Развитие личности в условиях депривации и в особых условиях жизнедеятельности

Термин “депривация” обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Прежде всего речь идет о недостаточном удовлетворении таких основных психических потребностей, как потребность в интимно-личностном общении (эмоциональная депривация), потребность в разнообразии стимулов внешней среды (сенсорная депривация), потребность ребенка в материнской заботе и опеке (материнская депривация) и т.д.

Итак, депривация – это психическое состояние субъекта, возникшее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Такие ситуации в повседневной жизни и профессиональной деятельности человека встречаются довольно часто. Отметим ситуации пребывания в течение длительного времени в больнице при отсутствии привычных контактов с близкими и выработанного ритма жизнедеятельности; ситуации одиночества или групповой изоляции при осуществлении профессиональных задач в опасных профессиях (боевое дежурство на подводных лодках, исследовательская работа на космических станциях, полярные экспедиции, кругосветные путешествия и т.д.).

Понятие депривации отличается от понятия запущенности, под которым обычно подразумевается педагогическая запущенность. Запущенность в воспитании и образовании все же не нарушает непосредственно психического здоровья человека.

Нельзя также смешивать понятия депривации и фрустрации. Депривация представляет собой более серьезное состояние, чем фрустрация. Однако слишком длительная фрустрация переходит в депривацию, и зачастую именно наличие ситуации фрустрации является введением в депривационную ситуацию. Например, вполне вероятна ситуация фрустрации как реакция препятствия общению человека в условиях адаптации к новому трудовому (учебному и т.д.) коллективу, однако если в течении нескольких месяцев его изоляция продолжается, то здесь налицо депривация.

К основным видам депривации относят сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную депривацию. Следует отметить, что некоторые психические состояния выражаются одновременно сочетанием различных видов депривации. Например, изоляция человека на необитаемом острове может представлять собой одновременно социальную, когнитивную и эмоциональную депривацию.

Психическое состояние, обусловленное “обедненной” средой, т.е. средой, характеризующейся недостаточным количеством, ограниченной изменчивостью или однообразным качеством сенсорных раздражителей, называют сенсорной депривацией.

Психическое состояние в ответ на дефицит или отсутствие упорядоченной и осмысленной информации для познания – это когнитивная депривация.

Эмоциональная депривация – это психическое состояние, характеризующееся недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрывом подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Еще один вид депривации – социальная депривация – психическое состояние, обусловленное ограниченной возможностью для реализации человеком своей социальной роли.

Проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Они могут представлять разнообразную картину невротических, психопатических и соматических расстройств.

Исследования сенсорной и когнитивной депривации выявили, в частности, следующие показатели психического состояния испытуемых: 1) расстройства в направленности мышления и при сосредоточении, 2) мышление захватывается фантазией и мечтаниями, 3) расстройство ориентации во времени, 4) физические иллюзии и обманы, 5) беспокойство и потребность активности, 6) головные боли, боли в спине, в затылке, глазах, 7) бредовые идеи, 8) галлюцинации, 9) тревога и страх, 10) неспособность сосредоточить внимание, 11) скука, паника.

В опытах Д. Лилли и Д. Ширли попытались произвести выключение всех сенсорных раздражителей. Эксперименты проходили по следующей методике: испытуемых снабжали дыхательным аппаратом с непрозрачной маской и погружали полностью в резервуар с теплой, медленно протекающей водой, в которой они находились в свободном, “невесомом” состоянии. Согласно инструкции, они двигались как можно меньше. При этих условиях уже приблизительно после одного часа появлялось внутреннее напряжение и так называемый “сенсорный голод”, далее через 2–3 часа появлялись зрительные галлюцинации, сохранявшиеся частично и после эксперимента. Однако отдаленные последствия опытов были определенно благоприятными: испытуемые говорили о том, что они начали лучше понимать свои потребности и побуждения, обрели внутреннюю уверенность в себе.

Одновременно выявилось важное обстоятельство: реакции людей на ситуации депривации бывают чрезвычайно индивидуальными. Многое зависит, очевидно, от преобладающих потребностей, навыков и от защитных и адаптивных механизмов. Ряд фактов свидетельствует о том, что лица “экстравертированные” (ориентированные вовне) реагируют большими нарушениями, чем “интровертные” (ориентированные на себя).

При эксперименте в условиях абсолютной тишины (в сурдокамере) испытуемые начинали воспринимать ее как сильно выраженное воздействие. Тишину начинали “слышать”. Вот высказывание космонавта Г.Т. Берегового: “Тишина не только простое отсутствие шумов и звуков; тишина – это одно из свойств существующей материи, свойство, которое может убивать”.

С психологической точки зрения существуют различные объяснения механизма депривации. В аспекте теории Д. Брунера предполагается, что ограниченное поступление стимулов делает невозможным постоянный процесс оценки и переоценки, посредством которого организм нормально создает модели и стратегические формы в целях контакта со средой.

Другие авторы подчеркивают действующие при депривации эмоциональные компоненты. Беззащитность и зависимость (темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки в условиях экспериментальной депривации) возвращают испытуемого в ситуацию раннего детства, чем вызывается регрессивное поведение.

В обычных условиях люди не испытывают когнитивную депривацию, в процессе жизнедеятельности они передают и получают большое количество разнообразной информации – личностно значимой и массовой. Однако в особых условиях профессиональной деятельности могут возникнуть явления, в частности, когнитивной депривации, которые необходимо заранее предвидеть и свести до минимума. Так, в длительных походах у подводников наблюдались состояния тревожности, депрессии, нарушения сна при отсутствии оперативной информации о родственниках. При получении людьми интересующих их новостей, даже отрицательных (отказ в приеме в учебное заведение, в предоставлении квартиры и т.д.), все невротические симптомы полностью исчезали. Космонавты с первых же полетов также испытывали потребность в получении различной информации. Эта потребность особенно отчетливо стала проявляться по мере увеличения продолжительности полетов на орбитальных станциях. В дальнейшем для экипажей стали готовить специальные выпуски “Последних известий”, а также проводить встречи с семьями с помощью телевидения.

Потребность в информации из внешнего мира о близких, о событиях в стране и т.д. четко прослеживается и в экспедиционных условиях. По дневниковым записям Э. Бишопа, сделанным во время трансатланти­ческого плавания на плоту, можно четко проследить, как менялось в худшую сторону настроение членов экипажа из-за ограничения личностно значимой информации. Автор, в частности, приводит описание реактивно-невротического состояния, развивающегося при получении одним из членов экипажа сообщения о заболевании жены и невозможности узнать о протекании послеоперационного периода.

Длительное одиночество как ситуация социальной депривации также вызывает изменения в психической деятельности. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества на леднике Росса (Антарктида) оценил свое состояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членов семьи, друзей. При этом исчезало ощущение одиночества. Появлялось стремление к рассуждениям философского характера. Часто возникало чувство всеобщей гармонии, особого смысла окружающего мира. Х. Риттер, проведшая 60 суток в одиночестве в условиях полярной ночи на Шпицбергене, рассказывает, что ее переживания сходны с теми, которые описал Бэрд. У нее возникали образы из прошлой жизни. В мечтах она рассматривала свою прошлую жизнь, как в ярком солнечном свете. Она чувствовала, что как бы слилась воедино со Вселенной. У нее развилось состояние любви к этой ситуации, сопровождавшееся очарованием и галлюцинациями. Эту “любовь” она сравнивала с состоянием, которое испытывают люди при приеме наркотиков или находясь в религиозном экстазе.

Из истории научных экспедиций, зимовок в Антарктиде и Антарктике, длительных плаваний на кораблях и плотах можно привести большое количество примеров, говорящих о том, что небольшие группы перед лицом трудностей и опасностей сплачиваются еще сильней. При этом люди сохраняют в своих взаимоотношениях чувство сердечной заботы друг о друге, нередко жертвуют собой во имя спасения товарищей.

Однако история научных экспедиций и плаваний знает и немало печальных случаев разобщенности людей, попавших в условия длительной групповой изоляции, также являющейся ситуацией социальной депривации. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что с увеличением времени пребывания полярников на антарктических станциях вначале появляется напряженность во взаимоотношениях, а затем и конфликты, которые за шесть-семь месяцев зимовки перерастают в открытую враждебность между отдельными членами экспедиции. К концу зимовки значительно увеличивается число изолированных и отвергаемых членов группы. Следовательно, остро встает вопрос о психологическом отборе участников экспедиции, необходимость которого давно была осознана специалистами. Готовясь к своей первой экспедиции, Р. Бэрд посетил Р. Амундсена, который посоветовал ему проявить крайнюю осторожность в выборе людей. “Люди, – говорил Амундсен, – самая неопределенная величина в Антарктиде. Самая тщательная подготовка, самый образцовый план могут быть сведены на нет неумелым или недостойным человеком”. Судя по дневниковым записям И.Д. Папанина, состав экспедиции “Северный полюс” также был тщательно подобран.

Нарушения функционирования психики, возникающие у взрослых людей (в отличие от детей) в условиях депривации, как правило, являются обратимыми, кратковременными, личность критична к этим состояниям, способна оценить их последствия и заранее предвидеть их развитие. Для профилактики депривации в опасных профессиях существует специально разработанная система психологической подготовки, научно обоснованный психологический отбор и социально-психологические методы сплочения групп.

Поздняя зрелость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: