На втором этапе интеллектуальной деятельности в познании окружающей действительности участвуют такие психические процессы, как мышление и воображение.
Понятие мышления: подходы к определению (по [4], [9], [13], [28], [34], [35], [36], [38], [43], [49]).
В структуре познавательной сферы мышление занимает ведущее место, т.к. имеет самые богатые функциональные возможности. С помощью мышления человек может познавать внутренние, скрытые свойства, закономерности, осуществлять мысленные прогнозы, анализировать прошлые события. Именно поэтому мышление трактуют, прежде всего, как психический познавательный процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Обобщенность выражается в способности постигать свойства, являющиеся общими для множества объектов, которые не существуют в виде конкретных предметов или явлений и доступны только для понимания. Например, нельзя увидеть цвет как общий признак окружающих предметов. Он существует как конкретный цвет конкретного предмета: красный, синий, зеленый и т.д. Цвет вообще - это некая абстракция, которую можно только понять. Точно так же можно сказать о многих других свойствах, закономерностях и явлениях: скорости, движении, весе, стоимости и т.п. Эти феномены существуют в форме особых субъективных образований, называемых понятиями. Их материальными носителями выступают слова (сказанные или написанные), поэтому высшая форма мышления понятийная.
|
|
Мышление - это активный процесс, внутренним источником которого выступают мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач, необходимых в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальные способы поведения. Именно подобного рода ситуации способствуют актуализации мышления и служат основанием для появления и развития последнего. Например, в процессе обучения их создают специально в форме всевозможных учебных заданий.
Мышление также можно определить как систему умственных действий и операций, обеспечивающих субъективное воссоздание, а затем внутреннее моделирование познаваемых предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях, в результате которых у человека появляется возможность погружаться в разные ситуации и условия, проигрывать возможные варианты их изменения, примеривать различные способы воздействия. Именно таким образом он получает новые для себя знания, совершает творческие открытия и приходит к более глубокому пониманию окружающей действительности. Результаты мышления рано или поздно внедряются в реальную жизненную практику, поэтому его можно рассматривать как субъективный инструмент построения социального бытия.
|
|
Особенно хочется отметить, что мышление не дано человеку в готовом виде, а возникает и развивается под влиянием обучения и воспитания, интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети, выросшие в условиях социальной изоляции, в интеллектуально обедненной среде, имеют лишь самую простейшую форму мышления, которая мало чем отличается от мышления высших животных.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познавательными процессами: перечисленными выше ощущением, восприятием, а также вниманием, воображением, памятью, эмоциями, волей, потребностями и т.д. Например, когда человек решает какую-то задачу, он обязательно привлекает хранящиеся в памяти знания, использует воспринимаемую информацию, прилагает определенные волевые усилия и т. д.
Мышление также глубоко связано со знаниями, которые, с одной стороны, вполне целесообразно рассматривать как интеллектуальный продукт, а с другой стороны, как условие и инструмент умственных действий и речью.
В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии, мышление опосредовано языком - системой условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, отражающие особенности индивидуального восприятия мира и культурного контекста, имеющие определенное значение и смысл. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека, но кроме этого есть еще научные языки (математический, химический, компьютерный и т.д.), язык дорожных знаков и пр., фиксирующие информацию и хранящие ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования. Проблема использования различных языков всегда интересовала ученых. Это выразилось в том, что появилась отрасль науки - семиотика (наука о знаках), а вслед за ней - и психосемиотика (наука об употреблении знаков человеком). Одним из создателей психосемиотики в отечественной психологии можно назвать доктора психологических наук, профессора М.В. Гамезо.
Функции мышления |
Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:
1) понимание и раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначения, а также связи между ними:
2) решение проблем, задач:
3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности:
4) рефлексию - осознание субъектом своих внутренних действий, своего внутреннего мира, психических качеств и состояний.
Механизмы мышления
Функционирование мышления связано со сложной аналитико- синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи. Основным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению) к определенным центрам - фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от каждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных центров, и перекодируется определенным образом (информационный синтез). На основе происходящего в фокусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс дума- ния и нахождения ответа.
|
|
Конвергенция (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных отростков одного нейрона, нервного пути или нервного Центра.
Классификация видов мышления (по М.В.Гамезо) |
Классификация видов мышления Вполне очевидно, что мышление является очень сложным и многогранным познавательным процессом. В зависимости от особенностей проблемных ситуаций, содержания и характера решаемых задач оно может изменять свою форму, свойства и функциональные возможности. Поэтому в психологии существует несколько классификаций мышления. Психологии, как науке, в том числе, о познавательных психических процессах, известны многочисленные виды мышления, однако среди наиболее часто встречающихся видов следует отметить несколько.
Таблица 9.
|
тийное) - это форма мышления с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения. Так, в понятиях, которые не являются наглядными и выражаются в значении слова, отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др. В суждениях как результате опыта многих поколений, отражаются связи между предметами и явлениями, что позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные). Например: общее суждение - «Все студенты учатся»; частное - «Студент И. опоздал на лекцию»; истинное - «Завтра будет новый день», ложное - «Лучше запоминается середина ряда». Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения. В умозаключениях формируются новые суждения на основе имеющихся (это связь двух суждений, из которых одно условие (посылка), а другое - заключение (следствие)), посредством их решаются проблемы без непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».
|
|
В рассуждениях или целом ряде суждений, которые могут быть индуктивными и дедуктивными, устанавливаются выводы (следствия) из известных положений (посылок). Индуктивное рассуждение (индукция) (лат. induction - наведение) - это такое рассуждение, при котором на
основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод). Дедуктивное рассуждение (дедукция) - это распространение общего положения на частные случаи. К числу функциональных возможностей вербального относятся следующие. 1. Способность к познанию внутренних, существенных и недосягаемых для восприятия свойств предметов, явлений и людей без прямого физического контакта с ними. 2. Способность к обобщению многообразия конкретных объектов, к отвлечению (абстрагированию) и мысленному выходу за пределы конкретных жизненных ситуаций. 3. Способность к пониманию общих принципов и законов существования и развития природных и социальных объектов. 4. Способность к прогнозированию изменения и развития процессов, явлений, событий и состояний. 5. Способность к познанию событий прошлого. | ||
По характеру познавательной реальности | предметное и психологическое | Предметное мышление направлено на познание физических и биологических предметов и явлений. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде. Это мышление должно быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков и т. п. Психологическое мышление позволяет понимать людей. Оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека: черт характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств, намерений, планов и т. д. Без этого мышления человек не может понять даже самого себя, то есть оно является частью его самосознания. Оно имеет очень важное значение для построения правильного поведения по отношению к другим людям. Осо- |
бенно оно необходимо специалистам, работающим с людьми: педагогам, руководителям, социальным работникам, следователям и т. п. Поэтому программа их подготовки должна предусматривать формирование психологического мышления. Следует подчеркнуть, что это мышление является гораздо более сложным, чем предметное, поскольку человек относится к числу наиболее сложных и плохо изученных объектов. Тем не менее, психологическое мышление представляется самым распространенным видом. На том или ином уровне развития оно существует у каждого человека. Однако у большинства людей оно является не научным, а житейским (обыденным). | ||
По характеру решаемых задач | теоретическое и практическое | Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления. Теоретическое образное мышление использует для решения задач не на понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление обращает человека к понятиям, выполнению действий в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Мышление практическое - вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Это мышление обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно- образная формы |
По степени развернутости и осознанности | Дискурсивное интуитивное | Мышление дискурсивное (лат. discursus - рассуждение) - аналитическое, разверну- |
тое во времени, поэтапное и значительно осознанное. Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одно- моментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга. Я.А.Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции. Интуиция (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий | ||
По степени новизны и оригинальности | Репродуктивное и продуктивное (творческое) | Мышление репродуктивное - вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу. Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики). В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления - креативность. Креативность (от англ. to create - творить, создавать) - творческость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлением (А.М.Матюшкин, Я. А. Пономарев). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности: 1) оригинальность, необычность идей; 2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения; 3) образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны; |
4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации. К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К. Кокс, A.M. Матюшкин и др.): толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др. Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Креативность отличается оригинальностью, то есть необычностью и новизной идей | ||
По числу участников | Индивидуальное и коллективное мышление | Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида. Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мыслительных задач показал, что при современном уровне цивилизации, вероятность появления многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи равна нулю. Актуальной становится задача развития коллективного мышления. В настоящее время научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвязанными процессами (В.В. Рубцов). В ходе совместного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивидуализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие позиции партнера; доминируют с убъектно-объектные отношения; иначе решение затрудняется. В практической психологии давно разработаны различные формы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика. Мозговой штурм - впервые использовался А. О сборном. Участвуют две группы: 1- |
я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей знания, 2-я группа генерации - ведущие специалисты в данной области знания. Сначала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помещение) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется проблема. Участники «набрасывают» гипотезы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы туг же записываются на магнитофон. На этом их роль заканчивается. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпывают» подходящие. Так в США за 300 заседаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано. Синектика - метод предложен У. Дж. Гордоном в I960 г. Слово «Синектика» из греческого, (от греч. syn - вместе) означает соединение вместе различных элементов.
Синектика - метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как прием решения сложных творческих, в том числе технико- изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учеб но-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Начало синектике положил мозговой штурм. Синектика - это метод диалога (Сократовская маевка).
Здесь используются определенные принципы:
1) свободный обмен мнениями (все равноправны);
2) возбуждение самосознания посредством целевых вопросов;
3) шутка как способ активизации мышления.
Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа: 1) подумайте, как решить задачу, похожую на эту; 2) попробуйте войти в образ объекта, рассуждайте с его точки зрения; 3) дайте в двух словах определение сути задачи; 4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник | ||
По характеру направленности на объект | Реалистическое и ау- тическое мышление | Мышление реалистическое - это мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами. Мышление аутическое - это мышление, связанное с реализацией желаний, когда желаемое выдается за действительное. Аутизм (греч. autos - сам) - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером |
Психотер ап евтичес ко е основание | Саногенное и патогенное мышление | Мышление саногенное - мышление, основанное на философии обыденной жизни (Ю.М.Орлов). Мышление патогенное - мышление (от греч. Pathos - страдание, болезнь + греческий genes - порождающий) - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов). |
В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенеза развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина.
В операциональной теории Ж.Пиаже выделены четыре стадии развития мышления:
Стадии сенсомоторного интеллекта (1-2 года): операционального мышления (2-7 лет): конкретных операций (7-8-11-12 лет): формальных операций (11-12-14-15 лет) более подробно описаны в Лекцпп 4.
1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года);
2) операционального мышления (2-7 лет);
3) конкретных операций (7-8-11-12 лет);
4) формальных операций (11-12-14-15 лет).
В основе идей П.Я.Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее действие. Интериори- зация включает пять этапов:
1- й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;
2- й этап - оформление предметного действия;
3- й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;
4- й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5- й этап - действия во внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
Понятие воображения: подходы к определению (по [4], [9], [13], [28], [34], [35] [36], [38], [49]).
Воображение - это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Например, с помощью воображения инженер может построить образ будущего сооружения, учитель - представить своих учеников после окончания школы, следователь - схему построения допроса и т. п.
Поскольку воображение так же, как и мышление, является психологической составляющей интеллектуальной деятельности на втором ее этапе, логично допустить, что между этими процессами существует много общего. В то же время - это два самостоятельных познавательных процесса, выполняющих самостоятельные функции, следовательно, они (мышление и воображение) обладают специфическими чертами. Ниже представлена таблица, в которой схематично описаны общие и специфические характеристики мышления и воображения.
Таблица 10.
|
Общее и специфика в мышлении и воображении как элементах интеллектуальной деятельности |
ка при помощи других приемов, в частности, мысленно посмотрев на ситуацию и на самого себя его глазами (идентифицировать). Без воображения невозможно представить себе, как поведет себя другой человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций
Безусловно, воображение, так же, как и ощущение и восприятие на первом этапе интеллектуальной деятельности человека, а мышление на втором уровне интеллектуальной (познавательной) активности человека, очень важны для человека. Именно благодаря воображению индивид ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. С помощью воображения он может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание физиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела. Люди с очень богатым воображением, представляя себе какую-то критическую ситуацию, например угрозу, испытывают учащенное сердцебиение, сбои в дыхании и т. п. У эмоционально неуравновешенных людей неуемная фантазия может вызвать даже некоторые виды заболеваний: например, сердечнососудистых или желудочно-кишечных. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазиями. Известны также случаи появления стигматов (кровоточащих ран) у религиозных людей, страдающих истерией.
Представления и фантазии оказывают сильное воздействие на психомоторику. Широко известное явление, называемое идеомоторный акт, заключается в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение. Если, например, человек держит на вытянутой руке нить с грузом и представляет себе, что он вращается, то через некоторое время груз и в самом деле начнет вращаться. Идеомоторные акты используются экстрасенсами для угадывания мыслей людей по непроизвольно производимым ими движениям.
Функции воображения |
Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления, и окружающий мир познается глубже (познавательная функция). Организация таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее), планирование и регуляция деятельности, предвосхищение (антиципация) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления, принятие решения при отсутствии полноты знаний, регуляция познавательных процессов (регулятивная функция); регуляция эмоциональных состояний (усиливается эмоциональный тонус, повышается настроение, снимается напряжение), могут «замещаться» неудовлетворенные потребности (аффективная функция) - все это свойственно воображению.
Физиологические основы воображения Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.
Таблица 11.
Классификации воображения
|
уносят его в какой-то иной фантастический мир. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы. Интересно отметить, что иногда они могут быть вещими, то есть предсказывать будущее или объяснять прошлое. Известный античный философ Платон рассматривал сновидения как особую форму бытия, когда человек переходит в другой мир и получает возможность вступать в контакты с душами других людей: живущих или умерших. Вполне возможно, что данная точка зрения недалека от истины. Все это говорит о не изученности и загадочности феномена воображения. Непреднамеренное воображение актуализируется в том случае, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Произвольное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий | ||
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) | Воссоздающее, творческое, продуктивное, репродуктивное | Воображение воссоздающее - вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Воображение творческое - это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, маловероятные или невероятные. Воображение продуктивное - вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество |
В зависимости от мотивов, по- | Пр агм атич ее ко е и гедонистиче- | Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъек- |
буждающих че- ское та как инструмент решения конкретных жизнен
но века к созда- ных задач. Например, художник-модельер создает
нию новых обра- образы модной одежды для того, чтобы воплотить
зов их в реальную практику, кулинар придумывает
образ праздничного торта для того, чтобы испечь его и т. п. Практическая реализация созданных проектов иногда требует значительных волевых усилий.
Мотивы гедонистического воображения лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практической стороне. Это очень характерно для подлинных художников, ученых, писателей, музыкантов. Нередко бывает так, что их творения не находят общественного признания и не приносят им ни материального благополучия, ни славы. Тем не менее, это не служит преградой для творчества. Но чаще всего движущей силой гедонистического воображения представляются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по каким-то причинам (внутренним или внешним) не могут быть удовлетворены, по крайней мере, в ближайшем буцущем, и субъект знает об этом. Например, робкий молодой человек не осмеливается объясниться в любви, подросток горит желанием расправиться с сильным и недосягаемым обидчиком, заурядный актер жаждет славы и т. д.
Воображение может выступать в подобных случаях как иллюзорный способ удовлетворения соответствующих потребностей и мотивов. Субъект погружается в безудержные фантазии, мечты и грезы, рисуя для себя картины, где он успешно объясняется в любви, героически расправляется с сильным обидчиком, купается в успехе и славе, отправляется в опасное путешествие, строит фантастические проекты и т. п. Такие фантазии имеют очень важное значение для человека как механизм психологической защиты, поскольку они действительно приводят к частичному удовлетворению значимых личностных потребностей и мотивов и снижению внутренней напряженности. Они очень характерны для подросткового и юношеского возраста. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к своеоб-
разному уходу личности в свой внутренний иллюзорный мир и мешает полноценному развитию и социальному бытию. Содержанием гедонистического воображения могут быть не только позитивные события, связанные с удовлетворением значимых потребностей, но и негативные (нежелательные) сюжеты, представляющие угрозу личному благополучию субъекта. Например, перед сложным экзаменом в голове студента могут «проноситься» не только сцены успешной сдачи, но и картины провала. Знак эмоциональной окраски воображения зависит в основном от индивидуальных особенностей человека | ||
По модальности (форме) | Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение | Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам: композиторам, певцам, исполнителям. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображения «обслуживают» пищевую потребность. Чаще всего они актуализируются в моменты ее обострения. Они имеют важное значение в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустаторы, повара и т.п. В реальной жизни воображение далеко не всегда представляется «чистым» по форме, т.е. либо зрительным, либо слуховым, либо осязательным и т. п. Модальность воображения очень индивидуальна. Это необходимо учитывать в практической работе с людьми. Например, ученики с ведущим зрительным воображением значительно хуже усваивают информацию, представленную им в другой форме. Как правило, они стараются перевести ее в зрительную модальность. Если учитель не будет учитывать этого, то он не сможет обеспечить полноценное усвоение материала. |
В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов | Предметное и социально- психологическое | Содержание предметного воображения определяют образы предметной среды: природной и созданной человеком. Оно необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д. Это воображение подчинено задачам предметной деятель- |
ности. Содержание социально-психологического воображения представлено образами людей. Оно «обслуживает» общение и выступает как инструмент решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития ребенка на определенную временную перспективу и т. Социально- психологическое воображение имеет очень важное значение для каждого человека как субъекта общения и поэтому является более распространенным, чем предметное. Особенно хорошо оно должно быть развито у представителей человековедческих профессий: педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и т. п. Надо сказать, что эти два вида воображения не вполне коррелируют друг с другом. Высокое развитие у человека одного из них может не сопровождаться таким же развитием и другого | ||
По степени активности | Активное и пассивное | Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания |
По характеру образа | Конкретное и абстрактное | Воображение конкретное - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись И.И.Шишкина, И.Е.Репина и др. Воображение абстрактное - создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др. |
По полноте отражения действительности | Реалистическое и фантастич еское | Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности. Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Мечта - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее. Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни |
Свойства воображения Воображение обеспечивает творческую интеллектуальную деятельность человека, приемы организации которой складывались на протяжении многих веков.
На рисунке слева направо изображены конституционные соматотипы по У. Шелдону. 1 984: эктоморф; мезо- морф; эндоморф |
На рисунке изображен советский поэт Владимир Маяковский; шарж Бориса Ефимова |
Сила характеризуется степенью яркости возникающих образов. Широта определяется количеством образов, которые способен создать человек. Критичность определяется тем. в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью. |
В настоящее время к таким приемам, различающимся по силе, широте и критичности, принято относить: комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболу, типизацию, литолу и схематизацию.
Рисунок 5. Комбинирование Рисунок 6. Литола (Агглютинация) |
Рисунок 7. Акцентирование |
Таблица 12.
|
Приемы творческой интеллектуальной деятельности |