Художники портретисты второй половины XVIII столетия

А.П. Антропов (1716-1795)     портреты А.М. Измайловой, архиепископа С. Кулябки и др.  
Ф.С. Рокотов (1735-1808)     портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Е.В. Новосильцевой, П.Н. Ланской, Е.В. Санти, Струйской  
Д.Г. Левицкий (ок. 1735-1822)     сюита из семи портретов – «Смолянки», портреты П.А. Демидова, Урсулы Мнишек, Дени Дидро, Анны Давиа  
В.Л. Боровиковский (1757-1825)     одна из лучших работ – лирический портрет молодой женщины М.И. Лопухиной
И.П. Аргунов (1727-ум. после 1797, по-видимому 1802) – талантливый представитель крепостных живописцев графов Шереметевых     «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.

 

 

III. Театр и музыка как расширение духовной сферы русской культуры. Первый Публичный общедоступный театр был открыт в 1702 г. в Москве. В нем выступала труппа иностранных актеров. В 1750 г. по инитиве великого русского актера и театрального деятеля Ф.Г. Волкова (1729-1763) в Ярославле был создан русский профессиональный театр. Спустя два года театр переехал в Петербург и в 1756 г. был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина). Его директором стал драматург А.П. Сумароков (1717-1777). Главные роли в трагедиях Сумарокова исполнял актер Волков.

В помещичьих усадьбах и дворянских домах возникали домашние театры, актерами в них выступали крепостные крестьяне. В Москве и Подмосковье их насчитывалось более 50. На подмостках частных театров выступали: драматическая актриса и певица Прасковья Жемчугова (1768-1803), балерина Татьяна Шлыкова-Гранатова (1773-1863), драматический актер Михаил Щепкин (1788-1863) и др.

Создавались также и оркестры из крепостных крестьян. Историкам культуры известно о существовании более 100 подобных музыкальных коллективов. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние концерты с участием русских и зарубежных исполнителей.

В 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. Одним из основоположников русской балетной школы стал первый танцовщик, балетмейстер и педагог Тимофей Бубликов (ок. 1748—ок. 1815). В своем творчестве он широко использовал искусство народного танца. Первыми русскими балетмейстерами в Москве, поставившими комические балеты и дивертисменты, были В. Балашов и Г. Райков. Ведущей московской танцовщицей стала Арина Собакина.

В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые русские сочинители музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Значительным явлением музыкальной культуры стали оперы «Сокол», «Сын-соперник, или Новая Стратоника» композитора Д.С. Бортнянского (1751-1825). Бортнянский был управляющим придворной певческой капеллы в Петербурге и выдающимся мастером хоровой церковной музыки. В общей сложности композитором было создано около 200 музыкальных произведений.

 

* * *

В период XVII-XVIII вв., последовательно нарастая, происходили качественные сдвиги в отечественной культуре. Опираясь на исконно русские традиции и заимствуя инструментарий западной цивилизации, из «религиозного корня» (В.В. Зеньковский) вырастала новая – светская культура, сумевшая преодолеть рубеж, отделяющий Средневековье от Нового времени.

Реформы Петра I дали мощный толчок прогрессивному развитию российской культуры. Обмирщение культуры, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским идеалам, проникновение в Россию просветительских идей, появление национального самосознания заложили основу формирования национальной русской культуры. Проявляя мужество, упорство и труд, Россия в конце XVIII в. превратилась в крупнейшую державу. Культура России стала неотъемлемой частью мировой. Национальные школы в литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке развивались, подчиняясь общим закономерностям европейской культурной эволюции. Однако они сохраняли своеобразие и неповторимость, присущие российской культуре. Отечественная культура XVIII столетия подготовила свой блестящий расцвет в веке XIX.

Литература

Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2003.

Беляев Л.А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М., 2005.

Быкова Э.В., Хилтухина Е.Г., Шевцова Н.П. Восток. Россия. Запад. На перекрестке культурных традиций / Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 2007.

Вейдле В. Умирание искусства. М., 2001.

Дмитриева Н. Краткая история искусств. М., 2004.

Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. СПб., 2007.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Часть 1. Л., 1991.

История русской культуры IX-ХХ вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. М., 2003.

История русской философии / Редкол.: М.А. Маслов и др. М., 2001.

Краснобаев Б.И. Основные черты и тенденции развития русской культуры в XVIII в. // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 1. М., 1985.

Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. М., 2004.

Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2003.

Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003.

Масарик Т.Г. Россия и Европа. СПб., 2000.

Милюков П.Н. История русской нации. М., 2008.

Мир русской культуры. М., 2004.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2006.

Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

Панченко А. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Перевезенцев С.В. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.

Петр Великий: pro et contra / Предисл. Д.К. Бурлаки, Л.В. Полякова, А.А. Кара-Мурзы, послесл. А.А. Кара-Мурзы, коммент. С.Н. Казакова, К.Е. Нетужилова. СПб., 2003.

Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002.

Российская цивилизация / Под ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь / Ред. кол.: М.П. Мчедлов и др. М., 2001.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

Трушков В.В. Судьбы отечественной науки. М., 2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: