Умение ребенка правильно и вовремя пользоваться туалетом в значительной степени влияет на возможности адаптации в обществе. Формирование этого навыка обычно волнует родителей, и они стараются сделать все возможное, чтобы сформировать его. Это желание бывает настолько сильным, что они форсируют приучение ребенка к горшку, не ориентируясь на возможности самого малыша. Это часто приводит к негативному результату, отказу пользоваться горшком.
В условиях адаптационной группы возможность приучения к горшку отсутствует, поэтому роль педагога заключается в грамотном последовательном консультировании родителей.
Навык приучения пользования туалетом практически оказывается самым сложным для любого ребенка, поскольку он требует от него анализа ощущений, поступающих от внутренних органов. Более того, ощутить и проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы успеть попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только умения взаимодействовать со взрослым и определенного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.
|
|
У ребенка с синдромом Дауна несмотря на ряд дополнительных сложностей, связанных с особенностями физического и интеллектуального развития, это умение формируется в обычной последовательности. При отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) возможно отставание от нескольких месяцев до года.
По данным разных авторов, возраст психического развития, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15до 18 месяцев, а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18 — 24 месяцам.
Что же может усвоить ребенок до наступления этого возраста?
В этот подготовительный период ребенок может научиться пользоваться горшком.
• Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она по его, мимике, определенным звукам сможет догадаться, что ребенка нужно посадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепенно малыш поймет назначение горшка и, возможно, со
временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.
• Если взрослые по поведению ребенка не могут опреде
лить его желание, можно попробовать фиксировать вре
мя, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится.
Сажая малыша на горшок в оптимальное время, можно
добиться понимания ребенком назначения горшка. При
этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на
горшке не более трех-пяти минут.
• Игры в «дочки-матери» помимо кормления и укладыва
ния спать могут включать и обыгрывание горшка, что
поможет ребенку не только порыть ситуацию, но и, воз
можно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие стра
ха по поводу того, что какая-то часть его самого утеряна,
отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае
родителям можно посоветовать не слишком бурно реаги
ровать на положительный результат.
|
|
• Во время игры можно научить малыша жесту или слову,
обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему воз
можность заявить о своей потребности.
• Малыш должен знать, где находится горшок, уметь най
ти или принести его по просьбе взрослого.
• Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки
перед тем, как взрослый посадит его на горшок.
Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.
Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии.
• Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом слу
чае его не нужно ругать, можно снять мокрые штаниш
ки, и пока взрослый готовит чистые, предложить малы
шу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает,
что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и
часть «своей продукции» удерживает. В любом случая есть
смысл еще раз связать происшедшее с горшком.
• Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во
время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить
его на горшок. Многие родители этого не делают, моти-
, вируя тем, что уже поздно. У малыша создается непра-
вильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом назад в формировании этого умения.
• Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный
момент в развитии умения. Лучше, если взрослый сам
быстро снимет с ребенка штанишки, чтобы малыш успел
1( 'т, все сделать на горшок. По мере того как этот навык будет й развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.
• Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый дол
жен максимально упростить его задачу: горшок должен
всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки
сниматься легко и удобно.
• К этому навыку позже присоединяется умение пользо
ваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка,
мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки,
мыть после туалета руки. Все это представляет собой слож
ную цепочку действий, которая формируется по тем же
принципам, которые мы описывали в предыдущих разде
лах.