double arrow

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Л-ЛЬ».


1. Различение звуков «Л-ЛЬ».

 

ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ

лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель

 

В этом году тёплое лето.

Володя увидел салют.

В углу уголь.

Мила любит лепить из глины лошадей.

За селом поля и леса.

Лёня и Володя были на футболе.

Поля подметает полы.

Лене купили ленту и лото.

Юля купила юлу.

 

2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.

 

 

ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ.

В магазине Валеньке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего ж милы!

Но надела валенки маленькая Валенька-

Оказались валенки на неё малы.

 

КОЛОКОЛЬЧИК.

Колокольчик голубой поклонись нам с тобой.

Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

 

НИНА - МОЛОДЧИНА.

Няня на ночь Нину мыла.

Нина мыло не любила.

Но не ныла Нина,

Нина – молодчина!

(Е. Благинина)

 

СОСУЛЬКА.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

И потому опять в галошах ты.

(А. Кондратьев)

 

ОБМЕНЯЛА КУКЛУ.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла..

От обиды куклу Лида




Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

 

3. Игра «Доскажи словечко»

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … (льёт).

 

Подготовлен самолёт,

Он отправился в … (полёт).

 

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

 

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

 

КОМУ ПОЛ МЕСТИ.

Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести.

Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит.

Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком.

Вопросы по содержанию.

Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю?

Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол?

Формирование правильного звукопроизношения:

звуки [р], [р,]

( речевой материал )

Приемы постановки [р].

1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д : тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.



2). Постановка [р] в два этапа:

а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.

б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.

3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.

4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].



В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».

При постановке [р,] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р].

Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].

 

-2-

Автоматизация [р].

Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др - , поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.

Варианты заданий:

1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:

тра – тра – тра

тра – тра – тра

тра – тра – тра

Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.

2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:

тра – тра – тра? /голос повышается/

тра – тра – тра. /голос понижается/

3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.

4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.

тра (ва)

тро (пик)

тру (ба)

 

 

-3-

Автоматизация [р] в словах.

В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др - , например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д.

Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д.

В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.

В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.

Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:

а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)

б) «Отгадай загадку»

Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:

Поссорились два рака – в реке большая …(драка).

* * *

Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).

* * *

Упряжка из трех лошадей (тройка).

* * *

Палочка для опоры при ходьбе (трость).

 

 

в) С опорой на картинки ответить на вопросы:

Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д.

Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д.

О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.

 

-4-

Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.

После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:

1) со звукосочетаниями - тр – др :

Завтра мы идем в театр.

Трамвай везет нас по центру, и т.д.

2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).

«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.

Пример:

Федор метет двор. На стене карта.

* * *

- Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!

 

3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.

А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.»

• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.

 

 

Варианты заданий на автоматизацию [р]

в предложениях и текстах.

 

Задание. Составить предложения из слов.

Куртка, Федор, надевать;

Пожар, ферма, на;

Идти, дежурство, Егор, на;

Паркет, Федор, натер.

Составить схему последнего предложения.

Задание. Заучить двустишие.

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

/Т. Кириллова/

- Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр).

- Назови имя и фамилию Петра Петровича.

- Какие города мы назвали?

- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)

Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.

После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».

 

Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,].

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.

Задание. Выучить стихотворение.

За окошком забор,

За забором старый бор.

Я забор уберу,

Чтобы дом стоял в бору!

/А. Клюшев/

- Что за окошком?

- Что за забором?

- Что находится между окошком и бором?

 

 

Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать

слова со звуком [р].

 

Егор и Трезор.

Вышел бы Егор во двор, только трусит:

У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит?

Хочет в дом войти Трезор, только видит:

У окна сидит Егор – вдруг обидит!

 

- Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора.

- Куда хочет выйти Егор? - во двор

- Куда хочет войти Трезор? - в дом

- Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг

- А Егор Трезору? - друг.

 

Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].

 

Задание. Выучить стихотворение.

Маленького Юрочку

Обижает курочка,

Отняла пеструшечка

Сладкую ватрушечку.

Из-за этой курочки

Без ватрушки Юрочка.

- Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?

 

Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может

заменить слово – сладкая – на - мягкая - .

Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка

с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая

разноцветными перьями.

 

Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/.

На лугу под горкой

Лежит сырок с красивой

Красной коркой.

Сорок сорок,

В короткий срок

Съели сырок.

 

- Кто съел сырок? – сороки

- Долго они ели или нет? - «короткий срок» -

значит «небольшой по времени»

- Что короче по времени - день или неделя?

(минутка или день?)

 

Игра «Назови ласково»:

Сырок – сырочек

Красная – красненькая

Корка – корочка

Короткий - коротенький

 

Задание. Ознакомить с текстом стихотворения.

Норка.

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.

 

Логопед объясняет значение слов:

Норка – жилище, вырытое под землей.

норка – зверек с блестящей красивой шерстью.

 

Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).

 

- Как называется жилище норки? – норка

- У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что?

нору

- Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.

 

Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает

стих.

 

Задание.Аналогично предыдущему проводится работа с текстом

«Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/.

Под березой на пригорке

Барсучата роют норки.

Им показывает мать,

Как они должны копать.

/Е. Александрова/

- Кто мама барсучат? – барсучиха

- А папа? - барсук

- Как делают норки? – роют

 

Задание.Отгадать загадку:

За пнем - бугорок,

А в нем - городок.

/Муравейник/

- Кто живет в муравейнике?

- Как назвать ласково пень? – пенек

- Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек

или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/.

Задание. Игра «Назови одним словом»

Груши, виноград, персики – это что? – фрукты

Трамвай, пароход – это что? - транспорт

Рубанок, топор - это что? - инструменты

Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? -

инструменты музыкальные.

Кто на них играет? - музыканты

 

Вниманию детей предлагается стихотворение.

Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе,

Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне.

Квартет играет в парке под кедрами у арки.

 

- Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в

стихотворении?

- Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./

- Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет

- Где играет квартет? – в парке

- Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?

 

Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы.

Есть у Раи огород: там морковка и горох,

Справа огород Федоры. А растут там помидоры.

 

- Справа чей огород? А слева?

- Что растет у Раи, а что у Федоры?

- Назови слова со звуком [р].

 

Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них

сочинил загадку (об овоще, который выращивает).

Как на нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые,

Летом зеленеют, к осени краснеют.

/Помидоры/.

Дети: Загадку придумала Федора /помидоры, сочные, крупные, круглые/.

 

Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/.

Логопед: Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, илижалуется.

Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, -
Очень трудно жить в стручке,

Если дверка на крючке.

/Л. Бранницкая/

После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).

 

Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку

весело, а другому так, как будто у него плохое настроение.

Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие:

С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора.

Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук.

Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер).

Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения.

Кро – кро – крот

Кру – кру – крупа

Пру – пру – пружина

Фро – фро – Фрося

Бро – бро - брови

-11-

 







Сейчас читают про: