В нашей покупке –
Крупы и крупки.
Добры, добры
Идут в боры.
Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой?
Покупка – это купленная вещь.
- Грузовик в магазин привез покупки?
Дети: Нет, их еще не купили.
Задание. Заучить скороговорку.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?
Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.
«Мечта таракана».
У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.
/Алифанова/
- Как назвать карман Ромы? – драный
Логопед: Драный – порванный, дырявый
.
- Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный
- Как скажем про платье? – драное
- Как скажем про шапку? – драная
- Как скажем про шорты? – драные
- Что нужно сделать с дыркой? – зашить
|
|
Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,].
Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.
Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,].
1). Произнесение слогов.
Ра-ря ру –рю
Ро- ре ры – ри и т.д.
2). Произнесение слов.
Рад – ряд круг – крюк
Роза – береза коровка – Буренка
Руки – брюки парад – наряд и т.д.
3). Дополнение предложений по картинкам.
Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),
затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.
Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).
Аналогично:
березы – морозы Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).
Рита – корыто Рита наливает воду в … (корыто).
руки – брюки У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).
4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.
Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить
Стихотворение.
Береза. /И. Токмакова/
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.
Без рук, без топоренка
|
|
Построена избенка.
/Гнездо/.
Рано утром в октябре
Дворник ходит во дворе.
Подобрал он все иголки,
Что упали возле елки.
/Ёж/.
Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.
Прозрачный красный шарик
На нитке я держу.
Через прозрачный шарик
На все вокруг гляжу.
Я вижу речку красную
И красный солнца шар,
И много, много красного,
Как будто всё – пожар.
Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.
Пример: ведро – ведро красное
дорога – дорога красная
рябина - рябина красная
а ромашка -? (ромашка красная)
брюки – брюки красные
Задание. Проговаривать текст стихотворения:
Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –
Бренчали два ведерка о всяких пустяках.
Когда же шел я бодро от речки до ворот –
Помалкивали ведра, воды набравши в рот.
/А. Шлыгин/.
- Какие ведра бренчат? – пустые.
Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.
Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.