Карандаш зажат между большим и указательным пальцами с опорой на вытянутый средний. При рисовании ребенок все еще использует крупные движения рук и плеч, контроль мелких движений развит недостаточно. Рисование на вертикальной поверхности все еще является наиболее доступным.
Вторая ступень формирования захвата «щепотью»
Отличается от первой ступени уменьшением движения всей руки за счет формирования большей стабильности плеча и локтя. Ребенок в это время лучше владеет движениями запястья, стабилизирует его, опираясь на поверхность стола. На этом этапе появляется возможность рисования округлых форм на горизонтальной поверхности.
Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью.
В это время ребенок может начинать рисовать кисточкой способом примакивания.
При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. В рисовании используется редко.
|
|
Первая ступень формирования захвата «пинцетом»
Когда ребенок захватывает предмет, он берет его подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется, к примеру, при работе с пластилином, при создании ап-
пликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного
материала.
Вторая ступень формирования захвата «пинцетом»
Ребенок берет предмет кончики большого и указательного пальца. Такой захват достаточно редко используется в быту, но все же необходим при захвате мелких бусинок, вытаскивании тонкой нити из ткани и т. д. Если формирование столь точного захвата затруднено, вполне можно остановиться на предыдущей ступени и возобновить работу позже, в случае необходимости. На этом этапе начинает формироваться умение стабилизировать запястье и совершать им вращательные движения, удерживая его на весу. Надо заметить, что это делает мелкие движения ребенка более точными и продуктивными за счет отсутствия трения между ребром ладони и поверхностью. При необходимости можно помочь ребенку использовать такой способ стабилизации, обхватив и чуть приподняв его запястье своей рукой.
У детей с синдромом Дауна вторая ступень пинцета наблюдается в деятельности после 5-8 лет.
Лепка
Виды работ, требующих использования ладонного захвата !]
• Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на
столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки»,
«диски для пирамидки»).
• Раскатывать пластилиновые столбики на столе. Прямое
движение руки («колбаски», «конфетки»).
• Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движени
ями между ладонями рук «бревнышки для домика». Сам
домик собирает педагог.
|
|
• Задание скатывать шарики из пластилина круговыми дви
жениями рук на столе, затем между ладонями, предпола
гает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («ко
лобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»).
• Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ёжи
ки»).
• Разрывать пластилиновый столбик («покорми зверят»).
Примечание. Два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».
Виды работ, предполагающих использование «шепотного» *з