double arrow

Задание. Проговаривать скороговорки сначала медленно, затем быстро.

В нашей покупке –

Крупы и крупки.

Добры, добры

Идут в боры.

Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой?

Покупка – это купленная вещь.

- Грузовик в магазин привез покупки?

Дети: Нет, их еще не купили.

 

Задание. Заучить скороговорку.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?

 

Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.

 

«Мечта таракана».

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.

/Алифанова/

- Как назвать карман Ромы? – драный

 

Логопед: Драный – порванный, дырявый

.

- Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный

- Как скажем про платье? – драное

- Как скажем про шапку? – драная

- Как скажем про шорты? – драные

- Что нужно сделать с дыркой? – зашить

 

Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,].

Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.

Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,].

1). Произнесение слогов.

Ра-ря ру –рю

Ро- ре ры – ри и т.д.

2). Произнесение слов.

Рад – ряд круг – крюк

Роза – береза коровка – Буренка

Руки – брюки парад – наряд и т.д.

3). Дополнение предложений по картинкам.

Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),

затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.

Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).

Аналогично:

березы – морозы Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).

Рита – корыто Рита наливает воду в … (корыто).

руки – брюки У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).

4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.

 

Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить

Стихотворение.

Береза. /И. Токмакова/

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

/Гнездо/.

Рано утром в октябре

Дворник ходит во дворе.

Подобрал он все иголки,

Что упали возле елки.

/Ёж/.

Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.

Прозрачный красный шарик

На нитке я держу.

Через прозрачный шарик

На все вокруг гляжу.

Я вижу речку красную

И красный солнца шар,

И много, много красного,

Как будто всё – пожар.

Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.

Пример: ведро – ведро красное

дорога – дорога красная

рябина - рябина красная

а ромашка -? (ромашка красная)

брюки – брюки красные

 

Задание. Проговаривать текст стихотворения:

 

Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –

Бренчали два ведерка о всяких пустяках.

Когда же шел я бодро от речки до ворот –

Помалкивали ведра, воды набравши в рот.

/А. Шлыгин/.

 

- Какие ведра бренчат? – пустые.

 

Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.

Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: