double arrow

Основным содержанием историко-культурного процесса в России второй половины XVIII в. стало формирование национальной культуры.

Ее отличительными чертами являлись:

§ рационалистическое мировоззрение (рационализм означает опору на человеческий разум, признание разума основой познания и поведения людей). На протяжении многих веков духовную культуру в России олицетворяло православие. Идея независимости государства, противостояния внешним врагам, исповедовавшим другие религии, в сознании русского народа была крепко связана с защитой православной веры и Церкви. Тем более, что западноевропейский мир неоднократно предпринимал попытки подчинить себе русские земли путем внедрения католичества. Однако в XVII-XVIII вв. религиозное миропонимание постепенно перестает соответствовать объективным потребностям, возникшим в силу экономического и социокультурного развития страны. Экономический рост, обеспечение обороноспособности государства и пр. – эти насущные задачи диктовали необходимость развития науки, объяснения проблем реальной жизни исходя не из библейских догматов, а из естественных причин.

Идеи рационализма и просвещения медленно стали проникать в общественное сознание еще в начале XVIII в. Реформаторская деятельность Петра I отталкивалась от научного мировоззрения, диаметрально противоположного теологическому. Реформы приносили и духовные плоды. Во второй половине XVIII – начале XIX в. в отечественной культуре появляется идея главенства знания и разума в жизни людей.

С развитием рационализма формируется новый взгляд на человеческую личность, ее творческий потенциал, в культуре утверждается личностное начало. Возрастает внимание к самому человеку, к его роли в определении своей судьбы, происходит осознание значения его активной деятельности вне религии, а опираясь на собственный разум. Если средневековая культура была безымянной, то новая культура создавалась людьми, сознававшими свою творческую индивидуальность и достоинство;

§ доминирование светского характера в культуре. Начиная с реформ Петра I, менялись не только внешние формы жизни. Возникла новая – светская идеология. Она заявила о себе в литературе, музыке, искусстве. Появляются художественная литература, светская живопись, общедоступный театр, наука и т.д. Значительно увеличилось соприкосновение различных сфер культуры и их взаимовлияние. Этому способствовало и появление талантливых, энциклопедически образованных людей, внесших выдающийся вклад в развитие литературы, науки, просвещения. Среди них: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и многие др.;

§ ускорение темпов развития культуры. По сравнению с предшествующим временем в обществе совершенствовалась система передачи культурных ценностей, формировался новый «механизм» их распространения: светская школа, новый литературный язык, печатная книга, газета, журнал и т. д.;

§ превращение науки в высшую культурную ценность. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся в течение многих веков, начали систематизироваться и превращаться в научные теории, что дало возможность перейти к открытию законов природы;

§ возрастание престижа образования и научного знания. Всюду вспыхивает жажда светского образования. В этом отношении типична судьба М. В. Ломоносова (1711-1765). Будучи сыном крестьянина-помора, он пешком отправляется в Москву, чтобы получить образование. В биографии многих русских людей XVIII в. есть сходные внешние черты, среди которых выделяется поразительно раннее созревание, стремительное овладение всем значительным, что было в западной культуре, быстрое вхождение в самостоятельное культурное творчество. Таковой была и молодая княгиня Е. Р. Дашкова (1744-1810), ставшая впоследствии президентом Академии наук;

§ эмансипация женщин, т.е. предоставление им, наряду с мужчинами, равных прав в общественной, трудовой и семейной жизни. Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. женщина в русской культуре занимает уже особое место. Во второй половине XVIII столетия возникает идея просвещения всех дворянских женщин. Создается государственная система женского образования, открываются частные пансионы. Женщина начинает активно вести светский образ жизни. Как отмечает Ю.М. Лотман, в 20-е годы XIX столетия матери и жены декабристов, последовавшие за своими мужьями в далекую Сибирь, в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества;

§ создание аристократической культуры в рамках дворянской усадьбы, возникновение первых литературных салонов, театров, установление гармоничных отношений между людьми, между человеком и природой. В аристократическую норму входило получение обязательного европейского образования, отдых и путешествия, лечение за границей;

§ сословный характер культуры. Складывание национальной культуры происходило в условиях, когда наряду с развитием буржуазных элементов в общественном сознании сохранялась и укреплялась сословность. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя: для дворян существовали одни установления, для крепостных – другие. В период позднего феодализма резко выраженная сословность препятствовала демократизации культуры и созданию равных возможностей для распространения культурных ценностей в разных слоях русского общества;

§ утверждение национального самосознания. Начиная со второй половины XVII в. в России происходило заметное возрастание национального самосознания. Большинство исследователей культуры склоняется к мнению, что к началу XIX в. русская народность переросла в нацию, а этническое самосознание стало русским национальным самосознанием, в котором четко отразились представления об этнической, территориальной и государственной общности русского народа. В российской цивилизации устойчивым носителем межэтнических связей стала русская культура. Межэтническое общение выражалось в усилении контактов, двуязычии, освоении функциональных элементов иной культуры, увеличении числа смешанных браков и т.д. В русской культуре культуры этнических групп и отдельных народностей были существенно переработаны на основе общего языка страны – русского, российской государственности и доминирующего положения православного христианства. Общенациональный русский язык был закреплен в «Словаре Академии Российской», изданном в 90-х годах XVIII столетия.

Смешение и взаимная культурная адаптация различных этносов определили одну из важнейших характеристик этнокультурного облика России – значительный диапазон вариативности диалектов, фольклора, обрядов, форм бытовой культуры и верований.

§ аккультурация – взаимодействие культур России и Европы. «Окно в Европу» через Балтику, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы и втягивание России в общие с Западной Европой экономические и культурные процессы. Параллельно с вестернизацией в России происходило развитие культуры в восточном направлении. С освоением Сибири были установлены более тесные контакты с Китаем, с продвижением к Черному морю и покорением Крыма возникла потребность в союзе с турками, в интересах внутренней политики были установлены связи с Персией. Естественно, что обширные контакты с Азией, расширение азиатской части страны значительно обогатили палитру российской культуры;

§ открытость и проявление демократизма при соприкосновении с другими народами (внутренняя аккультурация). Увеличение географического пространства страны способствовало расширению контактов между народами, населявшими Россию, и распространению на них русской национальной культуры. В основном оно обеспечивалось за счет строительства городов и развития городской культуры в ее «овеществленных» формах. Ими стали школы, библиотеки, типографии, театры, музеи, архитектурные сооружения и т.д.;

§ многоликость проявлений культуры в общественной жизни. Как во времена Петра I, так и в конце XVIII в. в российском обществе наряду с новыми явлениями сохранялись «привычки милой старины». Русская культура, как и вся жизнь русского общества конца XVIII столетия, представляла смешение и сплав удивительных противоречий. Бытовое суеверие, вера в приметы, накладывавшие своеобразный отпечаток «народности» на поведение образованного человека этой эпохи, прекрасно уживались с вольнодумием, европейским образованием. «Какая смесь, пестрота, разнообразие! – писал В.Г. Белинский о времени царствования Екатерины II. – Сколько элементов разнородных, не связанных, но одушевленных единым духом! Безбожие и изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, забавы и геркулесовские подвиги, великие умы, великие характеры всех цветов и образов и между ними Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины и Бригадиры; дворянство, удивляющее французский двор своею светскою образованностью, и дворянство, выходившее с холопями на разбои!..». Однако, как утверждает Ю.М. Лотман, беспорядок, приобретавший характер идейного и бытового хаоса, имел и положительную сторону. В значительной степени здесь проявлялась молодость культуры, еще не исчерпавшей своих возможностей [22];

§ Просветительство – новое явление русской культуры второй половины XVIII – первой половины XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: