Амбивалентность русской культуры XVIII века

Светское: появление светской школы; развитие светских знаний и т.д.   Религиозное: сохранение патриархальных форм обучения; предоставление Синоду права цензуры и т.д.
Дворянское, купеческое: распространение ценностей новой культуры.   Народное: сохранение традиций патриархальной жизни.
Масонство   Христианство
Радикальное   Монархическое
Просветительство: идеалы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.   Крепостничество, деспотизм, пренебрежение к личности.
Европейская образованность многих крепостных художников, актрис, музыкантов, архитекторов.   Нахождение в положении собственности своего хозяина.

 

 

 

Российское Просветительство как составная часть общекультурного явления Европы

XVIII столетие вошло в историческую память европейского народа как «век Просвещения» – явления не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни. Сам термин «Просвещение» очень точно отражает дух и тенденции развития культуры того времени, которые проявили себя в стремлении изменить мировоззрение европейцев, основанное на религиозных приоритетах, на новое, вытекающее из требований человеческого разума. В эпоху Просвещения на смену старой, феодальной идеологии, приходит время просветителей – философов, ученых, социологов, экономистов и литераторов, обеспечивших господство буржуазной культуры.

Просветительские идеи нашли свое воплощение в определенных философских, политических, исторических, социально-экономических взглядах, теориях, концепциях. Их характерными чертами были достаточно радикальные социально-политические требования, пропаганда идей равенства людей и справедливых отношений между ними, призыв к уважению личности каждого человека, независимо от его происхождения, критика крепостного права. Идеи, которые высказывали просветители, касались не только исключительно буржуазных интересов. По мнению Ф. Энгельса, просветители XVIII столетия выступали «в роли представителей не какого-либо класса, а всего страждущего человечества».

На вопрос о начале эпохи Просвещения в России отечественная наука однозначного ответа не дает. На этот счет существуют различные точки зрения. Как считает известный российский ученый В.Ф. Пустарнаков, Просвещение в России, соответствующее классической французской модели, сложилось гораздо позднее, в период 1840-1860-х гг., а его предыстория началась на рубеже XVII-XVIII столетий. Вторая половина XVIII в. явилась непосредственным прологом русского Просвещения. В Россию «стали проникать сочинения и идеи классиков западноевропейского Просвещения Локка, Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и других, оказавших в той или иной степени влияние на все основные течения тогдашней русской мысли вплоть до официальной идеологии самодержавия (Екатерина II)» [23]. В это время в России появляются первые буржуазные идеи близкие ренессансно-гуманистическим концепциям просветительской мысли Франции: естественному праву, общественному договору, просвещенному абсолютизму, а также отвечающие духу классической метафизики XVII в.

По мнению другого авторитетного ученого – С.В. Перевезенцева, просветительство связано не столько с социально-экономическими изменениями, сколько с более широким и емким, протекавшим в XVIII в., процессом становления наций. Ученый акцентирует наше внимание на том, что «...одним из основных общеевропейских процессов в XVIII в. является процесс формирования наций, становления национального самосознания различных народов, каждый из которых начинает осознавать себя неким единым организмом. Поэтому и перед общественным сознанием встает главная задача – выработка новой национальной идеологии, вполне «мирской», далекой от чисто церковного мышления, превалирующего ранее»[24]. К середине XVIII в. «капиталистический уклад в России был довольно-таки неразвитым», и все социальные, экономические, политические, культурные и религиозные изменения шли не столько под влиянием становления капитализма, сколько в пределах другого, более общего исторического процесса – формирования русской нации. Совершенно очевидно, что русская нация складывалась не одно столетие, претерпевая периоды подъемов и падений, но, как отмечает С.В. Перевезенцев, «...именно в XVII в. начался заключительный этап рождения единой русской нации.

И в этом смысле XVIII в. в России имеет особое значение. Дело не только в том, что в этом веке началась смена феодальных отношений капиталистическими. Все-таки важнее другое – на базе развивающихся капиталистических отношений, усиливающихся экономических и политических связей, а также из-за ряда внешнеполитических условий резко ускорились процессы национального объединения. Практически все экономические, социальные и политические изменения в России проходили или в рамках формирования единой русской нации, или имели к нему самое непосредственное отношение»[25]. Второй важнейшей ценностной составляющей культурного процесса в XVIII столетии была идея превращения России в великую державу. «По сути дела, XVIII в. сплел воедино два важнейших впоследствии понятия – единой русской нации и великой державы. Именно в этом веке стало неоспоримо ясно – единая русская нация могла жить дальше, только превратив свою Родину в великую державу» [26]. Известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский (1881-1962) также подчеркивает, что кристаллизационным ядром, вокруг которого в XVIII в. слагаются интересы и идеи российских мыслителей, «является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия), как это было раньше, а идеал Великой России» [27].

Таким образом, смотря через выводы С.В. Переверзенцева, можно заключить, что эпоха Просвещения в России берет свое начало в XVIII в.

Значительную роль в становлении новой идеологии в России сыграл, основанный в начале века Петром I Санкт-Петербург. Как заметил авторитетный теоретик культуры М.С. Каган, Петербург «оказался не столько «окном в Европу», сколько «воротами из Европы», через которые европейское Просвещение становилось достоянием узкого и медленно расширяющегося слоя россиян».

Просветители выступали горячим поборниками свободы и просвещения российского народа. Развиваясь в русле идей Просвещения, шедших с Запада, русское просветительство имело свои ценностно-смысловые ориентиры.

Внимание отечественных просветителей в первую очередь было направлено на общенациональные интересы. Они стояли на позициях усиления Российского государства, рассматривая его как силу, способную примирить интересы различных социальных слоев, и практически все активно разрабатывали идеи сильного государства, способного сохранять спокойствие внутри страны и отстаивать интересы «своей» нации на международной арене. Российские мыслители менее всего были людьми «буржуазно-ограниченными». Большинство из них с большой осторожностью относились к нововведениям, имевшим буржуазный характер.

Отечественных просветителей отличала от западной интеллигенции также социальная направленность деятельности. Закоренелое крепостничество, социальная несправедливость, пороки, глубокое невежество значительной части дворянства – стали предметом их пристального внимания и решительного протеста. Видя бедственное положение русского крестьянства, моральное разложение знати, они полагали, что просвещенный разум способен указать реальные средства преобразования общественной жизни. Путь, ведущий к улучшению состояния всего общества, русские просветители видели в распространении образования и просвещении всех слоев населения.

Русских просветителей объединяли энциклопедическая образованность, стремление к созданию целостного образа современного им мира, желание наиболее просто и ясно обрисовать своей аудитории открывающиеся перед человеком пути взращивания в себе Человеческого начала, пути к свету знания [28]. Идеалом просветителей стала свободная человеческая личность. Эта мысль была близка самым различным социальным группам.

Следует заметить, что возникновение идеала свободной личности и его воплощение в жизнь привело в дальнейшем к появлению прогрессирующего «эгоизма отдельной личности», вызывавшему нравственный протест у российских мыслителей в XIX столетии.

Господствовавшие в первые десятилетия ХVIII в. практицизм, целесообразность, во второй половине столетия уступают место более сложным идейно-нравственным проблемам и исканиям:

§ ввиду крушения прежней средневековой религиозной идеологии ведутся поиски новой национальной идеи. С воцарением Петра Великого связано формирование новой интеллигенции, которая во всем руководствуется светскими интересами. Ценностным ядром, вокруг которого слагаются эти интересы, выступает уже не идея вселенской религиозной миссии, как это было раньше, а идеал Великой России. Этому способствовала сама личность Петра I. Его активная деятельность увлекала умы и вызывала горделивое чувство сознания русской мощи и русского величия. В интеллигентском сознании возникает новая струя: образованная часть русской элиты не только следит за всем, что происходит в Западной Европе, особенно во Франции, но и «вдохновляясь национальным самосознанием», стремится к созданию собственной идеологии, далекой от церковного мышления. Существенным элементом новой идеологии становятся принципы «естественного права». Появляются сочинения первых русских историков – В.С.Татищева (1686-1750), М.М. Щербатова (1733-1790), М.В. Ломоносова (1711-1765), И.Н. Болтина (1735-1792). В их трудах идеи «естественного права», светской жизни сочетались с новым чувством Родины. Первых наиболее значительных поэтов XVIII в. М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина вдохновляет уже не «святая Русь», а «Великая Русь». Протестуя против слепого поклонения Западу и пренебрежительного отношения ко всему русскому, М.В. Ломоносов горячо верил в то, что:

«может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»;

§ под влиянием идей, шедших с Запада, в российской общественной мысли возникает новое течение – «русское вольтерьянство», названное по имени французского писателя и философа-просветителя Вольтера. Это течение проявило себя в развитии свободомыслия, иронии, ниспровержении авторитетов. Для русских людей Вольтер был главным представителем «новых идей». В России были очень популярны его художественные произведения. Под их влиянием в русской литературе складываются такие мотивы, как скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, вера в человеческий разум, решительное отрицание чудес, преклонение перед всем «естественным», отношение к добру и злу. Помимо Вольтера в России были известны имена Дидро, Локка, Руссо, Шекспира и множество других, чьи имена вошли в «Словарь российских писателей» (XVIII в.).

В России у многих существовало увлечение Западом, которое часто переходило «все грани возможного». Русские писатели и журналисты, высмеивали и бичевали нелепое поклонение «всему французскому». Наиболее ярко эта черта была зарисована Фонвизиным в «Бригадире», где герой комедии Иванушка патетически заявляет, что если «тело его родилось в России, то душа принадлежит французской короне»… Объяснение этому преклонению, по-видимому, следует искать в молодости культуры: связь с духовной почвой ушедшей средневековой культуры прервалась, а питательная среда новой – была еще очень слабой.

Увлечение «вольтерьянством» привело к возникновению идеи «нигилизма» и положило начало русскому радикализму, не признающему никаких авторитетов, склонного к крайностям и острой постановке проблем. В XIX в. эти взгляды прочно утвердятся в социокультурной жизни российского общества;

§ в сознание передовой интеллигенции все больше проникают гуманистические идеи. Русские просветители объявляют человека высшей ценностью, развивают учение о связях человека с условиями жизни, определяющими его зависимость от конкретной социальной среды. Просветители отстаивают свободу, право на защиту и благополучное существование личности, как констант ее неотъемлемых естественных прав. Они заявляют об обязанности государства заботиться о своих гражданах.

Во второй половине XVIII в. русская гуманистическая мысль приобрела новую черту – морализм. В педагогических кругах России возникают утопические иллюзии относительно «создания новой породы людей», воспитания «умонаклонения к добру» и даже проповедуется первенство нравственности над разумом;

§ в России получает новый импульс свободомыслие как сложный и многообразный феномен духовной деятельности, связанный с критическим отношением к религии и ее институтам. Свободомыслие проявляется, как правило, в светской форме. Его усиление в XVII-XVIII вв. связано с формированием новых представлений о человеке как самоценной личности, обладающей способностью самостоятельно решать свои проблемы, с развитием светских начал в российской культуре. Свободомыслие значительно обогатилось в период реформ Петра I, стремившегося в интересах самодержавия ослабить церковь, широко разветвилось в трудах русских просветителей;

§ процесс секуляризации привел к появлению в России религиозно-нравственного движения – русского масонства. Среди интеллигенции, противостоящей атеистическим тенденциям, но не желающей обращаться к церкви, находились люди увлеченные благородными мечтами служения человечеству. Масонство давало возможность решения религиозно-философских запросов вне церкви. Оно сыграло большую роль в духовной мобилизации творческих сил России. Среди масонов было много искренних идеалистов. Русские масоны были «западниками» и ждали наставлений от западных «братьев», они много сделали для приобщения русских к религиозно-философской литературе Запада. Захватив значительные слои русского общества, масонство распространяло идеи гуманизма, способствовало пробуждению умственных интересов его членов. Нравственная философия масонства в совокупности с идеей совершенствования личности через просвещение эволюционным путем привела в его ряды многих деятелей русской культуры, публицистов, политиков: Н.И. Новикова, Н.М. Карамзина, М.М. Хераскова, А.Н. Радищева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.М. Сперанского, многих декабристов.

Вклад российских просветителей в культуру России

I–й – начальный этап. Социокультурное развитие России в первой четверти XVIII в. было нацелено на решение проблемы преодоления отсталости страны. В соответствии с этой задачей была разработана идеология абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований и общественного прогресса. Петр I считал, что государством управляют не «божии законы», а «естественное право», сила юридических законов, норм, традиций. В центре общественного внимания оказались идеи служения царю и отечеству, общественное благо. Сторонниками императора выступили его сподвижники – «Ученая дружина», на которых Петр I опирался в своей деятельности.

 

 


II-й этап русского просветительства связан с выходом на авансцену культуры во второй половине XVIII в. целой пледы писателей, поэтов, публицистов, ученых: М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Я.П. Козельского, А.Я. Поленова, А.Н. Радищева, Н.П. Румянцева, Г.Р. Державина Н.М. Карамзина, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, А.И. Крылова, Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого и множества др.

       
   
 
 

         
 
   
 
 
   
 
   
 
 
 
   
 
 
   
 
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 

 


 

 

Таким образом, в России во второй половине XVIII в. все явственнее заявляло о себе общественное мнение, формировалась русская интеллигенция, складывалась антикрепостническая и просветительская идеология, что послужило основанием для последующего развития самосознания и просвещения в русской культуре.

Развитие системы светского образования и науки в России в XVII-XVIII вв.

На Руси всегда считалось престижным владение грамотой. Многие сохранившиеся документы XVII в. подписаны простыми людьми, что говорит о распространении грамотности не только среди высших слоев населения. О распространении знаний в XVII в. свидетельствует значительное для своего времени число книг, печатных и рукописных, обращавшихся в Москве. Русские люди всегда относились к книгам с большим почтением.

В течение второй половины XVII в. Печатный двор издал более 300 тысяч печатных букварей Василия Бурцова и Кариона Истомина и около 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Для школ повышенного типа в 1648 г. была издана Грамматика Мелетия Смотрицкого, выпускались учебники по арифметике. Особой популярностью в Москве пользовался переведенный с латинского языка учебник по космографии.

В XVII в. в России система светского образования еще не сложилась. В основном школы были открыты при церковных приходах, монастырях, а также в Москве при Патриаршем и Печатном дворах, при Посольском и Аптекарском приказах. Во многих зажиточных семьях дети обучались на дому.

Значительный вклад в развитие просвещения в России внес Симеон Полоцкий (1629-1680) – широко образованный человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель.

Развитие государственности, экономики и культуры в XVII столетии требовало создания высшего учебного заведения. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Академия должна была готовить образованных людей для церкви и государства.

При Петре I образование становится государственной политикой. Школу петровских времен отличал светский характер образования, соединение обучения с практикой. Перед школой стояли прежде всего задачи профессиональной подготовки учащихся. В Москве и ряде других городов учреждаются профессиональные школы – математических и навигационных наук, хирургическая, инженерная, артиллерийская, горнозаводская и др.

Существенным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам.

С 1714 г. в провинции началось создание «цифирных» школ – государственных начальных общеобразовательных учреждений для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Произошли изменения в сфере духовного образования. Появляются начальные архиерейские школы и духовные семинарии. В школьном образовании укреплялась тенденция к сословности. Впервые в России устанавливалось общее и обязательное обучение для дворян и будущих чиновников. Молодых людей «безостановочно» направляли учиться за границу. Для дворянских детей с 1731 г. создаются кадетские корпуса, в которых наряду с военной подготовкой учащиеся получали широкое общее образование и «светское воспитание». Крестьяне, особенно крепостные, не имели права на обучение в государственных школах. Для детей крестьян и простого люда в городах и селах сохранились старые формы обучения – так называемые школы грамотности.

Во второй половине XVIII в. образованию также придавалось важное значение. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система. Светская направленность образования, использование различных форм обучения, связь обучения с практикой расширяли кругозор человека и возможности познания окружающего мира, приобщали к культуре.

В «век Екатерины» для дворянских детей создаются сословные закрытые учебные заведения: Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; Смольный институт благородных девиц, Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров, училище при академии художеств, коммерческое училище и др.

Социально-экономическое развитие страны поставило правительство перед необходимостью развивать систему образования и в непривилегированных общественных слоях. Указом 1786 г. в городах были открыты малые (уездные) и главные (губернские) училища. К концу XVIII в. в России насчитывалось 315 малых и главных училищ, в которых обучалось 20 тысяч учащихся. В сельской местности школ по-прежнему не было.

Возникшие новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России.

Образование в целом носило сословный характер, что обусловило закрепление господствующего положения дворянства в основных сферах административной и военной деятельности и превращало образование в одну из сословных привилегий.

Таким образом, в XVIII в. в России была создана сеть светского школьного образования, которая положила начало развитию государственной системы народного образования и педагогической науки.

Наука в России как социальный институт формировалась в процессе осуществления Петром I модернизации России по западному образцу. Трасплантируя западную науку на российскую почву, Петр I ставил задачу создать организационную структуру науки для проведения научных исследований и подготовки собственных научных кадров.

Вершиной просветительской деятельности Петра I стало открытие в 1725 г. Петербургской академии наук. Она включала в себя Академию наук, университет, педагогический институт и гимназию.[29] Для работы в академии были приглашены выдающиеся ученые: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлёцер и др. Однако вскоре научное сообщество начинает расширяться за счет все большего включения в него русских ученых. Учреждение Петербургской Академии наук положило начало становлению российской науки и созданию университетского образования в России.

Науку XVIII в. олицетворял великий русский ученый М.В. Ломоносов. Он был первым российским академиком, педагогом-новатором, который «обнял все отрасли просвещения». М.В. Ломоносов выдвинул идею народного образования, которая включала в себя бессословность и доступность получения знаний для простого народа, трудовое воспитание, обучение на родном языке и т.д. Выдвинутые принципы образования Ломоносов реализовал в созданном по его инициативе в 1755 г. Московском университете.

Открытые высшие учебные заведения стали общенациональными центрами просвещения и культуры. Они способствовали формированию отечественной науки, решали проблемы научных и педагогических кадров, позволяли создавать научные общества, в которых объединялись усилия ученых, ведущих теоретические и практические исследования, занимались распространением и популяризацией научных знаний, развивали международные научные связи.

I. Литература до XVII в., как и вся средневековая культура, – искусство, наука, быт была пронизана единым стилем эпохи, несшим на себе отпечаток религиозного мировоззрения. Русская литература в целом была предназначена для всех православных и всех слоев общества.

В XVII в. происходит зарождение новой литературы. Она сохранила ценности, характерные для литературы Древней Руси: высокий уровень нравственного начала, интерес к мировоззренческим проблемам, богатство языка. Вместе с тем в ней начинает происходить отход от «идеального содержания» в сочетании со все большим вторжением «реалистических» элементов.

Литературу XVII столетия отличает необычайная пестрота жанров. В соответствии с новыми веяниями происходит переосмысление сущности и назначения канонизированных форм и жанров и жанр «жития» постепенно превращается в историческую повесть с характеристикой действительных исторических лиц и событий («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраама Палицына», «Иное сказание»). В XVII в. были созданы последние официальные летописные сочинения. Постепенно летописи приобретают характер исторического повествования. Возникают плутовские и приключенческие повести («Повесть о Фроле Скобееве»), создается жанр сатирической повести с вымышленными героями («Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе» и др.). Попытки осмыслить события, происходящие в общественно-политической жизни страны, дать им теоретическую оценку привели к появлению оригинальной светской литературы публицистического и философского толка. Ее авторов – А. Палицына, И. Тимофеева, И. Хворостинина и др. роднит идея, отражающая общенациональное стремление к укреплению самостоятельности и процветанию родной земли.

В XVII в. делаются первые записи произведений устного народного творчества – исторических песен, былин, пословиц, заговоров, что послужило основой развития литературы демократического направления[30].

Новая культура рождалась в спорах об искусстве. Они нашли свое отражение в сочинениях С. Ушакова, И. Владимирова, Аввакума.

Одним из лучших произведений русской литературы XVII в. стало «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано в новом жанре – мемуаров.

Становление новой культуры поставило вопрос о необходимости выпуска периодической печати, однако в XVII в. она еще не появилась.

С переходом культуры России к новому периоду своего развития появилась возможность интенсивно осваивать лучший опыт западноевропейской литературы. Однако в петровскую эпоху, заполненную реформированием экономики и государственности, было «не до литературы». Лишь со второй трети XVIII в. начинается активное усвоение передовой литературы западных стран. Именно с этого времени, по мнению академика Д.С. Лихачева, можно считать окончательно утвердившимся новый период русской литературы. При этом мы не можем говорить, что русская литература развивалась только под влиянием западной, она имела свои глубокие национальные корни и соответствующие времени тенденции развития.

По количеству наименований религиозные произведения XVIII в. не уступают предшествующим векам, но они теряют свое значение. Появляется литературная периодика, которая печатается на печатном станке, литература становится востребованной в театре, критике, журналистике, в новой науке и философии.

В XVIII в. происходит образование русской словесности. Ее становление связано с литературной деятельностью поэтов А. Кантемира, М. В. Ломоносова и В. Тредиаковского (1703-1769), свое мощное продолжение она получила в эпоху А. С. Пушкина.

С последней трети XVIII в. уже четко ощущался интенсивный и наполненный пульс русской культуры. Сама жизнь заставляла открывать новые школы, заводить типографии, где печатались учебники, книги, журналы, развертывать книжную торговлю. Печатное слово проникало далеко за пределы столиц и становилось заметной силой.

Обращение к литературе западных стран привело к проникновению в Россию художественных стилей, господствовавших в Европе. В XVII в. в России появляется новое направление – барокко. Оно пронизало собой все сферы культуры и стало одним из течений в литературе, архитектуре, живописи. Барокко развивало веру в человеческий разум, науку и социальный прогресс. Появившись накануне петровских реформ, оно несло в себе элементы просветительства. В литературе наиболее яркое воплощение барокко нашло в стихах русского поэта С. Полоцкого.

Реформы, осуществленные в России, вывели ее в число передовых стран Европы. Чувство осознания новой исторической судьбы требовало соответствующих форм для своего выражения. Здесь нужно было обращение к художественному опыту человечества. В канун появления русской национальной литературы, на арену культуры западных стран вышел и широко распространился классицизм, ориентированный на рационализм и государственность. В период расцвета абсолютистского государства идеология классицизма в наибольшей степени подходила России.

Классицизм господствовал в литературе России в течение четырех десятилетий. Это направление было глубоко прогрессивным. Благодаря классицизму была создана национальная литература, были выработаны гражданские идеалы, сформированы представления о героическом характере. Классицизм способствовал расцвету поэтической культуры, позволил включить в национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства.

С середины 1760-х годов закипавшая общественная борьба привела к смене классицизма новой идеологией – русским просветительством с оптимистической верой в торжество разума и свободы человеческой личности от социальной и политической неволи. Идеология русского просветительства окончательно сложилась в 60-е-70-е гг. с появлением писателей-просветителей – Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, И.А. Крылова и др. Они не только выставили на позор русского помещика, но сумели открыть и здоровые силы нации. Их вдохновлял идеал человека, сделавшего бесконечно много для своего Отечества. Изучив и обобщив жизнь многих реальных исторических деятелей России, просветители XVIII в. выработали меру оценки русского человека, которую впоследствии в XIX в. Н.Г. Чернышевский (1828-1889) определил так: «…Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою патриотизма» [31].

Творчество писателей-просветителей сыграло огромную роль в развитии первой, начальной стадии русской реалистической литературы. Реализму как целостной художественной системе внутренне присуще понимание человека как свободной личности, черты которой обусловлены обстоятельствами социального и национального бытия.

В 1790-е годы голоса просветителей стихли. В литературе стало утверждаться новое направление – сентиментализм. Сентиментализм – течение, объявившее доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство. Опираясь на просветительскую философию, сентиментализм, как и реализм, провозглашал внесословную ценность человека, воспитывал чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям и талантам, к своему личному чувству. Вождем сентиментализма в России выступил писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Деревня», капитальным трудом Карамзина стала 12-томная «История государства Российского»). Литературная деятельность Новикова, Фонвизина, Радищева, Крылова и Карамзина знаменовала важные качественные изменения в новой русской литературе – произошло образование прозы. При всем разнообразии прозаических жанров именно они заложили фундамент, на котором в XIX в. будет воздвигнуто здание русской литературы.

На последнюю четверть XVIII в. приходится творчество крупного поэта того времени Г.Р. Державина (1743-1810). Основным жанром его произведений стала ода («Фелица», «Жизнь Званская» и др.). В творчестве Державина как в фокусе сосредоточились итоги поэтического развития XVIII века. Место Державина в русской литературе Белинский определил словами: «Отец русских поэтов».

II. Архитектура. Живопись. Скульптура. Переходный характер культуры XVII-XVIII вв. сказался на развитии искусства, сделавшего крутой поворот от Средневековья к Новому времени. В XVII в. происходит сближение архитектуры культовых и светских построек, усиление светских и реалистических мотивов в живописи. Появление интереса к человеческой личности привело к рождению в изобразительном искусстве новых жанров – бытового, портретного («парсунная живопись»). Новое направление возглавил царский теоретик искусства, один из главных живописцев Оружейной палаты С. Ушаков (1626-1686).

Петр I в художественной политике на первых порах руководствовался не столько эстетическими, сколько деловыми соображениями. В искусстве он видел, прежде всего, подспорье научному и техническому прогрессу и ставил перед художниками задачу «рисования анатомических фигур, трав и других натуралей».

Грандиозные масштабы строительства, главным образом в новой столице – Санкт-Петербурге, привели к ускорению введения новых принципов в архитектуре. Возникающие дворцы и строящиеся дома отделываются «на европейский манер». К их проектированию и руководству строительством широко привлекаются иностранные специалисты: Д. Трезини (ок. 1670-1734) (на первом этапе возглавлял строительство новой столицы; проектировал Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, разработал проекты типовых домов для разных категорий граждан), Ж. Леблон (1679-1719) (принимал участие в планировке и строительстве Санкт-Петербурга и его окрестностей, в частности, в создании Летнего сада, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), парка Стрельны и др.), В.В. Растрелли (1700-1774). Растрелли был крупнейшим мастером барокко в России. Он был автором Большого Царскосельского дворца, Зимнего дворца, дома Строганова на Невском проспекте, собора Смольного института.

Помимо петербургского барокко появилось и московское. В Москве работал талантливый архитектор Д.В. Ухтомский (1719-1774), автор триумфальной арки «Красные ворота» (в настоящее время не сохранилась – авт.). Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была основана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов (1726-1772), И.Е. Старов (1745-1808), М.Ф. Казаков (1738-1812). Видное место среди архитекторов, работавших в Москве в начале XVIII в., занимал И.П. Зарудный (?-1727) (церковь Архангела Гавриила – так называемая Меншикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря). Видное место в строительстве Москвы занимали производственные сооружения, которым нередко придавался парадный внешний вид. Среди них: здание Суконного двора у Каменного моста, парусная фабрика в Преображенском селе, Монетный двор и др.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. На одном из островов Онежского озера в Кижах был возведен ансамбль с 22-главой центральной Преображенской церковью. Он стал жемчужиной мирового деревянного зодчества.

Во второй половине XVIII столетия в искусстве, как и во всей жизни страны, находящейся на подъеме, происходит значительное развитие всех его направлений. Огромный размах приобретает строительство и оформление пышных дворцов, правительственных резиденций. Барокко получает широкое распространение.

В условиях культурного роста стране требовались высококвалифицированные художники, соответствующие мировому значению России. Воспитание профессиональных художников и идейное руководство художественным творчеством становятся задачей широкого государственного и общественного значения. Эту деятельность возглавила созданная в 1757 г. Императорская академия художеств, основанная при непосредственном участии ее будущего президента И.И. Шувалова (1727-1797).

В 60-е годы XVIII столетия на смену пышному, яркому барокко в архитектуру пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерно сочетание простоты, ясности форм с монументальностью, утверждающей мощь и силу государства, ценность человеческой личности. Адаптированный к русской культуре, классицизм достиг кульминации в начале XIX в. в так называемом русском ампире. От столичного градостроительства ампир распространился и на усадебное строительство. Уютные и изящные «дома с колонами» прочно вошли в русский пейзаж. Но главные ценности классицизма сосредоточены в Петербурге. Одним из наиболее крупных архитекторов раннего классицизма был А.Ф. Кокоринов (Академия художеств в Петербурге).

Одна из особенностей классицизма состоит в организации пространства в виде ансамбля, имеющего строгую симметрию, прямые линии, ровные ряды колонн. Ярким примером классицизма является Дворцовая площадь архитектора К.И. Росси (1775-1849) в Петербурге. Вершиной градостроительного искусства эпохи классицизма стало формирование К.И. Росси Сенатской площади.

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальным русским архитектором В.И. Баженовым (1737/38-1799) было возведено самое красивое здание XVIII в. в Москве – дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки), создан дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков (1738-1812) создал большое количество общественных зданий и особняков, украшающих столицу и сегодня. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета и другие замечательные постройки.

Архитектурные постройки и ансамбли, созданные в XVIII в., сегодня являются не только украшением наших городов, но и шедеврами мирового значения.

В первой половине XVIII в. начинается расцвет скульптуры, которая в древнерусском искусстве играла сравнительно ограниченную роль. Заметной фигурой в пластическом искусстве в первые десятилетия XVIII столетия был итальянец Б.-К. Растрелли (1700-1771), отец знаменитого архитектора.

Во второй половине XVIII в. в ваянии широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст. Выдающимися скульптурными портретами прославился Ф.И. Шубин (1740-1805) ( «А.М. Голицына», цикл мраморных, рельефных портретов, созданных для украшения Чесменского дворца, портреты М.В. Ломоносова, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева, императора Павла I). Э.М. Фальконе (1716-1791) создает один из символов Санкт-Петербурга – «Медного всадника».

В конце XVIII в. русская скульптура переживает период своего расцвета. Ее ряды пополняются воспитанниками Академии художеств: это – Ф.Г. Гордеев (1744-1810), М.И. Козловский (1753-1802), И.П. Мартос (1754-1835) и др.

Вспыхнувший в петровское время интерес к личности привел к появлению искусства портрета, которое сразу же заняло одно из главных мест в художественном творчестве. Портрет становится основным жанром русской живописи XVIII в.

Особенно ярких успехов в живописи первой половины XVIII в. достигли художники А.Т. Матвеев (1701-1739) и И.Н. Никитин (1690-1741).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: