАЧА 27
В реанимационную палату, из операционной, доставлен мужчина 52 лет с диагнозом: открытый перелом левой теменной области. Ушиб головного мозга. Правосторонний гемипарез.
Жалобы на головную боль, отсутствие движений в правой руке и ноге.
При обследовании м/с выявила: общее состояние тяжелое, заторможен, температура 38°С. Осуществляется оксигенация через носо-ротовую маску. Кожные покровы бледные. В правой подключичной области сосудистый катетер. В левой теменной области повязка умеренно пропитанная сукровичным отделяемым. АД 110/80 мм рт ст., пульс 60 в минуту, ЧДД 22 в минуту. Отмечается асимметрия углов рта. Движения в правых конечностях отсутствуют, мышечный тонус и болевая чувствительность снижены.
ЗАДАНИЯ
1. Назовите нарушенные потребности пациента.
2. Перечислите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Продемонстрируйте технику в/в введения раствора.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру, двигаться, одеваться, раздеваться, избегать опасности, общаться.
2. Проблемы пациента:
- повышение температуры;
- головная боль;
- отсутствие движений в правых конечностях. Потенциальные проблемы:
- риск развития менингита, энцефалита;
- риск развития пневмонии.
3. Цель: снижение температуры, уменьшение головной боли, профилактика развития инфекционных осложнений.
Планирование | Мотивации |
1. М/с обеспечит выполнение назначений врача, введет: | - для нормализации физиологического состояния и профилактики осложнений. |
- 50% анальгин в/м; | - для снижения температуры тела |
- 1% димедрол п/к; | |
- антибиотики в/м; | - для профилактики инфекционных осложнений. |
- лазикс в/в; | - для профилактики и лечения отека мозга; |
- дексаметазон в/в; | |
- 10% хлористый кальций в/в; | - с гемостатической целью |
- 4% бикарбонат натрия в/в; | - для коррекции кислотно-основного равновесия |
- натрия оксибутират в/в. | - для улучшения обменных процессов в головном мозге |
- витамины В 1, В 12. | - для лечения неврологических расстройств. |
2. М/с обеспечит уход за кожей, в том числе в области подключичного катетера, слизистыми. | - для профилактики инфицирования тканей и развития пролежней. |
3. М/с обеспечит наблюдение за состоянием повязки. | - для профилактики кровотечения и инфицирования. |
4. М/с обеспечит проведение оксигенотерапии. 5. М/с будет контролировать состояние пациента: АД, пульс, ЧДД. 6. М/с обеспечит судном или по назначению врача введет постоянный мочевой катетер. | - для улучшения оксигенации крови. - для контроля эффективности назначений врача и своих действий. - для опорожнения кишечника, мочевого пузыря, контроля функции почек. |
4. Студент демонстрирует технику в/в введения раствора, согласно алгоритму.
ЗАДАЧА 28
В ожоговое отделение стационара, где Вы работаете медицинской сестрой, доставлен мужчина 65 лет с диагнозом: термический ожог нижней части живота, бедер и голеней II - III степени. Ожоговая болезнь, септикотоксемия.
Жалобы на боль в области ожога, слабость, повышение температуры. При осмотре м/с выявила: состояние средней тяжести, обеспокоен своим состоянием, исходом ожога, скучает по родным. Температура 38°С, АД 140/90 мм ртст, пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Ожоговая поверхность гиперемированна, выраженный отек, покрыта гнойным отделяемым, на коже передней поверхности живота участки некроза тканей. Повязки пропитаны серозно-гнойным отделяемым.
ЗАДАНИЯ
1. Назовите нарушенные потребности пациента.
2. Перечислите проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Составьте набор инструментов для первичной хирургической обработки раны.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть чистым поддерживать температуру, двигаться, одеваться, раздеваться, общаться, избегать опасности.
2. Проблемы пациента:
- боль;
- повышение температуры;
- беспокойство за исход ожога. Потенциальные проблемы:
риск развития сепсиса;
риск развития инфекционных метастазов в органах и тканях; риск развития острой почечной недостаточности.
Цель: уменьшение боли, снижение температуры, улучшение психоэмоционального состояния пациента, профилактика контрактур.
Планирование | Мотивации |
1. М/с выполнит назначения врача, введет: | - для нормализации физиологического состояния и профилактики осложнений; |
- 50% анальгин в/м; | - для снижения температуры тела; |
- 1 % димедрол п/к; | |
- 2% промедол п/к; | - для снятия болевых ощущений; |
- антибиотики в/м; | - для лечения инфекции; |
- кровезаменители в/в; | - для нормализации гемодинамики, водно-солевого и электролитного баланса, снижения интоксикации; |
- сердечно-сосудистые средства. | - для нормализации гемодинамики;- |
2. М/с будет контролировать состояние пациента: АД, пульс, ЧДД. | - для контроля эффективности назначений врача и своих действий |
3. М/с по назначению введет постоянный мочевой катетер и обеспечит уход за ним. | - для контроля мочевыделительной функции и профилактики инфекционных осложнений. |
4. М/с обеспечит уход за кожей. | - для профилактики инфекционных осложнений и пролежней. |
5.М/с окажет пациенту помощь в приеме пищи. | - для создания психологического комфорта |
6. М/с обеспечит судном. | - для опорожнения мочевого пузыря и кишечника. |
4. Студент составит набор инструментов для первичной хирургической обработки раны согласно перечню.