1. Различение звуков «Л-ЛЬ».
ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ
лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель
В этом году тёплое лето.
Володя увидел салют.
В углу уголь.
Мила любит лепить из глины лошадей.
За селом поля и леса.
Лёня и Володя были на футболе.
Поля подметает полы.
Лене купили ленту и лото.
Юля купила юлу.
2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.
ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ.
В магазине Валеньке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего ж милы!
Но надела валенки маленькая Валенька-
Оказались валенки на неё малы.
КОЛОКОЛЬЧИК.
Колокольчик голубой поклонись нам с тобой.
Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?
(Е. Серова)
НИНА - МОЛОДЧИНА.
Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыло не любила.
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина!
(Е. Благинина)
СОСУЛЬКА.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть.
И потому опять в галошах ты.
(А. Кондратьев)
ОБМЕНЯЛА КУКЛУ.
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла..
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
(Н. Кончаловская)
3. Игра «Доскажи словечко»
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (льёт).
Подготовлен самолёт,
Он отправился в … (полёт).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).
КОМУ ПОЛ МЕСТИ.
Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести.
Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит.
Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком.
Вопросы по содержанию.
Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю?
Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол?
Формирование правильного звукопроизношения:
звуки [р], [р,]
(речевой материал)
Приемы постановки [р].
1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д: тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.
2). Постановка [р] в два этапа:
а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед (т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.
б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.
3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.
4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].
В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».
При постановке [р,] чаще используется имитативный способ (по подражанию), при условии четкого произнесения [р].
Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].
-2-
Автоматизация [р].
Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др -, поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.
Варианты заданий:
1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:
тра – тра – тра
тра – тра – тра
тра – тра – тра
Цепочки слогов с другими гласными 1 го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.
2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:
тра – тра – тра? /голос повышается/
тра – тра – тра. /голос понижается/
3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.
4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.
тра (ва)
тро (пик)
тру (ба)
-3-
Автоматизация [р] в словах.
В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др -, например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д.
Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д.
В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.
В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.
Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:
а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)
б) «Отгадай загадку»
Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:
Поссорились два рака – в реке большая …(драка).
* * *
Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).
* * *
Упряжка из трех лошадей (тройка).
* * *
Палочка для опоры при ходьбе (трость).
в) С опорой на картинки ответить на вопросы:
Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д.
Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д.
О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.
-4-
Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.
После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:
1) со звукосочетаниями - тр – др:
Завтра мы идем в театр.
Трамвай везет нас по центру, и т.д.
2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).
«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.
Пример:
Федор метет двор. На стене карта.
* * *
- Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!
3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.
А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.»
• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.
Варианты заданий на автоматизацию [р]
в предложениях и текстах.
Задание. Составить предложения из слов.
Куртка, Федор, надевать;
Пожар, ферма, на;
Идти, дежурство, Егор, на;
Паркет, Федор, натер.
Составить схему последнего предложения.
Задание. Заучить двустишие.
Петр Петрович Прыгунов
Прибыл из Перми в Ростов.
/Т. Кириллова/
- Как зовут отца Петра Петровича? (- Петр).
- Назови имя и фамилию Петра Петровича.
- Какие города мы назвали?
- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)
Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.
После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».
Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,].
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.
Задание. Выучить стихотворение.
За окошком забор,
За забором старый бор.
Я забор уберу,
Чтобы дом стоял в бору!
/А. Клюшев/
- Что за окошком?
- Что за забором?
- Что находится между окошком и бором?
Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать
слова со звуком [р].
Егор и Трезор.
Вышел бы Егор во двор, только трусит:
У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит?
Хочет в дом войти Трезор, только видит:
У окна сидит Егор – вдруг обидит!
- Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора.
- Куда хочет выйти Егор? - во двор
- Куда хочет войти Трезор? - в дом
- Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг
- А Егор Трезору? - друг.
Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].
Задание. Выучить стихотворение.
Маленького Юрочку
Обижает курочка,
Отняла пеструшечка
Сладкую ватрушечку.
Из-за этой курочки
Без ватрушки Юрочка.
- Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?
Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может
заменить слово – сладкая – на - мягкая -.
Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка
с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая
разноцветными перьями.
Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красивой
Красной коркой.
Сорок сорок,
В короткий срок
Съели сырок.
- Кто съел сырок? – сороки
- Долго они ели или нет? - «короткий срок» -
значит «небольшой по времени»
- Что короче по времени - день или неделя?
(минутка или день?)
Игра «Назови ласково»:
Сырок – сырочек
Красная – красненькая
Корка – корочка
Короткий - коротенький
Задание. Ознакомить с текстом стихотворения.
Норка.
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.
Логопед объясняет значение слов:
Норка – жилище, вырытое под землей.
норка – зверек с блестящей красивой шерстью.
Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).
- Как называется жилище норки? – норка
- У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что?
– нору
- Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.
Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает
стих.
Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом
«Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/.
Под березой на пригорке
Барсучата роют норки.
Им показывает мать,
Как они должны копать.
/Е. Александрова/
- Кто мама барсучат? – барсучиха
- А папа? - барсук
- Как делают норки? – роют
Задание. Отгадать загадку:
За пнем - бугорок,
А в нем - городок.
/Муравейник/
- Кто живет в муравейнике?
- Как назвать ласково пень? – пенек
- Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек
или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/.
Задание. Игра «Назови одним словом»
Груши, виноград, персики – это что? – фрукты
Трамвай, пароход – это что? - транспорт
Рубанок, топор - это что? - инструменты
Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? -
инструменты музыкальные.
Кто на них играет? - музыканты
Вниманию детей предлагается стихотворение.
Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке под кедрами у арки.
- Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в
стихотворении?
- Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./
- Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет
- Где играет квартет? – в парке
- Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?
Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы.
Есть у Раи огород: там морковка и горох,
Справа огород Федоры. А растут там помидоры.
- Справа чей огород? А слева?
- Что растет у Раи, а что у Федоры?
- Назови слова со звуком [р].
Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них
сочинил загадку (об овоще, который выращивает).
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют.
/Помидоры/.
Дети: Загадку придумала Федора / помидоры, сочные, крупные, круглые/.
Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/.
Логопед: Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, илижалуется.
Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, -
Очень трудно жить в стручке,
Если дверка на крючке.
/Л. Бранницкая/
После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).
Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку
весело, а другому так, как будто у него плохое настроение.
Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие:
С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора.
Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук.
Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер).
Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения.
Кро – кро – крот
Кру – кру – крупа
Пру – пру – пружина
Фро – фро – Фрося
Бро – бро - брови
-11-