Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не

Вся деревня, весь народ

Мчится к Тане в огород,

Бежит через дорожку

Смотреть не на картошку,

Не на брюкву крепкую,

Не на свеклу с репкою,

А на маковы цветы

Небывалой красоты!

На цветы прекрасные!

Алые да красные!

/П. Позднеева/.

- Как назвать маковы цветы одним словом? – маки

- Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?

 

Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).

У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.

Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.

Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.

 

Задание. Пересказать рассказ «На огороде».

Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.

-Где работала мама?

- Кто помогал маме?

- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?

 

Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».

 

Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?

Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.

Например: Встретил ежика, который нес гриб.

Что сказал медвежонок?

Дифференциация [р] - [л].

а) в слогах:

ра - ла ря – ля ял – яр

ро – ло ро – лё ёл – ёр

ру – лу рю – лю юл – юр и т.д.

б) в словах:

рак – лак рос – колос

рама – лама роза – лоза

игра – игла крот – плот

рис – лис Марина – малина

горит – болит серенький – беленький

 

Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.

 

б) в предложениях:

Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.

У Веры ручка лучше, чем у меня.

 

Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].

 

Задание. Выучить стихотворение.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый!

Все ребята со двора

Малярам кричат: «Ура!»

 

Словарная работа.

Логопед: - Кто красит дома? – маляры.

- Сколько их пришло? – трое.

- Кто строит деревянные дома? – плотник.

- Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр.

Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник.

В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?

 

Задание. Выучить считалку.

Считалка о рыбалке.

Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.

Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

 

Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?

 

Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л],,].

Как на горке, на горе

Стоит домик во дворе.

В этом домике живет

Очень странный рыжий кот.

В рот мясного не берет,

А разводит огород.

В огороде у кота –

Гляньте, что за красота!

Свёкла, брюква, сельдерей,

Просто лук и лук – порей…

 

Он не скуп – наоборот:

Если в гости кто придет,

Овощами с огорода

Угощает рыжий кот.

Всех за стол садиться просит

И с достоинством приносит

Свёклу, брюкву, сельдерей,

Просто лук и лук – порей…

/В. Лифишц/

 

Логопед предлагает договорить слова – действия.

Кот в домике … /живет/.

В рот мясного не …./берет/

Овощами с огорода … /угощает/.

Всех за стол … /садиться просит/

С достоинством … /приносит/.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: