Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек — результат тот же, что при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении.
Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся, чего мы хотим достичь: «Малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим». Если каждую ночь будить ребенка и высаживать на горшок, как это встречается в ряде семей, мы рискуем получить стойкую привычку просыпаться среди ночи, сидеть на горшке, общаться со взрослым и даже играть. В этом случае ребенок, который уже может всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель.
44' Мы рекомендуем одновременно с использованием памперсов изменить режим питания. Нужно учитывать, что не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное.
В то же время есть и взрослые люди, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Последовательность приучения та же, что и в дневное время.
• Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается
оттого, что мокрый.
• Взрослый отмечает время, когда это происходит, или,
если спит чутко, слышит изменения в поведении ребенка
во сне, будит малыша и сажает на горшок.
• Постепенно ребенок приучается проситься вовремя, или
сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех
лет, а у мальчиков может быть и позже.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
Помощь или содействие ребенку может быть разной.
• Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуе
мое действие (например, возьми мыло).
• Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок,
подражая, сделал правильно. Это особенно полезно, ког
да ребенок не способен реагировать только на устные ука
зания (например, намылить руки мылом).
• Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на пра
вильное выполнение задания (например, указать на нух
ный для ребенка предмет).
• Физическая - физические действия, помогающие малы
шу. Например, руками помогать ребенку справиться с той
частью деятельности, которая для него особенно сложна
(например, открыть кран).
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, так чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Оборудование т»
Существуют и другие способы помощи детям при развитии навыков самообслуживания Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.
• Вода должна быть теплой.
• Раковина - на уровне ребенка. *
• Мыло должно быть маленьким.
• Крючок для полотенца — на уровне груди ребенка.
• Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана
с горячей, они должны быть синим и красным соответ
ственно
• Чашка должна быть пластмассовой, со слегка отогнуты
ми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с
одного края
>4'*( • Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила
• Одежда на ребенке должна быть удобной (штаны, кол
готки на резинке, без ремешков, обувь на липучке)
Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.
Самообслуживание — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. В это время также закладываются основы культуры поведения Нельзя пропустить благоприятный период, когда малыш хочет действовать сам и его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное время будет достаточно сложно.
Часть II °






