Младенческий возраст. Ведущая форма деятельности — эмоционально-положительное общение со взрослым. Создаются предпосылки к ходьбе и овладению речью

Первый период. Новорожденный ребенок (первый месяц жиз­
ни) — наряду с врожденными приспособительными реакциями
преобладает восприятие контактных раздражений, наиболее раз­
виты защитные рефлексы глаз. Появляются первые предпосылки
коммуникативного поведения — ротовое внимание, контакт глаз,
улыбка. °

• Второй период (от 1 до 3 месяцев). Ведущим является разви­
тие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также по­
явление эмоционально положительных реакций.
Характеризуется
развитием зрительного и слухового сосредоточения, фиксацией
взгляда на предмете и прослеживанием за его движением. Начало
установления связи между зрительными и слуховыми впечатле­
ниями. Появляется выраженная реакция на общение: улыбка, позже
смех, реакция оживления.

Третий период (от 3 до 6 месяцев). Дальнейшее развитие
зрительных и слуховых ориентировочных реакций. К концу дан­
ного периода у ребенка ведущей формой деятельности становятся
манипуляции игрушкой и предпосылки развития речи.
Комплекс ожив­
ления сменяется более дифференцированной ориентировочной
реакцией. Зрительное прослеживание заменяется разглядыванием,
ребенок как бы ощупывает взглядом объект, возвращается к на­
блюдению после того, как его отвлекли. Этот период характери­
зуется развитием зрительно-двигательной координации, а также
голосовых реакций ребенка (появление и усложнение лепета). По­
является дифференцированная реакция на звук, ребенок может
локализовать звук в пространстве.

Четвертый период (от 6 до 9 месяцев). Ведущим на данном
этапе становится развитие ползанья, что дает дополнительные
возможности для развития познания.
Характеризуется развитием
познавательной деятельности на основе активного манипулирова­
ния предметами. Формируется готовность к совместной игре со
взрослым, появляются выразительные коммуникативные жесты,
формируется начальное понимание обращенной к нему речи, ак­
тивизируется лепет с возможностью самоподражания (использо­
вание записи и воспроизведения детской «речи») и подражания
взрослым. У ребенка к 9 месяцам на основе понимания ситуации,
способности к подражанию и пониманию постоянства существо-


вания объекта появляется умение искать спрятанную игрушку, играть в простые игры на общение («Ку-ку», «Ладушки»). К девя­ти месяцам ребенок осваивает функцию прямостояния, у него появляется щепоть и пинцетный захват.

• Пятый период (от 9 до 12 месяцев). Ведущим является разви­
тие предметной деятельности на основе наблюдения, подража­
ния, понимания речи.
Ребенок хорошо дифференцирует лица и
избирательно относится к окружающим, развивается начальное
речевое общение, расширяется игровая деятельность. К концу пе­
риода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вер­
тикальную позу и ходить. Большое значение для оценки психо­
моторного развития в конце этого периода имеет его реакция на
речевое обращение: желание и умение вступать в общение, вы­
полнение просьб. Появляются цепочки слогов, слова, наблюдает­
ся копирование интонации, мелодической схемы знакомых фраз.

Преддошкольный возраст (от года до трех лет). Появляется но­вый вид общения с родителями на основе совместной деятельно­сти. В процессе этой деятельности происходит интенсивное разви­тие речи, творческой и познавательной активности. Получает раз­витие стремление ребенка к самостоятельности, которое к концу периода приводит к относительной социальной независимости ре­бенка. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в пред-дошкольном возрасте является речь и целенаправленная предмет­ная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: