Общие физиологические предпосылки. В этом возрастном периоде основной особенностью нервно-мышечного аппарата ребенка является резкая гипертония сгибателей конечностей, поэтому все пассивные движения у детей этого возраста исключаются во избежание перерастяжения соответствующих мышечных групп и связочного аппарата.
Активные движения основываются на ярко выраженных в этом возрасте врожденных рефлексах: кожно-мышечных и защитном (в положении на животе).
Из всех врожденных рефлексов, проявляющихся в этом возрасте, используются только те из них, которые связаны с разгибанием, во избежание усиления сгибателей.
Для содействия возникающему и постепенно нарастающему расслаблению сгибателей вводится легкий поглаживающий массаж.
Построение занятия
Массаж рук (поглаживание).
Массаж ног (поглаживание).
Выкладывание на живот – упражнение рефлекторное.
Массаж спины (поглаживание).
Ползание – упражнение рефлекторное.
Массаж живота (поглаживание).
Массаж стоп (растирание).
|
|
Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторные).
Разгибание позвоночника на правом и левом боку – упражнение рефлекторное.
Исходное положение для всех приемов – горизонтальное.
Основные задачи: содействие уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, и в первую очередь верхних, что является необходимейшей предпосылкой для своевременного развития ручной умелости в следующем возрастном периоде; воспитание положительного эмоционального тонуса (комплекса оживления).
Для нормализации мышечного тонуса необходимо комплексное воздействие: вместе споглаживающим массажем проводить ежедневно теплые ванны, в периодбодрствования поддерживать положительные эмоции ребенка.
Второй комплекс (для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев).
Общие физиологические предпосылки. К 3 месяцам исчезает физиологическая гипертония сгибателей рук, тем не менее для закрепления достигнутого массаж рук проводится и в этом периоде, так как часто при малейшем неблагополучии или плохом настроении ребенка он легко возвращается в предшествующую стадию развития, т. е. снова появляется гипертония конечностей.
На основании установившегося в этом возрасте равновесия между сгибателями и разгибателями верхних конечностей возможно введение пассивных упражнений для рук (см. табл. 1, упр. 10 и 14), которые до этого были противопоказаны.
К 3 месяцам укрепляется шейная мускулатура, особенно задние мышцы шеи (в результате упражнений в положении на животе), поэтому для активных упражнений, кроме кожно-мышечного и защитного рефлексов, возможно использование врожденных рефлексов положения (табл.1, упр. 12). Укрепление шейной мускулатуры позволяет также ввести вибрационный массаж грудной клетки.
|
|
Физиологическая гипертония сгибателей ног еще держится, и поглаживающий массаж ног остается как содействующий реакции расслабления и вводятся еще другие приемы массажа (растирание, разминание).
В этом возрасте у ребенка впервые появляются попытки на изменение положения тела со спины на живот. Поэтому необходимо ввести соответствующее упражнение в правильных поворотах (табл.1, упр. 11).
К 3 месяцам у ребенка исчезает «феномен ползания», в результате чего во втором комплексе рефлекторное ползание не может быть использовано для упражнения нижних конечностей.
Построение занятия
Массаж рук (поглаживание).
Скрещивание рук на груди – упражнение пассивное (табл.1, упр. 10).
Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
Поворот со спины на живот вправо – упражнение пассивно-активное (табл.1, упр. 11).
Массаж спины (поглаживание и разминание).
«Положение пловца» – упражнение рефлекторное (табл.1, упр. 12).
Массаж живота (поглаживание и растирание).
Массаж стоп (растирание и похлопывание).
Упражнения для стоп рефлекторные.
Сгибание и разгибание рук («бокс») – упражнение пассивное (табл.1, упр. 14).
Вибрационный массаж грудной клетки (табл.1, упр. 13).
Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов горизонтальное.
Основные задачи занятий:
содействие полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей нижних конечностей разнообразными приемами массажа;
воспитание первых навыков в изменении положения тела; создание условий для развития ручной умелости путем упражнений и подвешивания игрушек в манеже (на высоте вытянутых рук) так, чтобы ребенок мог свободно захватить их.
Как в первом, так и во втором возрастном периоде, т. е. от 1,5 до 4 месяцев жизни, контакт воспитательницы с ребенком во время занятия гимнастикой должен поддерживаться ласковым разговором с ним.