Вся деревня, весь народ
Мчится к Тане в огород,
Бежит через дорожку
Смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую,
Не на свеклу с репкою,
А на маковы цветы
Небывалой красоты!
На цветы прекрасные!
Алые да красные!
/П. Позднеева/.
- Как назвать маковы цветы одним словом? – маки
- Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?
Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).
У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.
Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.
Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.
Задание. Пересказать рассказ «На огороде».
Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.
-Где работала мама?
|
|
- Кто помогал маме?
- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?
Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?
Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.
Например: Встретил ежика, который нес гриб.
Что сказал медвежонок?
Дифференциация [р] - [л].
а) в слогах:
ра - ла ря – ля ял – яр
ро – ло ро – лё ёл – ёр
ру – лу рю – лю юл – юр и т.д.
б) в словах:
рак – лак рос – колос
рама – лама роза – лоза
игра – игла крот – плот
рис – лис Марина – малина
горит – болит серенький – беленький
Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.
б) в предложениях:
Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.
У Веры ручка лучше, чем у меня.
Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].
Задание. Выучить стихотворение.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
Словарная работа.
Логопед: - Кто красит дома? – маляры.
- Сколько их пришло? – трое.
- Кто строит деревянные дома? – плотник.
- Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр.
Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник.
В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?
|
|
Задание. Выучить считалку.
Считалка о рыбалке.
Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?
Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?
Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л], [л,].
Как на горке, на горе
Стоит домик во дворе.
В этом домике живет
Очень странный рыжий кот.
В рот мясного не берет,
А разводит огород.
В огороде у кота –
Гляньте, что за красота!
Свёкла, брюква, сельдерей,
Просто лук и лук – порей…
Он не скуп – наоборот:
Если в гости кто придет,
Овощами с огорода
Угощает рыжий кот.
Всех за стол садиться просит
И с достоинством приносит
Свёклу, брюкву, сельдерей,
Просто лук и лук – порей…
/В. Лифишц/
Логопед предлагает договорить слова – действия.
Кот в домике … /живет/.
В рот мясного не …./берет/
Овощами с огорода … /угощает/.
Всех за стол … /садиться просит/
С достоинством … /приносит/.