Тема 6. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе чувственного познания (отражения) окружающего мира

Как уже отмечалось выше, элементы, при помощи которых осуществля­ется познании, как на первом, так и на втором этапе, отождествляются совре­менной психологией с интеллектуальной деятельностью (активностью). По­этому вполне правомерно остановиться на анализе данных феноменов более подробно. Изначально интеллектуальная деятельность осуществляется посред­ством ощущений и восприятия.

Понятие ощущения: подходы к определению (по [9], [28], [34], [35] [36]). Ощущение - это процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного ор­ганизма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (ор­ганы чувств). Например, ощущение тепла или холода является субъективным от­ражением температуры предмета, ощущение звука - отражением издаваемых предметом звуковых волн, ощущение сладкого - отражением определенного хи­мического свойства предмета и т. п. Подобные субъективные образования напол­няют душевный мир человека и одновременно выступают в роли особого мате­риала, точнее, одного из элементов, из которого этот мир построен.

Характерной особенностью ощущений является также то, что они не об­ладают никакими физико-химическими свойствами, не доступны для внешнего наблюдения, тем не менее, каждый человек без труда находит их у себя, нис­колько не сомневаясь в реальности существования. За каждым ощущением сто­ит определенное объективное свойство ощущаемого предмета или явления. При низком уровне развития сознания человек никогда не разделяет их и скло­нен приписывать объективному миру субъективные характеристики собствен­ных ощущений: лимон кислый, сахар сладкий, утюг горячий, помидор красный и т. д. В действительности же это совершенно разные реальности.

Ощущения - это процесс первичной обработки информации, свойствен­ный и животным, и человеку.

Ощущения - предпосылка для создания образов и их познания. Они ори­ентируют человека в окружающем мире, выступая как внутренний субъектив­ный инструмент построения практических действий. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы.

Функции ощущений Ощущения реализуют три важных функции, т.к. способствуют: - уведомлению организма о жизненно важных объектах или свойствах

окружающего мира (Г);

- построению субъективного образа свойства, необходимого для ориен­тировки в мире (2);

- адаптации в окружающем мире, регулированию поведения и деятельно­сти (3).


 

Физиологические механизмы ощущений Ощущения являются результатом нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах, которые представляют собой сложные комплексы анатомических структур и называются анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей.

Таблица 7.

Строение анализатора
Анатомический элемент Функция
Рецептор, или пери- Система чувствительных ферический отдел клеток, расположенных на анализатора поверхности и внутри те­ла: в коже, в глазной впа­дине, во внутреннем ухе, на поверхности языка, во внутренних органах и тка­нях Трансформация внешней энергии в нервный процесс
Проводящие нервные Нервное волокно пути Проведение нервного импульса от рецептора в головной мозг
Центральный отдел Определенные участки в анализатора коре головного мозга Переработка нервных импульсов, приходящих из периферических от­делов

 

Ощущение как процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств у предметов и явлений окружающего мира, его природа в разных кон­цепциях трактуются по-разному.



 

Классификации ощущений Необходимо отметить, что рецепторы (специальные чувственные образо­вания, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внут­ренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему), имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каж­дый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений. Например, зрительный рецептор приходит в состояние возбуждения лишь при воздействии на него световых (электромагнитных) волн, обонятельный рецептор реагирует на определенные химические свойства и т. п. Поэтому с помощью ощущений мы можем отра­жать весьма ограниченный набор физико-химических свойств предметов и яв­лений. Он определяется возможностями имеющихся у человека органов чувств. Так, мы не можем увидеть ультрафиолетовый свет, услышать ультразвук, по­чувствовать предельно слабый (подпороговый) запах, уловить стороны гори­зонта и др. Тем более для органов чувств недосягаемы общие свойства и зако­номерности внешнего и внутреннего мира. Их можно понять только с помощью мышления.

Тем не менее, человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Их столько, сколько необходимо и достаточно для полноценной ориентировки в окружающем мире. Они отлича­ются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность - это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения (например, ощущение сладкого совсем непохоже на ощущение горь­кого, холодного или мокрого, красного и т. д.); всегда соответствует характеру рецептора; является субъективной формой представления объективных физи- ко-химических свойств окружающего мира и, по сути дела, одним из основа­ний для разделения ощущений на виды.

1. В зависимости от модальности различают следующие группы ощу­щений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Внутри каждой из них можно выделить множество более конкретных по модальности ощущений. Например, в группе вкусовых ощущений существует как минимум четыре их вида: сладкого, горького, соленого и кислого. Вместе они и порождают всю гамму вкусовых ощущений. На основе разных по модальности ощущений у че­ловека возникает емкая и многоликая субъективная картина, в которой отража­ется красота и богатство окружающего мира.

2. По своему функциональному назначению ощущения также можно дифференцировать и выделить три группы: экстероцептивные, интероцептив- ные и проприоцептивные.

Экстероцептитивные ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Поэтому соответствующие им рецепторы расположены на поверхности тела. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусо­вые и вибрационные ощущения.

На основе интероцептивных ощущений происходит ориентировка чело­века в собственном организме. Именно из них складывается физическое само­чувствие. Они возникают при посредстве рецепторов, расположенных в раз­личных внутренних органах: печени, сердце, желудке и т. д.

Проприоцептивные ощущения дают информацию о перемещении в про­странстве тела человека или его отдельных частей: рук, ног, головы и элементов лица. Соответствующие им рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Про- приорецепторы реагируют на их состояние (сокращение, расслабление, покой), что и позволяет человеку контролировать собственную двигательную активность.

Свойства и закономерности ощущений

Ощущения обладают несколькими важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явле­ний, связанных с функционированием органов чувств. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адапта­ция, сенсибилизация и синестезия, охарактеризованные далее более подробно.

Для того чтобы ощущение возникло в результате действия раздражителей на органы чувств, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг опреде­ленной величины. Та минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Раз­дражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, на­зывают подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение, достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализа­тора. Это отношение можно выразить формулой: Е=1/Р, где

Е- чувствительность, Р- пороговая величина раздражителя.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущений. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощуще­ние, называется абсолютным верхним порогом ощущений. Дальнейшее увели­чение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает болевые ощущения. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от раз­личных условий: характера деятельности, возраста, состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

Важнейшим свойством любого ощущения является интенсивность. Она из­меняется в интервале между абсолютными нижним и верхним порогами чувстви­тельности в пропорциональной зависимости от силы действующего раздражителя. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее ощущение.

С помощью органов чувств можно различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различение между двумя раздражителями, вызываю­щие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения. По­рог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый промежуток времени, который называется латент­ным периодом. Ощущения также обладают инерцией. Они исчезают не сразу после окончания действия раздражителя, а через некоторое время. Эта инерция проявляется в последействии ощущений, когда у человека, например, остается на некоторое время ощущение звука уже после прекращения звучания источни­ка. Это время измеряется десятыми и сотыми долями секунды.

Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражите­ля называется адаптацией. В этом случае пороги ощущений изменяются при переходе от одних условий восприятия к другим. Адаптация полного исчез­новения ощущения наблюдается в процессе продолжительного действия раз­дражителя. Так, например, ощущение неприятного запаха может исчезнуть, ес­ли некоторое время находиться в соответствующем помещении. Кроме того, адаптация проявляется в притуплении ощущения под влиянием действия силь­ного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интен­сивность ощущений, вызываемых холодом, снижается. Адаптация выражается также в повышении чувствительности под влиянием действия слабого раздра­жителя. Например, человек, находившийся некоторое время в темной комнате, начинает видеть в темноте. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 минут.

Чувствительность повышается под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений. Такое изменение чувствительности называется сенсибилизаци­ей. Например, звуковысотный слух можно развивать у детей с помощью специ­альных упражнений. В профессиональной деятельности часто возникает повы­шение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми. Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятель­ности.

Кроме того, ощущения одной модальности могут изменяться под влияни­ем раздражения других органов чувств. Это происходит в результате взаимо­действия ощущений. Например, зрительная чувствительность может повы­шаться под влиянием некоторых обонятельных раздражителей. Взаимодействие ощущений выражается также в явлении синестезии. Она проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой мо­дальности. Например, под воздействием звуковых раздражителей у некоторых людей возникают зрительные образы.

Понятие восприятия: подходы к определению (по [9], [28], [34], [35] [36]).

Восприятие:

1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений ок­ружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент:

2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующих на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ):

3) процесс формирования этого образа или система действий, направлен­ных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

В процессе приема и переработки человеком различной информации, по­ступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощу­щений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных его свойств и качеств, выделения сущест­венных признаков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двига­тельные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр.

Как известно, восприятие является результатом деятельности системы анализаторов или, другими словами, перцептивной системы, состоящей из оп­ределенного набора перцептивных действий (лат. perception - восприятие, по­знание) - основных, структурных единиц процесса восприятия, включающих обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти, направ­ляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окра­ску. Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным воспри­ятием. Этот анализ (первичный) совершается в рецепторах, а затем дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализа­торов. Опознание предмета, как правило, происходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).

Функции восприятия

 

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирова­ние поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъектив­ными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Физиологические механизмы восприятия

Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнознач­ным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предме­та. Исследования П.К. Анохина, Н.А.Бернштейна показали, что сформирован­ные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, т.е. (лат. acceptor - проникающий) - нейродинамической моделью результата предстоящего дейст­вия, представленной в центральной нервной системе:

• обусловливают афферентацию - передачу нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга;

• регулируют протекание исполнительной деятельности.

Виды восприятия

Восприятие - это довольно сложный и многомерный психический про­цесс, поэтому существует несколько его классификаций.

Таблица 8.

Классификации восприятия

Классификационное основание Виды Определение/краткая характеристика видов восприятия
В зависимости от того, ка­кой из органов чувств яв­ляется ведущим в форми­ровании субъективного образа В соответствии с на­званным критерием выделяют зритель­ное, слуховое, осяза­тельное, обонятель­ное и вкусовое вос­приятие Например, восприятие человеческого лица представляется зрительным, вос­приятие музыки - слуховым, воспри­ятие пищи - вкусовым. Однако выде­ленные виды восприятия далеко не всегда встречаются в «чистом» виде. В каждом из образов наряду с основ­ными встречаются и другие по мо­дальности ощущения. Это говорит о том, что в формировании любого субъективного образа принимает уча­стие одновременно несколько органов чувств и обязательно - двигательный анализатор. Каждый из выделенных видов восприятия имеет важное зна­чение для человека. Однако домини­рующим среди них является зритель­ное восприятие

В зависимости от содер­жания и особенностей воспринимаемой реально­сти (формы существова­ния материи) восприятие пр0- странства, воспри­ятие времени и вос­приятие движения.

Восприятие пространства предполага­ет субъективное отражение величины, формы, объемности, глубины (уда­ленности) и взаимного соотнесения предметов. Оно имеет очень важное значение в регуляции поведения чело­века в различных ситуациях. При ее нарушении человек испытывает ог­ромные трудности при выполнении даже элементарных практических действий. Большую роль в простран­ственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодей­ствие между различными органами чувств, участвующими в формирова­нии образа.

Восприятие времени есть отражение объективной длительности, быстроты и последовательности явлений, про­цессов и событий: долго, коротко, раньше, позднее, в настоящем, в про­шлом и т. п. Восприятие времени дает человеку возможность ориентиро­ваться во временной реальности. Чув­ство времени не врожденное, оно раз­вивается в процессе накопления опы­та. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, которое заполнено интересной, мотивированной деятель­ностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. На вос­приятие времени влияет и эмоциона­льное состояние: положительные эмо­ции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - растягива­ют его. Оно зависит также и от воз­раста.

Восприятие движения представляет собой субъективное отражение физи­ческого перемещения объектов в про­странстве. Оно включает в себя оцен­ку динамического состояния объекта (движение - покой), скорости пере-


    мещения и ускорения. Важнейшую роль в формировании и функциониро­вании этого восприятия играет двига­тельный анализатор. Восприятие дви­жения имеет большое значение в жиз­ни человека и в некоторых видах про­фессиональной деятельности.
В зависимости от способа актуализации непроизвольное и произвольное Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно ак­туализируется либо некоторыми осо­бенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастно­стью), либо соответствием их потреб­ностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели - что- то воспринять, заметить, обнаружить и др. Оно формируется у человека в пе­риод младшего школьного возраста
В зависимости от того, ка­кой вид социального бы­тия человека (общение или предметную деятельность) обеспечивает социальное и пред­метное Социальное восприятие (социальная перцепция) является одним из струк­турных компонентов общения. На его основе осуществляется ориентировка субъекта в элементах внешнего физи­ческого облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внут­ренней психологической сущности. Сюда относятся различные характери­стики тела (конституция, глаза, рот, нос, губы, подбородок и др.), оформ­ление внешности, мимика, пантоми­мика, особенности голоса и речи, дей­ствия и поступки. Правильное их вос­приятие является необходимым усло­вием адекватного понимания другого человека как субъекта, как личности и как индивидуальности. Предметное восприятие (предметная перцепция) включено в структуру пред- метно-пракгической деятельности чело­века. Оно позволяет субъекту ориенти­роваться в свойствах тех объектов, на которые направлена его деятельность. Сравнительный анализ показывает, что эти два вида восприятия отлича-

ются между собой не только по функ­циональным характеристикам, но и по ряду других свойств. Социальное вос­приятие является более сложным, чем предметное. Это можно объяснить большой сложностью его «объекта» - человека. Дело в том, что через внеш­ние, доступные для органов чувств признаки, так или иначе проявляются внутренние характеристики человека как субъекта и как личности: мысли, чувства, желания, способности, эмо­циональные переживания и т. п. По­этому внешние средства их выраже­ния представляют собой чрезвычайно сложную, многогранную и функцио­нально безграничную систему. На­пример, существуют десятки и сотни разнообразных улыбок, взглядов, ин­тонаций голоса, жестов, поз и т. д. Все они (вместе и по отдельности) несут определенную информацию о внут­ренней сущности другого человека. Нетрудно представить себе, насколько тонким и функционально богатым должен быть инструмент для их вос­приятия. Для того чтобы он был более совершенным, его необходимо специ­ально развивать. По сравнению с предметным, социальное восприятие имеет и более раннее происхождение. Оно начинает формироваться у ребен­ка уже на первом месяце жизни, а к трехмесячному возрасту он способен уже выделять свою мать. Это объяс­няется тем, что другой человек высту­пает для ребенка как наиболее значи­мый объект, опосредствующий все его отношения с окружающим миром. В заключение следует подчеркнуть, что человеку необходимы все виды восприятия. Этим и объясняется факт их возникновения и существования у него. Все они поддаются целенаправ­ленному развитию


Свойства и закономерности восприятия

Восприятие направляется мотивацией и имеет определенную аффектив- но-эмоциональную окраску, однако оно никогда не бывает самомотивирован­ным процессом - восприятие ради восприятия. Оно всегда встроено в структу­ру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим це­лям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ - это не следствие воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта. Он порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на вос­принимаемый объект. Внешне она выражается, например, в повороте головы, в практических действиях и движениях осязающей руки или воспринимающего глаза. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых пер­цептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение инфор­мативных признаков объекта и построение на этой основе его образа. Без такой активности субъекта образ не формируется.

Одна из интересных и загадочных особенностей образа заключается в том, что он находится не в голове субъекта или каких-то других частях тела, а в пространстве воспринимаемого предмета. Именно через образ и в форме образа предмет, как правило, является нам. Подобная ситуация настолько привычна и обыденна для нас, что мы никогда не узнаем собственные образы и наивно принимаем их за воспринимаемые предметы. Впервые мы начинаем задумы­ваться над этим в тех случаях, когда образ перестает соответствовать предмету или расходится с аналогичными образами других людей. Свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету называется предметность воспри­ятия. Именно благодаря предметности субъект может полагаться на свои обра­зы и адекватно вести себя в тех или иных предметных ситуациях. Предметность восприятия говорит о том, что психика (душа) находится не в теле, а вне его - в пространстве и времени социального бытия человека.

Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспри­нимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности восприятия является главной причиной практических ошибок, совершенных в условиях профессиональной и бытовой деятельности. Неадекватное восприятие называется иллюзорным. Яр­ким примером может служить иллюзия движущегося поезда. Она наблюдается в ситуации, когда сидящий в вагоне только что тронувшегося поезда человек принимает рядом стоящий состав за движущийся. Причиной искаженного вос­приятия может быть отношение субъекта к воспринимаемому объекту, уста­новка, ненормальное психическое или физическое состояние, изменение при­вычных условий восприятия и др. Однако даже и при отсутствии этих причин восприятие никогда не бывает абсолютно адекватным.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, независимо от меняю­щихся условий восприятия: освещенности, удаленности, угла зрения (ракурса) и др. Например, размер фигуры человека остается неизменным для наблюдате­ля независимо от расстояния до него. Не будь этого свойства, при всяком изме­нении всевозможных условий восприятия субъективно менялись бы все основ­ные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы восприни­мать мир устойчивых вещей. Это затруднило бы ориентировку.

Целостность восприятия проявляется в том, что в образе отдельные эле­менты - признаки предмета - объединяются в целое. При этом имеет значение не столько пространственная близость частей (элементов) друг к другу, сколько их принадлежность к определенному предмету. Осмысленность (категориаль- ность) выражается в том, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом - понятием и относится к опре­деленному классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности че­ловека в процессе восприятия. Она оказывает очень сильное влияние на вос­приятие. Благодаря осмысленности, например, человек может свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Категориаль- ность человеческого восприятия говорит о его социальности.

Содержание и характер восприятия образа зависят не только от характе­ристик объекта, но и от свойств самого воспринимающего субъекта. На него оказывают влияние особенности личности воспринимающего: отношение к воспринимаемому, потребности, желания, опыт, чувства и др. Зависимость вос­приятия от личности воспринимающего носит название апперцепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: