России, сложившаяся вследствие реформ

 

  Все вводимые новшества – бытовые, в сфере этики и т.п. были обязательными для дворян. Нововведения почти не затрагивали крестьянство, мелкого городского люда, податных сословий.       Древнерусские традиции не погибли, а только ушли вглубь и на периферию.    
     
Избирательное заимствование отдельных элементов, перенесение их верхушечных плодов на несвойственную им почву, неизбежно вызывало возникновение эклектизма, который в течение последующих десятилетий нивелировался путем поисков многочисленных органических сочетаний отечественного и иноземного. Этот процесс обеспечивался за счет народной культуры, составлявшей основу отечественной культуры.       В культуре сложилась своеобразная амальгама (сплав): традиционные представления сочетались с новыми, но не сливались с ними полностью.    
Эклектизм, эклектика означает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, сочетаний, взглядов, стилей и т.д.

Петровская технология «культурной революции». Несмотря на то, что переход от средневековой культуры к новой был обусловлен всем ходом предшествующего исторического и культурного развития, смена «знаковой системы» российской культуры представляла собой не простую задачу, особенно в условиях отсутствия средств массовой информации. Д.С. Лихачев отмечал: «Петр I не был первым, кто поднял спор новой России со старой Русью. Но Петр всячески пытался этот спор сделать демонстративным. Он стремился… к тому, чтобы утвердить в сознании современников глубину совершающегося переворота… Все перемены облекались в демонстративные формы» [17]. Решающую роль в успехах реформ Петра I сыграли высокий гражданский пафос его планов, выраженный публично, миф, образ и знак, которые с помощью административного ресурса и народной молвы входили в общественное сознание. «Программа деятельности великого человека была начертана, – пишет С.М. Соловьев,«Учиться! работать! – воскликнул он своему народу. Я показываю пример, восстановим нашу честь и славу, выучимся побеждать иноземцев, чтоб они не смели презирать нас; возьмем у них науку, благодаря которой они так превосходят нас; приобретем морские берега, обогатимся торговлею, заведем промыслы, проложим дороги, пророем каналы, переведем все их хорошие книги на свой язык» [18].

Известный отечественный философ и культуролог П.Н. Милюков (1859-1943), подчеркивает, что Петр I разбудил и привел в движение колоссальные силы народа. Эта реформа была не из таких, которые скрываются в глубине канцелярий и теряют силу в процессе нисхождения и восхождения по инстанциям. Она не могла остаться неизвестной самому последнему крестьянину в самом глухом захолустье. Но мало всего этого – Петр и сам не оставался вдали от народной массы. Россия была полна Петром и его реформой. Прожить жизнь и не столкнуться с ним, не попасть так или иначе в тень его гигантской фигуры становилось просто невозможно[19].

Смена «знаковой системы» культуры наилучшим образом осуществлялась через элементы образа жизни, досуга элиты, которые затем оказывали влияние на все стороны общественный жизни. На ускорение смены «языка культуры» значительное влияние оказали также вынос столицы за пределы исконно русских земель, «изобретение нового русского знамени (перевернутого голландского флага)», различных «символов и эмблем», изменение прежних представлений о монархе на новое – как творца современной России, царя-труженика, царя-учителя и ученика, просветителя и исследователя, утверждение в обществе собственным примером новых представлений о времени и пространстве: «Он ходил быстро, ездил скоро и на большие расстояния, решал дела на ходу и в походах» и многое другое. Смена «знаковой системы» придала процессам, происходившим до того в полуосознанной форме, сознательное направление[20] и позволила в короткие сроки пробудить страну, зарядить ее кипучей энергией, придать целым пластам населения ориентацию «на Запад». «Культурные символы, внедренные Петром I в общественное сознание, – пишет А.С. Запесоцкий, – стали играть роль своего рода указателей, дорожных знаков на пути к повышению социального статуса, карьере, богатству, общественному признанию. Хочешь процветать – поспешай, прояви отвагу, смекалку, получи образование, примени его на службе стране. Не можешь сам – отдай служению делу Петра своих детей… Неудивительно, что страна пришла в движение»[21].

В целом эпоха реформ Петра I представляет собой важный период в развитии русской культуры, связанный с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни, развитием светского знания, возникновением рационалистических и научных идей, формированием концепции абсолютизма, появлением новых идейных течений и художественных тенденций. При этом изменение «знаковой системы» не означало полного разрыва с традициями отечественной культуры. Великие победы, одержанные русской армией, политические, экономические и культурные реформы, осуществленные Петром I, позволили решить национальную задачу: Россия превратилась в могучую державу, способную, по словам Белинского, «судьбы мира держать на весах своего могущества».

Отечественная культура XVIII в.: тенденции историко-культурного процесса

В XVIII столетии территория России значительно расширилась за счет включения в нее новых земель, особенно в южном и западном направлениях. Население страны к середине XVIII в. составляло 18 млн. человек, а к концу века оно удвоилось и достигло 36 млн. человек. Основную массу россиян составляли сельские жители. Горожан насчитывалось только 10 %. К началу XIX в. в России существовало 634 города.

Во второй половине XVIII в. в стране происходил рост мануфактурного производства. По-прежнему большинство из них было основано на эксплуатации крепостных работников. Дальнейшее развитие получает товарообмен между отдельными регионами. По всей стране ширится связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком.

С целью удержания власти в руках дворянства, в России происходит насаждение и укрепление сословного строя. Во второй половине XVIII в. положение социальной и государственной элиты начинают занимать дворяне. Значительно усиливается власть помещиков над крестьянами. Крепостные люди уже мало чем отличались от рабов. Крестьянин, по выражению Радищева, сделался «в законе мертв», т.е. перед лицом закона он выступал не как лицо, а как вещь: помещик владел и им, и его собственностью. Ограничения власти помещика держались только на обычае и религиозных традициях. Параллельное расшатывание церковных устоев и усиление помещичьей власти создавали практическую незащищенность крестьянина. Процветала торговля людьми. Их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать.

Императорскими указами 1762 и 1785 гг. дворянам были дарованы вольность и свобода, гарантировалась неприкосновенность «чести, жизни и имения». В теориях просветителей XVIII в. это должно было быть формулой неотъемлемых прав человека и служить основой заключения общественного договора. Так в России создалась парадоксальная социокультурная ситуация: права господствующего сословия соответствовали идеальным правам человека, сформулированным философами западноевропейского Просвещения. Однако дворянство закрепилось как господствующее сословие именно за счет бесправного и бедственного положения крестьян.

Подобная внутренняя политика привела к возникновению противостояния правительства и крестьянства. Наиболее серьезным противостоянием стала Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева, вспыхнувшая в 1773 г. в среде казачества. Под знаменами Е.И. Пугачева сражались крепостные крестьяне и мастеровые, работные люди и приписные крестьяне Урала, Поволжья. Это были люди многих национальностей: башкиры, марийцы, татары, удмурты и др. Ненависть к крепостничеству объединила православных и старообрядцев, мусульман и язычников. Война под руководством Е.И. Пугачева оказала значительное влияние на общественное сознание в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: