НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. Ю. ВИТТЕ»
Филиал в г. Нижний Новгород
А.В. Шакурова
КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва
УДК 001
Рецензенты:д.п.н., профессор Г.А. Кручинина к.психол.н., доцент Е.С. Усова
Шакурова А.В. Культура интеллектуального труда: Учебное пособие / А.В. Шакурова - М.: Филиал НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витге» в г. Нижний Новгород, 2012. - 150 с. ISBN 978-5-9580-0161-3
Учебное пособие является информационной и методической поддержкой к лекционным занятиям по одноименному учебному курсу и предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров по специальностям «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», «Туризм» и др.
Учебное пособие «Культура интеллектуального труда» (КИТ) знакомит с такими важными общекультурными и психологическими категориями современной студенческой и будущей профессиональной жизни категориями, как «интеллект» и «интеллектуальный труд», а также проблемами, входящими в этот семантический круг.
|
|
Пособие может быть использовано студентами всех форм обучения для работы на занятиях, самостоятельного изучения, а так же предназначено для студентов, обучающихся в дистанционном режиме.
© А.В.Шакурова,2012
© Филиал НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте» в г. Нижний Новгород. 2012 © НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте». 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Актуальность, цель, задачи, основные понятия курса........................ 4
Тема 2. Тестологический (психометрический) подход как одно из направлений исследования интеллекта 15
Тема 3. Сущность и назначение экспериментально-психологического подхода к изучению интеллекта 25
Тема 4. Особенности развития интеллекта и интеллектуальной деятельности в разные возрастные периоды и различном социальном контексте 34
Тема 5. Этапы интеллектуальной деятельности: роль социокультурного контекста в процессах познания окружающего 45
Тема 6. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе чувственного познания (отражения) окружающего мира.......................................................... 53
Тема 7. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе рационального
познания (отражения) окружающего мира............................................. 65
Тема 8. Роль памяти в организации интеллектуальной деятельности..................... 82
Тема 9. Структура интеллектуальной деятельности............................................. 97
Тема 10. Учебное и научное познание как проявления интеллектуальной
деятельности................................................................................................ 103
Тема 11. Научное познание как проявление интеллектуальной деятельности......... 108
|
|
Тема 12. Индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности 113
Список литературы....................................................................................... 129
Тема 1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Современные отечественные и западные ученые и практики сходятся во мнении, что качество человеческого ресурса оказывает принципиальное влияние на конкурентоспособность организаций. Слагаемым успеха в экономике является эффективность каждого предприятия в отдельности, которая, в свою очередь, зависит не только и не столько от стратегических планов, сколько от кадрового потенциала компании или фирмы. По мнению таких специалистов, как Ю.М.Заброди, В.А.Спивак и др., именно способность персонала управления быстро ориентироваться и корректировать деятельность организации в исключительно подвижных рыночных условиях и ответственное отношение рядовых сотрудников к своим должностным обязанностям следует считать наиболее значимыми факторами конкурентоспособности предприятия [14], [41]. Не просто превосходно образованный, а компетентный, творческий и тренированный персонал является «лучшей гарантией удачных (т.е. гибких) стратегий поведения на рынке труда». Боле того, можно с уверенностью сказать, что от состояния человеческого ресурса, проявляющегося в характеристиках трудовой деятельности, установках людей, их ценностных ориентациях, в отношении к управлению, взаимодействию с внутренними и внешними партнерами, т.е. культуре труда, зависит экономика страны, а в целом и интеграция Росси в мировое сообщество. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть, поэтому значительную роль играют знания и умения, приобретаемые в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Во всякой трудовой деятельности приходится познавать и преобразовывать окружающую действительность, а, преобразовывая ее, учитывать меняющиеся условия, проявлять известную инициативу, сталкиваясь с неожиданными обстоятельствами, решать новые задачи, поэтому труд всегда включает в себя элементы изобретения, творчества, а также интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня, т.е. является интеллектуальным.
Курс «Культура интеллектуального труда» (КИТ) знакомит с интересными и полезными, с точки зрения, современной студенческой и будущей профессиональной жизни, категориями, а именно, категориями «интеллект» и «интеллектуальный труд».
В литературе можно встретить информацию о том, что сегодня интеллектуальный потенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества является важнейшим основанием для прогрессивного развития и долгосрочной конкурентоспособности государства [7], [47]. Это связано с тем, что одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство, а ключевой формой собственности - собственность интеллектуальная. По мнению ряда аналитиков, сегодня можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, делении его на три группы в зависимости от того, что та или иная страна сможет предложить на мировом рынке, с соответствующими показателями уровня жизни своего населения (прогноз японских футурологов). Первая группа стран будет торговать идеями, проектами и технологиями, поэтому граждане этих стран будут жить достаточно хорошо. Вторая группа стран сможет предложить миру сложную радиоэлектронную технику, в результате проживающие в них граждане будут жить хуже. Третья группа стран будет снабжать мировой рынок продукцией машиностроения, пищевой промышленности и сырьем, и, как следствие, уровень жизни граждан этих стран будет весьма низким, а представители четвертой группы стран окажутся в состоянии предложить мировому сообществу только дешевую рабочую силу. В основе такого деления, обуславливающего различия в показателях социально-экономического уровня жизни, находится не что иное, как различие в интеллектуальном потенциале населения, в преимущественном преобладании интеллектуально одаренных людей. (Как известно, вся мировая история прошлого и настоящего предъявляет многочисленные доказательства, с одной стороны, глупости и безумия людей, а с другой, - гениальности и творческости последних (блестящие догадки, изобретения и открытия)).
|
|
Интеллектуальное творчество выступает в качестве социального механизма, способствует прогрессу в развитии общества. По справедливому утверждению М.А. Холодной, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Так, чем больше человек использует интеллект в анализе и оценке происходящего, тем меньше возможностей остается для манипулирования ими со стороны заинтересованных лиц. Известная философская формула «свобода есть познанная необходимость» оказывается верной и в психологическом плане, т.к. человек может вести себя независимо от сложившейся ситуации, только если имеет полное и адекватное представление о ней.
Таким образом, проблема практической значимости надежных знаний об интеллекте, интеллектуальном творчестве как своеобразном продукте интеллектуального труда, о составляющих структуры интеллектуальной деятельности, приемах тренировки интеллектуальных способностей является вполне очевидной.