Издайте приказ гендиректора: ругать сотрудника не чаще двух раз в месяц. Внедряйте упреждающую обратную связь

Требуйте, чтобы руководители подразделений, общаясь с подчиненными, делали акцент на позитиве, а не на недостатках и ошибках. Словом, прекратили постоянно критиковать сотрудников. В экономически сложные времена у людей и так не лучшее настроение. Не нужно усугублять его, убивая мотивацию. Более того, объясните: работники привыкают, что их постоянно ругают, и приобретают синдром выученной беспомощности. Иначе говоря, без руководителя не могут проявить находчивость и быстро среагировать на новые обстоятельства, отвыкают действовать самостоятельно. Настоящие профессионалы не станут с этим мириться и покинут компанию. Это плохо скажется на результатах ее работы. Расскажите руководителям о факторах, снижающих новаторский настрой сотрудников (а именно он востребован во время кризиса), и призывайте их искоренять. Факторы – в таблице ниже.

Таблица 1. Что снижает новаторский настрой сотрудников и лишает компанию ценных изобретений

Фактор, снижающий желание изобретать Почему желание экспериментировать и новаторский настрой у сотрудников снижаются
В компании слишком много регламентов, ограничивающих неформальное общение между работниками Между сотрудниками не складываются человеческие отношения, не возникает душевный контакт, поскольку им трудно общаться на нерабочие темы (особенно если это запрещается). Каждый из них сидит в своей «скорлупе», и желания делиться с кем-то своими нестандартными идеями, которые иногда появляются, нет
Управленцы не понимают, что изобретательство – очень полезная вещь, от которой компания получает преимущества и прибыль Сотрудники-инноваторы не получают ресурсов, нужных для реализации изобретательских идей, чувствуют неуважительное отношение со стороны руководителей: от иронии до раздражения и презрения. Это демотивирует
В компании боятся любых перемен, поэтому к изобретениям относятся негативно Люди опасаются, что, заявив о своей идее, они станут мишенью для самых разных обвинений. Например: «Вам больше всех надо?» или «Зачем Вы раскачиваете лодку?». Поэтому предпочитают молчать
Руководителям нравится работать с сотрудниками-коллективистами. А индивидуализм подчиненных они всячески пресекают В компании формируется корпоративная культура, в которой изобретательские идеи в принципе не появляются. Это связано с особенностями мышления коллективистов и индивидуалистов. Коллективисты могли бы предлагать изобретательские идеи, но они возникают в их головах очень редко. Индивидуалисты же придумывают инновации чаще и легче, но не спешат о них рассказывать, чтобы не нарываться

 

Чтобы рабочие относились к компании менее отчужденно, вовлеките их в общественную жизнь – создайте народный контроль

Прообразом может стать группа народного контроля, которая существовала в советское время. Она проверяла качество выпускаемой продукции, работу столовых, медпунктов. Создайте и Вы подобную группу. Включите туда рабочих из разных цехов или отделов, поручите им выявлять недочеты, которые можно исправить, чтобы улучшить условия работы. Вовлечете сотрудников в процесс улучшений, покажете, что цените их.

 


Сосредотачиваться на позитиве – не значит, что руководитель не должен замечать ошибок или недоработок сотрудника. Дело в другом – как о них говорить. Не распекать! Во-первых, если начальник подразделения просто озвучит недоработки, этого уже достаточно – подчиненные среагируют. Во-вторых, призывайте управленцев использовать упреждающую обратную связь. Суть в том, что руководитель беседует с подчиненным. Но не разбирает его ошибки, а просит сотрудника высказать соображения, как он может улучшить результаты своей работы. Сотрудник сам осознает, что сделал неправильно, и поймет, как исправить ошибки. Обратная связь перестанет быть неприятным испытанием для работника, но будет полезной и мотивирующей. Отношения с руководителем станут более доверительными. Это позитивно скажется на настроении сотрудников и на их работе: они увидят, что с их мнением считаются.

Конечно, в одиночку Вы не заставите руководителей изменить поведение с подчиненными. Заручитесь поддержкой гендиректора и действуйте от его имени. Если нужно, внесите изменения в регламенты по персоналу, в должностные инструкции управленцев или издайте приказ за подписью руководителя компании.

Пример В компании VMware гендиректор издал необычный приказ, обязывающий руководителей подразделений не реже чем раз в неделю давать упреждающую обратную связь каждому подчиненному, а ругать не чаще чем два раза в месяц. При этом управленцам предписали сосредотачиваться на сильных сторонах подчиненных, а не на недостатках. Кроме того, руководителей подразделений обязали просить сотрудников предлагать, как улучшить свою работу. В приказе также говорилось, что начальники не вправе делать оценочные суждения о креативности предложений сотрудника, сравнивать их с идеями других работников, высказывать явно негативное мнение. Руководители должны задавать вопросы и подводить подчиненного к тому, чтобы он сам понял, какие недостатки есть в его предложениях, как их устранить. Когда этому правилу начали следовать, обнаружили: сотрудники так привыкли, что их все время ругают, что чувствовали себя не в своей тарелке, когда слышали похвалу со стороны начальника. Думали, что в этом есть подвох. Но потом стали действовать более открыто, в их глазах появился блеск, через полгода показатели компании стали улучшаться.

 

Наталия АЛЕКСАНДРОВА, Директор по персоналу «Центра “Кайдзэн”» (г. Пермь)
Вместе со службой маркетинга заказчика провели проект «10 добрых дел» В начале года заказчик поставил задачу – выстроить слаженную работу между подразделениями и укрепить командный дух сотрудников. В октябре – день рождения компании-заказчика. Поэтому, помимо совместных рабочих проектов, мы предложили провести ряд мероприятий, которые объединили бы коллектив интересной и полезной задачей. Так появилась идея проекта: делать одно доброе дело каждый месяц. Сформировали рабочую группу, назначили руководителя, распределили ответственность за каждое дело. Сотрудники сами предлагали идеи. Например, помогали детям из неблагополучных семей, мастерили и размещали скворечники. В итоге не только повысили вовлеченность, но и укрепили имидж компании.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: