Тема 1. Актуальность, цель, задачи, основные понятия курса

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. Ю. ВИТТЕ»

Филиал в г. Нижний Новгород

А.В. Шакурова

КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва

УДК 001

Рецензенты:д.п.н., профессор Г.А. Кручинина к.психол.н., доцент  Е.С. Усова

Шакурова А.В. Культура интеллектуального труда: Учебное пособие / А.В. Шакурова - М.: Филиал НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витге» в г. Нижний Новгород, 2012. - 150 с. ISBN 978-5-9580-0161-3

Учебное пособие является информационной и методической поддержкой к лекционным занятиям по одноименному учебному курсу и предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров по специаль­ностям «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», «Туризм» и др.

Учебное пособие «Культура интеллектуального труда» (КИТ) знакомит с такими важными общекультурными и психологическими категориями совре­менной студенческой и будущей профессиональной жизни категориями, как «интеллект» и «интеллектуальный труд», а также проблемами, входящими в этот семантический круг.

Пособие может быть использовано студентами всех форм обучения для работы на занятиях, самостоятельного изучения, а так же предназначено для студентов, обучающихся в дистанционном режиме.

© А.В.Шакурова,2012

© Филиал НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте» в г. Нижний Новгород. 2012 © НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте». 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Актуальность, цель, задачи, основные понятия курса........................ 4

Тема 2. Тестологический (психометрический) подход как одно из направле­ний исследования интеллекта 15

Тема 3. Сущность и назначение экспериментально-психологического под­хода к изучению интеллекта 25

Тема 4. Особенности развития интеллекта и интеллектуальной деятельности в разные возрастные периоды и различном социальном контексте 34

Тема 5. Этапы интеллектуальной деятельности: роль социокультурного кон­текста в процессах познания окружающего 45

Тема 6. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе чувственного познания (отражения) окружающего мира.......................................................... 53

Тема 7. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе рационального

познания (отражения) окружающего мира............................................. 65

Тема 8. Роль памяти в организации интеллектуальной деятельности..................... 82

Тема 9. Структура интеллектуальной деятельности............................................. 97

Тема 10. Учебное и научное познание как проявления интеллектуальной

деятельности................................................................................................ 103

Тема 11. Научное познание как проявление интеллектуальной деятельно­сти......... 108

Тема 12. Индивидуальные особенности интеллектуальной деятельно­сти 113

Список литературы....................................................................................... 129

Тема 1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Современные отечественные и западные ученые и практики сходятся во мнении, что качество человеческого ресурса оказывает принципиальное влия­ние на конкурентоспособность организаций. Слагаемым успеха в экономике является эффективность каждого предприятия в отдельности, которая, в свою очередь, зависит не только и не столько от стратегических планов, сколько от кадрового потенциала компании или фирмы. По мнению таких специалистов, как Ю.М.Заброди, В.А.Спивак и др., именно способность персонала управления быстро ориентироваться и корректировать деятельность организации в исклю­чительно подвижных рыночных условиях и ответственное отношение рядовых сотрудников к своим должностным обязанностям следует считать наиболее значимыми факторами конкурентоспособности предприятия [14], [41]. Не про­сто превосходно образованный, а компетентный, творческий и тренированный персонал является «лучшей гарантией удачных (т.е. гибких) стратегий поведе­ния на рынке труда». Боле того, можно с уверенностью сказать, что от состоя­ния человеческого ресурса, проявляющегося в характеристиках трудовой дея­тельности, установках людей, их ценностных ориентациях, в отношении к управлению, взаимодействию с внутренними и внешними партнерами, т.е. культуре труда, зависит экономика страны, а в целом и интеграция Росси в ми­ровое сообщество. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть, поэтому значительную роль играют знания и умения, приобретаемые в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Во всякой трудовой деятельности при­ходится познавать и преобразовывать окружающую действительность, а, преобра­зовывая ее, учитывать меняющиеся условия, проявлять известную инициативу, сталкиваясь с неожиданными обстоятельствами, решать новые задачи, поэтому труд всегда включает в себя элементы изобретения, творчества, а также интел­лектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня, т.е. яв­ляется интеллектуальным.

Курс «Культура интеллектуального труда» (КИТ) знакомит с интерес­ными и полезными, с точки зрения, современной студенческой и будущей про­фессиональной жизни, категориями, а именно, категориями «интеллект» и «интеллектуальный труд».

В литературе можно встретить информацию о том, что сегодня интеллек­туальный потенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества является важнейшим основанием для прогрессивного развития и долгосрочной конку­рентоспособности государства [7], [47]. Это связано с тем, что одним из ре­шающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллекту­альное производство, а ключевой формой собственности - собственность ин­теллектуальная. По мнению ряда аналитиков, сегодня можно говорить о гло­бальном интеллектуальном переделе мира, делении его на три группы в зави­симости от того, что та или иная страна сможет предложить на мировом рынке, с соответствующими показателями уровня жизни своего населения (прогноз японских футурологов). Первая группа стран будет торговать идеями, проекта­ми и технологиями, поэтому граждане этих стран будут жить достаточно хоро­шо. Вторая группа стран сможет предложить миру сложную радиоэлектронную технику, в результате проживающие в них граждане будут жить хуже. Третья группа стран будет снабжать мировой рынок продукцией машиностроения, пищевой промышленности и сырьем, и, как следствие, уровень жизни граждан этих стран будет весьма низким, а представители четвертой группы стран ока­жутся в состоянии предложить мировому сообществу только дешевую рабочую силу. В основе такого деления, обуславливающего различия в показателях со­циально-экономического уровня жизни, находится не что иное, как различие в интеллектуальном потенциале населения, в преимущественном преобладании интеллектуально одаренных людей. (Как известно, вся мировая история про­шлого и настоящего предъявляет многочисленные доказательства, с одной сто­роны, глупости и безумия людей, а с другой, - гениальности и творческости последних (блестящие догадки, изобретения и открытия)).

Интеллектуальное творчество выступает в качестве социального меха­низма, способствует прогрессу в развитии общества. По справедливому утвер­ждению М.А. Холодной, работа интеллекта - это гарантия личной свободы че­ловека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Так, чем больше че­ловек использует интеллект в анализе и оценке происходящего, тем меньше возможностей остается для манипулирования ими со стороны заинтересован­ных лиц. Известная философская формула «свобода есть познанная необходи­мость» оказывается верной и в психологическом плане, т.к. человек может вес­ти себя независимо от сложившейся ситуации, только если имеет полное и аде­кватное представление о ней.

Таким образом, проблема практической значимости надежных знаний об интеллекте, интеллектуальном творчестве как своеобразном продукте интеллек­туального труда, о составляющих структуры интеллектуальной деятельности, приемах тренировки интеллектуальных способностей является вполне очевидной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: