Постановка целей исследования

Цель: актуализировать имеющиеся знания детей, необходимые для «открытия нового знания».

Ведущий: Вы любите танцевать? Почему вам нравится танцевать? Что такое танец? (Дети отвечают.) Танец – это прежде всего красота движений. Сегодня наше занятие мы посвятим танцу – самому возвышенному и прекрасному из всех искусств. И поможет нам богиня танца – Терпсихора. Смотрите:

Раз, два – повернусь,
В богиню танца превращусь!

(Ведущий надевает тунику и на голову прикрепляет лавровый венок,
превращаясь в Терпсихору.)

Терпсихора:
Я – Терпсихора, муза танца!
Теперь вы у меня в гостях.
Я, если честно вам признаться,
Давно мечтала о таких друзьях.
Вы знаете, когда появились танцы?

Дети: Нет!

Терпсихора: А хотите узнать?

Дети: Да!

Терпсихора: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по «Реке времени». Следуйте за мной, и мы с вами узнаем историю танца и, может быть, даже раскроем тайну: почему люди так любят танцевать. Вы готовы? Тогда в путь!

(Под музыку Ю. Чичкова «Танец» дети подходят к проектору, садятся перед ним на ковер.
Терпсихора рассказывает историю танца и демонстрирует соответствующие слайды.)

3. Анализ-сравнение,
активное обсуждение демонстрационного материала

Цель: проанализировать и обсудить с детьми историю танца.

Терпсихора:
Музыка разных времен здесь витает,
Летопись танца тут оживает.
Запомни, у танцев свои летописцы:
Это гравюры, эскизы, страницы,
Это история древних веков
В воспоминаниях стариков.
Откроем страницу истории первую –
Мы попадаем в эпоху древнюю,
От ней не осталось следов на земле,
Кроме рисунков в пещерной скале.
Как вы думаете, в древности люди тоже танцевали? А каким был их танец?

(Дети высказывают предположения. Терпсихора дополняет их ответы.)

Терпсихора: В основе первых танцев наших предков лежали движения, связанные с трудом: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. Перед танцем древние танцоры раскрашивали лицо и тело, надевали маски и под однообразную дробь барабана разыгрывали сценки: кто-то исполнял роль дикого животного, подражая его повадкам, кто-то – подкрадывающихся охотников, заманивающих добычу. Давайте послушаем пьесу японского композитора Есинао Нака «Танец дикарей» и попытаемся представить, как танцевали древние люди под такую музыку.

(Дети и Терпсихора слушают аудиозапись пьесы Есинао Нака «Танец дикарей».)

Терпсихора: Понравилась вам музыка? Как вы думаете, как двигались под нее дикари? Можно ли их танец назвать красивым? Почему?

(Дети высказывают предположения.)

Терпсихора: Танцы дикарей нельзя назвать красивыми, потому что движения в них примитивные, простые, однообразные. А какой танец зародился в далекой древности на Руси?

Дети: Хоровод.

Терпсихора: Правильно! От какого слова произошло название танца?

Дети: Слово «хоровод» происходит от древнегреческого слова «хорос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить».

Терпсихора: Какая основная фигура в хороводе и что она символизирует?

Дети: Хождение по кругу. Круг символизирует солнышко.

Терпсихора: А вы умеете водить хоровод? Какой хоровод вы бы хотели исполнить сейчас?

(Дети исполняют танец-хоровод по собственному выбору.)

Терпсихора:
Мы познакомились с танцами древних людей.
А сейчас страница вторая – эпоха другая.
Постепенно народные танцы
Стали на знатных балах появляться.
Век от века танец рядом с человеком,
Служит танец средством для общенья,
Стал он сложным, требовал уменья.
На балах – менуэты, кадрили, гавоты,
Польки, вальсы, мазурки, галопы.
С некоторыми из перечисленных танцев вы уже знакомы. Расскажите, например, о польке.

Дети: Полька – это веселый танец, который появился в Чехии.

Терпсихора: Правильно, танец возник в середине XIX века. Какое основное движение в польке?

Дети: Кружение пары по кругу, подскоки.

Терпсихора: А что вы знаете о кадрили?

(Дети отвечают, Терпсихора их дополняет.)

Терпсихора: Кадриль возникла во Франции как бальный танец. Пары танцоров располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Потом кадриль стала одной из любимых народных плясок. А теперь назовите самый популярный танец прошлого века.

Дети: Вальс.

Ведущий: От какого слова произошло название этого танца?

Дети: От немецкого слова walzen – «кружиться», «вертеться».

Терпсихора:
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

(Терпсихора выносит красивые шарфики.)

Терпсихора: Давайте немного пофантазируем. Пусть каждый из вас представит себя очаровательной балериной, порхающей бабочкой, легкой снежинкойили кружащимся листиком с дерева и потанцует с легкими шарфами под красивую музыку вальса.

(Дети под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» исполняют танец-импровизацию с шарфами.)

Терпсихора: Вы немного устали, мои юные друзья? Присаживайтесь. Сейчас мы отдохнем и посмотрим, как танцевали в недалеком прошлом на балах французский старинный танец менуэт.

(Терпсихора показывает видеосюжет о менуэте и одновременно рассказывает об особенностях танца.)

Терпсихора: Это танец с реверансами, т. е. с поклонами. Раньше его называли «танец королей и король танцев», потому что он торжественный, плавный. Менуэт разучивали долго: чтобы выучить один поклон, иногда требовался целый месяц. В наше время его не танцуют. Но менуэт можно увидеть, например, на сцене театра. Продолжаем наше путешествие. Сейчас XXI век – время таких танцев, как хип-хоп, диско, модерн, брейк. О каком из этих танцев вы хотели бы подробнее узнать?

(Дети выбирают современный танец, смотрят видеосюжет и слушают рассказ Терпсихоры.)

Терпсихора: Я так рада, что мое искусство живет и процветает в наше время!
А сейчас, мои друзья,
Поиграть пришла пора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: