Возрастные показатели развития движений детей от 2 месяцев до 2,5 лет

2 месяца. В положении на животе поднимает голову и плечевой пояс.

3 месяца. В положении на животе поднимает голову и туловище, опираясь на предплечья.

4 месяца. Из положения на спине поднимает голову и плечевой пояс.

5 месяцев. Поворачивается со спины на живот.

6 месяцев. Поворачивается с живота на спину.

7 месяцев. Ползает на четвереньках.

8 месяцев. Самостоятельно переходит из горизонтального положения в вертикальное (садится из лежачего положения, ложится из сидячего положения, встает на колени и на ноги, держась за предметы: перила кровати, манежа и др.- и опускается из стоячего положения).

9 месяцев. Переступает в боковом направлении, держась за предметы (перила кровати, манежа и др.) двумя руками, приставляя одну ногу к другой.

10 месяцев. Ходит в прямом направлении, держась за предметы одной или двумя руками.

11 месяцев. Стоит без опоры.

12 месяцев. Первые шаги без опоры.

1 год – 1 год 3 месяца. Появляются первые элементы автоматизации ходьбы: ходит длительно с предметами в руках, меняет положение (приседает, наклоняется, выпрямляется), меняет направление (поворачивается, пятится).

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев. Появляются первые элементы осложненной ходьбы: перешагивает через препятствия (брусочки, лесенка) приставным шагом.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев. Дальнейшие элементы осложненной ходьбы: ходит по ограниченной в ширину и приподнятой над полом поверхностью (скамья шириной 20-15 см, высотой 15-20 см).

1 год 9 месяцев – 2 года. Перешагивает через ряд препятствий чередующимся шагом; самостоятельно всходит на высоту 15-20 см и сходит с нее.

2 года – 2 года 5 месяцев. Появляются элементы прыжка: подпрыгивает, делает прыжки в длину, перепрыгивает через препятствие (палочка, лежащая на полу).

Каждому месяцу первого года жизни ребенка, кроме приведенных двигательных умений, свойственны еще многие другие, например: в 3 месяца ребенок не только поднимает туловище, лежа на животе и опираясь на предплечья, но и хорошо держит голову в вертикальном положении, опирается на ноги при поддержке под мышки и т. д.

Но их всех показателей двигательного развития мы выбираем такие, которые дают возможность белее объективно оценит функциональное состояние мускулатуры ребенка, что очень важно для назначения ему упражнений.

Более объективными показателями являются те движения, которые ребенок выполняет самостоятельно, т. е. без участия и помощи взрослых, например: ребенок 2 месяцев жизни не только поднимает голову из положения на животе, но и держит ее, будучи приведен взрослым в вертикальное положение. Это указывает на укрепление шейных мышц, что позволяет назначить упражнения для данной мускулатуры с постепенно возрастающей нагрузкой.

Ребенок встает на ноги самостоятельно, цепляясь за предметы, только к 8 месяцам, между тем как с помощью взрослого, удерживающего его кисти, он может встать на ноги и в 5 месяцев. Ребенок может сидеть и в 4 месяца (особенно при маленьком росте и большом весе, когда площадь опоры широка, а центр тяжести расположен низко), а самостоятельно садится только к 8 месяцам; последнее и следует учитывать как овладение сидением и как готовность к действию соответствующей мускулатуры.

Отсутствие двигательных умений к концу срока их нормального возникновения указывает на отставание ребенка в развитии.

Порядок возникновения двигательных умений зависит от определенной системы воспитания, в которой на первом году жизни не форсируется сидение и стояние, а всемерно поощряются движения в горизонтальном положении. При такой системе ползание предшествует сидению.

Третий раздел обследования – это антропометрические измерения и оценка их согласно общепринятым для данной местности стандартам.

При оценке антропометрических данных для определения правильной динамики нарастания веса, роста и окружностей тела недостаточен только учет абсолютных значений этих величин; необходимо каждый раз сравнение полученных данных с антропометрическими данными при рождении того или иного ребенка.

Также важно при этом обращать внимание на пропорции тела ребенка.

Для того чтобы облегчить врачу выбор нужных упражнений и в интересах экономии его времени, предлагается ряд примерных возрастных комплексов для здоровых детей раннего возраста с учетом основных особенностей каждой возрастной группы.

Назначая ребенку его возрастной группы комплекс упражнений, врач должен делать поправку на развитие индивидуальных особенностей данного ребенка, выявленных в результате обследования.

В процессе работы с ребенком основным критерием правильности назначения является ответная реакция ребенка (двигательная и эмоциональная) на воздействие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: