Выработка навыка пользования горшком/туалетом

Умение ребенка правильно и вовремя пользоваться туалетом в значительной степени влияет на возможности адаптации в об­ществе. Формирование этого навыка обычно волнует родителей, и они стараются сделать все возможное, чтобы сформировать его. Это желание бывает настолько сильным, что они форсируют при­учение ребенка к горшку, не ориентируясь на возможности само­го малыша. Это часто приводит к негативному результату, отказу пользоваться горшком.

В условиях адаптационной группы возможность приучения к горшку отсутствует, поэтому роль педагога заключается в грамот­ном последовательном консультировании родителей.

Навык приучения пользования туалетом практически оказыва­ется самым сложным для любого ребенка, поскольку он требует от него анализа ощущений, поступающих от внутренних органов. Более того, ощутить и проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы успеть попроситься в туалет или проделать ряд дей­ствий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только умения взаимодействовать со взрослым и опреде­ленного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.

У ребенка с синдромом Дауна несмотря на ряд дополнитель­ных сложностей, связанных с особенностями физического и ин­теллектуального развития, это умение формируется в обычной последовательности. При отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) возможно отставание от несколь­ких месяцев до года.

По данным разных авторов, возраст психического развития, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеб­лется от 15до 18 месяцев, а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18 — 24 месяцам.

Что же может усвоить ребенок до наступления этого возрас­та?

В этот подготовительный период ребенок может научиться пользо­ваться горшком.

Если мама внимательно наблюдает за поведением ребен­ка, возможно, она по его, мимике, определенным зву­кам сможет догадаться, что ребенка нужно посадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепен­но малыш поймет назначение горшка и, возможно, со


временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.

• Если взрослые по поведению ребенка не могут опреде­
лить его желание, можно попробовать фиксировать вре­
мя, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится.
Сажая малыша на горшок в оптимальное время, можно
добиться понимания ребенком назначения горшка. При
этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на
горшке не более трех-пяти минут.

• Игры в «дочки-матери» помимо кормления и укладыва­
ния спать могут включать и обыгрывание горшка, что
поможет ребенку не только порыть ситуацию, но и, воз­
можно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие стра­
ха по поводу того, что какая-то часть его самого утеряна,
отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае
родителям можно посоветовать не слишком бурно реаги­
ровать на положительный результат.

• Во время игры можно научить малыша жесту или слову,
обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему воз­
можность заявить о своей потребности.

• Малыш должен знать, где находится горшок, уметь най­
ти или принести его по просьбе взрослого.

• Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки
перед тем, как взрослый посадит его на горшок.

Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.

Умение проситься на горшок формируется постепенно, про­ходя следующие стадии.

• Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом слу­
чае его не нужно ругать, можно снять мокрые штаниш­
ки, и пока взрослый готовит чистые, предложить малы­
шу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает,
что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и
часть «своей продукции» удерживает. В любом случая есть
смысл еще раз связать происшедшее с горшком.

• Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во
время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить
его на горшок. Многие родители этого не делают, моти-


, вируя тем, что уже поздно. У малыша создается непра-

вильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом назад в формирова­нии этого умения.

• Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный
момент в развитии умения. Лучше, если взрослый сам
быстро снимет с ребенка штанишки, чтобы малыш успел

1( 'т, все сделать на горшок. По мере того как этот навык будет й развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.

• Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый дол­
жен максимально упростить его задачу: горшок должен
всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки
сниматься легко и удобно.

• К этому навыку позже присоединяется умение пользо­
ваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка,
мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки,
мыть после туалета руки. Все это представляет собой слож­
ную цепочку действий, которая формируется по тем же
принципам, которые мы описывали в предыдущих разде­
лах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: