Первая ступень формирования захвата «щепотью»

Карандаш зажат между большим и указательным пальцами с опорой на вытянутый средний. При рисовании ребенок все еще использует крупные движения рук и плеч, контроль мелких дви­жений развит недостаточно. Рисование на вертикальной поверх­ности все еще является наиболее доступным.

Вторая ступень формирования захвата «щепотью»

Отличается от первой ступени уменьшением движения всей руки за счет формирования большей стабильности плеча и локтя. Ребенок в это время лучше владеет движениями запястья, стаби­лизирует его, опираясь на поверхность стола. На этом этапе появ­ляется возможность рисования округлых форм на горизонтальной поверхности.

Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к зах­вату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью.

В это время ребенок может начинать рисовать кисточкой спо­собом примакивания.

При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. В рисовании используется редко.

Первая ступень формирования захвата «пинцетом»

Когда ребенок захватывает предмет, он берет его подушеч­ками большого и указательного пальцев. Этот захват использу­ется, к примеру, при работе с пластилином, при создании ап-


пликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного

материала.

Вторая ступень формирования захвата «пинцетом»

Ребенок берет предмет кончики большого и указательного пальца. Такой захват достаточно редко используется в быту, но все же необходим при захвате мелких бусинок, вытаскивании тонкой нити из ткани и т. д. Если формирование столь точного захвата затруднено, вполне можно остановиться на предыдущей ступени и возобновить работу позже, в случае необходимости. На этом этапе начинает формироваться умение стабилизировать запяс­тье и совершать им вращательные движения, удерживая его на весу. Надо заметить, что это делает мелкие движения ребенка более точ­ными и продуктивными за счет отсутствия трения между ребром ладони и поверхностью. При необходимости можно помочь ребенку использовать такой способ стабилизации, обхватив и чуть припод­няв его запястье своей рукой.

У детей с синдромом Дауна вторая ступень пинцета наблюда­ется в деятельности после 5-8 лет.

Лепка

Виды работ, требующих использования ладонного захвата !]

• Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на
столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки»,
«диски для пирамидки»).

• Раскатывать пластилиновые столбики на столе. Прямое
движение руки («колбаски», «конфетки»).

• Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движени­
ями между ладонями рук «бревнышки для домика». Сам
домик собирает педагог.

• Задание скатывать шарики из пластилина круговыми дви­
жениями рук на столе, затем между ладонями, предпола­
гает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («ко­
лобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»).

• Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ёжи­
ки»).

• Разрывать пластилиновый столбик («покорми зверят»).

Примечание. Два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».


Виды работ, предполагающих использование «шепотного» *з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: