1. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание.
2. Функции научного познания: описание, объяснение, понимание, предвидение. Виды научного объяснения. Герменевтика как методология
3. Научная теория: этапы становления, структура, основные функции. Типы научной теории. Критерии выбора теории.
4. Особенности субъекта социально-гуманитарного познания. Проблема взаимодействия субъекта и объекта в неклассическом социальном познании
5. Объяснение в социально-гуманитарных науках: природа и типы. Понимание в социально-гуманитарном знании
6. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
7. Формирование «общества знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
8. Научная критика как фактор развития научного знания.
9. Эмпирический и теоретический виды научной критики. Фальсификационизм и верификационизм.
10. Основные виды научных споров: дискуссия, полемика, эклектика,софистика.
|
|
11. Аксиологический статус науки.
12. Социокультурная обусловленность научного знания.
13. Взаимодополнительность истинностного и ценностного подхода в науке
14. Внутринаучные ценности, их ориентационная и регулирующая функции.
15. Принцип объективности как главная когнитивная ценность.
16. Доказательность, гармония, простота, эффективность как научные ценности.
17. Наука как производство новых знаний.
18. Междисциплинарные и интегративные способы научного исследования.
Задания для проверки уровня обученности УМЕТЬ.