Тема 7. Специфика интеллектуальной деятельности на этапе рационального познания (отражения) окружающего мира

На втором этапе интеллектуальной деятельности в познании окружаю­щей действительности участвуют такие психические процессы, как мышление и воображение.

Понятие мышления: подходы к определению (по [4], [9], [13], [28], [34], [35], [36], [38], [43], [49]).

В структуре познавательной сферы мышление занимает ведущее место, т.к. имеет самые богатые функциональные возможности. С помощью мышле­ния человек может познавать внутренние, скрытые свойства, закономерности, осуществлять мысленные прогнозы, анализировать прошлые события. Именно поэтому мышление трактуют, прежде всего, как психический познавательный процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Обобщенность выражается в способности постигать свойства, являющиеся общими для множества объек­тов, которые не существуют в виде конкретных предметов или явлений и дос­тупны только для понимания. Например, нельзя увидеть цвет как общий при­знак окружающих предметов. Он существует как конкретный цвет конкретного предмета: красный, синий, зеленый и т.д. Цвет вообще - это некая абстракция, которую можно только понять. Точно так же можно сказать о многих других свойствах, закономерностях и явлениях: скорости, движении, весе, стоимости и т.п. Эти феномены существуют в форме особых субъективных образований, на­зываемых понятиями. Их материальными носителями выступают слова (ска­занные или написанные), поэтому высшая форма мышления понятийная.

Мышление - это активный процесс, внутренним источником которого выступают мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач, необходимых в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальные способы поведения. Именно подобного рода ситуации способствуют актуализации мышления и служат ос­нованием для появления и развития последнего. Например, в процессе обуче­ния их создают специально в форме всевозможных учебных заданий.

Мышление также можно определить как систему умственных действий и операций, обеспечивающих субъективное воссоздание, а затем внутреннее мо­делирование познаваемых предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях, в результате которых у человека появляется возможность погружаться в разные ситуации и условия, проигрывать возможные варианты их изменения, примеривать различные способы воздействия. Именно таким образом он получает новые для себя знания, совершает творческие открытия и приходит к более глубокому пониманию окружающей действительности. Ре­зультаты мышления рано или поздно внедряются в реальную жизненную прак­тику, поэтому его можно рассматривать как субъективный инструмент по­строения социального бытия.

Особенно хочется отметить, что мышление не дано человеку в готовом ви­де, а возникает и развивается под влиянием обучения и воспитания, интеллекту­ально насыщенной среды и общения с другими людьми. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети, выросшие в условиях социальной изоляции, в интеллектуально обедненной среде, имеют лишь самую простейшую форму мышления, которая мало чем отличается от мышления высших животных.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существу­ет. Оно функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познаватель­ными процессами: перечисленными выше ощущением, восприятием, а также вниманием, воображением, памятью, эмоциями, волей, потребностями и т.д. Например, когда человек решает какую-то задачу, он обязательно привлекает хранящиеся в памяти знания, использует воспринимаемую информацию, при­лагает определенные волевые усилия и т. д.

Мышление также глубоко связано со знаниями, которые, с одной сторо­ны, вполне целесообразно рассматривать как интеллектуальный продукт, а с другой стороны, как условие и инструмент умственных действий и речью.

В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии, мышление опосредовано языком - системой условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, отражающие особенности индивидуального восприятия мира и культурного контекста, имеющие определенное значение и смысл. Речевой язык (естествен­ный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека, но кроме этого есть еще научные языки (математиче­ский, химический, компьютерный и т.д.), язык дорожных знаков и пр., фикси­рующие информацию и хранящие ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования. Проблема использования различных языков все­гда интересовала ученых. Это выразилось в том, что появилась отрасль науки - семиотика (наука о знаках), а вслед за ней - и психосемиотика (наука об упот­реблении знаков человеком). Одним из создателей психосемиотики в отечест­венной психологии можно назвать доктора психологических наук, профессора М.В. Гамезо.

Функции мышления

 

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике чело­века, которая включает:

1) понимание и раскрытие сущности предметов и явлений, их предназна­чения, а также связи между ними:

2) решение проблем, задач:

3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности:

4) рефлексию - осознание субъектом своих внутренних действий, своего внутреннего мира, психических качеств и состояний.

Механизмы мышления

Функционирование мышления связано со сложной аналитико- синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышле­ния образуют различные связи. Основным признаком организации корковых связей является их конвергенция (стремление к соединению) к определенным центрам - фокусам взаимодействия. В фокусе информация, принесенная от ка­ждой из связей, сопоставляется с информацией из долговременной памяти и сигналами, приходящими из мотивационных центров, и перекодируется опре­деленным образом (информационный синтез). На основе происходящего в фо­кусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в ви­де нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс дума- ния и нахождения ответа.

Конвергенция (в нейропсихологии) - соединение нескольких нервных от­ростков одного нейрона, нервного пути или нервного Центра.


Классификация видов мышления (по М.В.Гамезо)

Классификация видов мышления Вполне очевидно, что мышление является очень сложным и многогран­ным познавательным процессом. В зависимости от особенностей проблемных ситуаций, содержания и характера решаемых задач оно может изменять свою форму, свойства и функциональные возможности. Поэтому в психологии суще­ствует несколько классификаций мышления. Психологии, как науке, в том чис­ле, о познавательных психических процессах, известны многочисленные виды мышления, однако среди наиболее часто встречающихся видов следует отме­тить несколько.

Таблица 9.
Основание Виды Определение вида мышления
По форме Наглядно -де йственное (предметно- действенное), образ­ное, словесно- логическое (понятий­ное) Мышление предметно-действенное (на­глядно-действенное) - это форма мышле­ния, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают ру­ки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разби­рает пирамидку, машинку). «Поле зре­ния» ребенка совпадает с полем его дей­ствий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использую­щаяся взрослым человеком в практиче­ской деятельности. Предметно- действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления. Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осуществляется непо­средственно при восприятии окружаю­щей действительности и без этого осуще­ствляться не может. В этом процессе че­ловек привязан к действительности, а не­обходимые для мышления образы он чер­пает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доми­нирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мышление словесно-логическое (поня-

тийное) - это форма мышления с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в сло­вах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использу­ет понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуж­дения. Так, в понятиях, которые не явля­ются наглядными и выражаются в значе­нии слова, отражаются общие и сущест­венные свойства ряда однородных пред­метов или явлений. В них люди фикси­руют результаты опыта и познания. По­нятия (житейские и научные) усваивают­ся в процессе жизни, в процессах обуче­ния и воспитания. Например: ложка, пси­хика и др. В суждениях как результате опыта многих поколений, отражаются связи между предметами и явлениями, что позволяет получать суждения логи­ческим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные). Например: общее суждение - «Все сту­денты учатся»; частное - «Студент И. опоздал на лекцию»; истинное - «Завтра будет новый день», ложное - «Лучше за­поминается середина ряда». Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи че­ловеку от рождения. В умозаключениях формируются новые суждения на основе имеющихся (это связь двух суждений, из которых одно условие (посылка), а другое - заключение (следствие)), посредством их решаются проблемы без непосредст­венной чувственной информации. На­пример: «Если идет снег, значит, холод­но».

В рассуждениях или целом ряде сужде­ний, которые могут быть индуктивными и дедуктивными, устанавливаются выво­ды (следствия) из известных положений (посылок). Индуктивное рассуждение (индукция) (лат. induction - наведение) - это такое рассуждение, при котором на


    основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вы­вод). Дедуктивное рассуждение (дедук­ция) - это распространение общего поло­жения на частные случаи. К числу функциональных возможностей вербального относятся следующие. 1. Способность к познанию внутренних, существенных и недосягаемых для вос­приятия свойств предметов, явлений и людей без прямого физического контакта с ними. 2. Способность к обобщению многообра­зия конкретных объектов, к отвлечению (абстрагированию) и мысленному выходу за пределы конкретных жизненных си­туаций. 3. Способность к пониманию общих принципов и законов существования и развития природных и социальных объек­тов. 4. Способность к прогнозированию изме­нения и развития процессов, явлений, со­бытий и состояний. 5. Способность к познанию событий про­шлого.
По характеру познава­тельной реальности предметное и психо­логическое Предметное мышление направлено на по­знание физических и биологических предметов и явлений. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде. Это мышление должно быть хорошо развито у инженеров, био­логов, механиков, географов, физиков и т. п. Психологическое мышление позволяет понимать людей. Оно направлено на по­нимание индивидуальных психоло­гических особенностей другого человека: черт характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств, наме­рений, планов и т. д. Без этого мышления человек не может понять даже самого се­бя, то есть оно является частью его само­сознания. Оно имеет очень важное значе­ние для построения правильного поведе­ния по отношению к другим людям. Осо-

    бенно оно необходимо специалистам, ра­ботающим с людьми: педагогам, руково­дителям, социальным работникам, следо­вателям и т. п. Поэтому программа их подготовки должна предусматривать формирование психологического мышле­ния. Следует подчеркнуть, что это мыш­ление является гораздо более сложным, чем предметное, поскольку человек отно­сится к числу наиболее сложных и плохо изученных объектов. Тем не менее, пси­хологическое мышление представляется самым распространенным видом. На том или ином уровне развития оно существу­ет у каждого человека. Однако у бо­льшинства людей оно является не науч­ным, а житейским (обыденным).
По характеру решаемых задач теоретическое и прак­тическое Мышление теоретическое - вид мышле­ния, направленный в основном на нахож­дение общих закономерностей. Это мыш­ление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление ис­пользует преимущественно понятийную и образную формы мышления. Теоретиче­ское образное мышление использует для решения задач не на понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление об­ращает человека к понятиям, выполне­нию действий в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при по­мощи органов чувств. Мышление практическое - вид мышле­ния, направленный на решение практиче­ских задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Это мышление обычно осущест­вляется при дефиците времени и при ог­раниченной возможности проверки. Ис­пользуются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно- образная формы
По степени развернуто­сти и осознанности Дискурсивное интуи­тивное Мышление дискурсивное (лат. discursus - рассуждение) - аналитическое, разверну-

 

    тое во времени, поэтапное и значительно осознанное. Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одно- моментностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной дея­тельности мозга. Я.А.Пономарев показал, что в мыслительной деятельно­сти осознается цель деятельности, а по­бочные действия не осознаются и проте­кают в форме интуиции. Интуиция (лат. intueri - пристально, вни­мательно смотреть) способность находить быстро верное решение задачи и ориен­тироваться в сложных жизненных ситуа­циях, а также предвидеть ход событий
По степени новизны и оригинальности Репродуктивное и продуктивное (творче­ское) Мышление репродуктивное - вид мыш­ления, который выражается в способно­сти воспроизводить способы решения за­дач после обучения или по образцу. Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные зада­чи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики). В психологии используется и другой тер­мин для обозначения творческого мыш­ления - креативность. Креативность (от англ. to create - творить, создавать) - творческость. Креативность отлична от интеллекта и является сложным интегральным явлени­ем (А.М.Матюшкин, Я. А. Пономарев). Один из первых исследователей творче­ского мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенно­сти: 1) оригинальность, необычность идей; 2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зре­ния; 3) образная гибкость - способность изме­нять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны;

 

    4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации. К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К. Кокс, A.M. Матюшкин и др.): толерантность к неопределенности; го­товность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную го­товность к риску; стремление к призна­нию и др. Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Креативность отличается оригинальностью, то есть не­обычностью и новизной идей
По числу участников Индивидуальное и коллективное мышле­ние Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида. Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Опыт решения сложных мысли­тельных задач показал, что при совре­менном уровне цивилизации, вероятность появления многогранных гениев ранга Леонардо да Винчи равна нулю. Акту­альной становится задача развития кол­лективного мышления. В настоящее вре­мя научным сообществом уже осознана мысль, что социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимосвя­занными процессами (В.В. Рубцов). В хо­де совместного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают коопе­рации, индивидуализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие позиции партне­ра; доминируют с убъектно-объектные отношения; иначе решение затрудняется. В практической психологии давно разра­ботаны различные формы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика. Мозговой штурм - впервые использовал­ся А. О сборном. Участвуют две группы: 1-

я группа - 7-10 человек специалистов среднего уровня из разных областей зна­ния, 2-я группа генерации - ведущие спе­циалисты в данной области знания. Сна­чала работает первая группа в условиях физического комфорта (удобное помеще­ние) и социального (запрет на критику, полное равенство). Им объявляется про­блема. Участники «набрасывают» гипоте­зы (возможны и самые невероятные). Все гипотезы туг же записываются на магни­тофон. На этом их роль заканчивается. Затем вступает вторая группа. Участники прослушивают все гипотезы и «вычерпы­вают» подходящие. Так в США за 300 за­седаний было выдвинуто более 15 тысяч идей, из них 1,5 тысячи - реализовано. Синектика - метод предложен У. Дж. Гордоном в I960 г. Слово «Синектика» из греческого, (от греч. syn - вместе) озна­чает соединение вместе различных эле­ментов.

Синектика - метод коллективной творче­ской деятельности и учебного исследова­ния, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как прием решения слож­ных творческих, в том числе технико- изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учеб но-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу твор­ческого поиска. Начало синектике поло­жил мозговой штурм. Синектика - это метод диалога (Сокра­товская маевка).

Здесь используются определенные прин­ципы:

1) свободный обмен мнениями (все рав­ноправны);

2) возбуждение самосознания посредст­вом целевых вопросов;

3) шутка как способ активизации мышле­ния.


    Процесс совместного решения обычно проходит четыре этапа: 1) подумайте, как решить задачу, похо­жую на эту; 2) попробуйте войти в образ объекта, рас­суждайте с его точки зрения; 3) дайте в двух словах определение сути задачи; 4) подумайте, как решил бы эту задачу сказочный волшебник
По характеру направ­ленности на объект Реалистическое и ау- тическое мышление Мышление реалистическое - это мышле­ние, направленное на внешний мир, регу­лируемое логическими законами. Мышление аутическое - это мышление, связанное с реализацией желаний, когда желаемое выдается за действительное. Аутизм (греч. autos - сам) - нарушение нормального хода мышления под влияни­ем болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошколь­ного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером
Психотер ап евтичес ко е основание Саногенное и пато­генное мышление Мышление саногенное - мышление, ос­нованное на философии обыденной жиз­ни (Ю.М.Орлов). Мышление патогенное - мышление (от греч. Pathos - страдание, болезнь + грече­ский genes - порождающий) - ошибоч­ное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).

 

В современной науке существуют различные подходы к пониманию он­тогенеза развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина.

В операциональной теории Ж.Пиаже выделены четыре стадии развития мышления:

Стадии сенсомоторного интеллекта (1-2 года): операционального мышления (2-7 лет): конкретных операций (7-8-11-12 лет): формальных операций (11-12-14-15 лет) более подробно описаны в Лекцпп 4.


1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года);

2) операционального мышления (2-7 лет);

3) конкретных операций (7-8-11-12 лет);

4) формальных операций (11-12-14-15 лет).

В основе идей П.Я.Гальперина лежит мысль о генетической связи интел­лектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоре­тически и экспериментально показал, что мышление формируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее действие. Интериори- зация включает пять этапов:

1- й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;

2- й этап - оформление предметного действия;

3- й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;

4- й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внут­реннюю речь;

5- й этап - действия во внутреннем плане.

Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.

Понятие воображения: подходы к определению (по [4], [9], [13], [28], [34], [35] [36], [38], [49]).

Воображение - это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе пре­образования имеющихся в личном опыте. Например, с помощью воображения инженер может построить образ будущего сооружения, учитель - представить своих учеников после окончания школы, следователь - схему построения до­проса и т. п.

Поскольку воображение так же, как и мышление, является психологиче­ской составляющей интеллектуальной деятельности на втором ее этапе, логично допустить, что между этими процессами существует много общего. В то же время - это два самостоятельных познавательных процесса, выполняющих самостоя­тельные функции, следовательно, они (мышление и воображение) обладают спе­цифическими чертами. Ниже представлена таблица, в которой схематично описа­ны общие и специфические характеристики мышления и воображения.


Таблица 10.
Рациональный этап интеллектуальной деятельности: специфика воображения и мышления
Общее Отличия
Процессы познания (отражения) окружающего мира Воображение в отличие от мышления отражает реаль­ный мир, но в новых, непривычных, неожиданных соче­таниях и связях
Способны представлять отсутст­вующий или реально сущест­вующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипу­лировать Результаты воображения представляются в форме субъ­ективных образов, особенно зрительных, а результаты мышления - в форме понятий
Возникают в проблемной ситуа­ции и представляют собой анали- тико-синтетическую деятельность мозга Воображение в отличие от мышления актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, не­полнотой и противоречивостью условий
Процессы решения задач, преоб­разования имеющейся информа­ции и порождения новой ин­формации Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступает мышление, а если данные с труцом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображения недостаточно точны, строги, и в этом его ограниченность
Связаны с эмоциями и чувствами У воображения, по сравнению с мышлением, связь с эмоциями и чувствами более тесная. Эмоции стимули­рую работу воображения, а деятельность мышления тормозят. Более того, в условиях повышенного эмоцио­нального напряжения мышление вообще перестает рабо­тать
Не заданы ему генетически, а формируются в процессе обуче­ния и воспитания  
Обладают общими функциональ­ными возможностями: познания и регуляции Воображение обладает дополнительными функциями аффективной регуляции психического состояния. Субъ­ективно погружая себя с помощью специально создан­ных образов в определенные жизненные ситуации, че­ловек может освобождаться от внутренней напряжен­ности, расслабляться, настраиваться на решение по­ставленных задач и т. п. Это имеет очень важное значе­ние в спортивной деятельности. Подобным же спосо­бом (в плане фантазий) возможно частичное удовле­творение многих потребностей, разрешение внутрилич- ностных и межличностных конфликтов и проблем
Важнейшие инструменты обще­ния и межличностного понима­ния С помощью операций (анализ, сравнение, конкретиза­ция, классификация) в мышлении, воображение (в от­личие от мышления) позволяет понять другого челове-
 
Общее и специфика в мышлении и воображении как элементах интеллектуальной деятельности

 

ка при помощи других приемов, в частности, мысленно посмотрев на ситуацию и на самого себя его глазами (идентифицировать). Без воображения невозможно представить себе, как поведет себя другой человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций

Безусловно, воображение, так же, как и ощущение и восприятие на первом этапе интеллектуальной деятельности человека, а мышление на втором уровне ин­теллектуальной (познавательной) активности человека, очень важны для челове­ка. Именно благодаря воображению индивид ставит цели, планирует свою дея­тельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. С помощью воображения он может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание фи­зиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температу­ру тела. Люди с очень богатым воображением, представляя себе какую-то крити­ческую ситуацию, например угрозу, испытывают учащенное сердцебиение, сбои в дыхании и т. п. У эмоционально неуравновешенных людей неуемная фантазия может вызвать даже некоторые виды заболеваний: например, сердечно­сосудистых или желудочно-кишечных. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазия­ми. Известны также случаи появления стигматов (кровоточащих ран) у религиоз­ных людей, страдающих истерией.

Представления и фантазии оказывают сильное воздействие на психомо­торику. Широко известное явление, называемое идеомоторный акт, заключается в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у чело­века само это движение. Если, например, человек держит на вытянутой руке нить с грузом и представляет себе, что он вращается, то через некоторое время груз и в самом деле начнет вращаться. Идеомоторные акты используются экс­трасенсами для угадывания мыслей людей по непроизвольно производимым ими движениям.

Функции воображения

 

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления, и окружающий мир познается глубже (познавательная функция). Организация таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее), планирование и регуляция деятельности, предвосхищение (антиципация) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления, принятие решения при отсутствии полноты знаний, регуляция по­знавательных процессов (регулятивная функция); регуляция эмоциональных состояний (усиливается эмоциональный тонус, повышается настроение, снима­ется напряжение), могут «замещаться» неудовлетворенные потребности (аффек­тивная функция) - все это свойственно воображению.

Физиологические основы воображения Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная аналитико-синтетическая дея­тельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.

Таблица 11. Классификации воображения
Основание Виды Определение вида воображения
По форме психи­ческой деятель­ности Непроизвольное и произвольное Непроизвольное воображение связано с непреднаме­ренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в об­ласть фантастических, далеких от реальности пред­ставлений и получает от этого какое-то удовлетво­рение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Скорее наоборот. Самопроизвольно рож­дающиеся образы и сюжеты незаметно увлекают и

 

    уносят его в какой-то иной фантастический мир. Ти­пичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы. Интересно отметить, что иногда они могут быть вещими, то есть предска­зывать будущее или объяснять прошлое. Извест­ный античный философ Платон рассматривал сно­видения как особую форму бытия, когда человек переходит в другой мир и получает возможность вступать в контакты с душами других людей: живу­щих или умерших. Вполне возможно, что данная точ­ка зрения недалека от истины. Все это говорит о не изученности и загадочности феномена воображе­ния. Непреднамеренное воображение актуализируется в том случае, когда ослабляется действие сознания, ко­гда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Произвольное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень ха­рактерно для деятельности художников, конструкто­ров, композиторов, режиссеров и других представи­телей творческих профессий
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (ре­зультата) Воссоздающее, творческое, про­дуктивное, ре­продуктивное Воображение воссоздающее - вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на ос­нове описаний, схем, чертежей, мысленных и матери­альных моделей. Воображение творческое - это вид воображения, в хо­де которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает не­существующие объекты, маловероятные или неверо­ятные. Воображение продуктивное - вид воображения, в ко­тором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том ви­де, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напо­минает восприятие или память, чем творчество
В зависимости от мотивов, по- Пр агм атич ее ко е и гедонистиче- Прагматическое воображение имеет четкую прак­тическую ориентацию. Оно выступает для субъек-

 

буждающих че- ское та как инструмент решения конкретных жизнен­

но века к созда- ных задач. Например, художник-модельер создает

нию новых обра- образы модной одежды для того, чтобы воплотить

зов их в реальную практику, кулинар придумывает

образ праздничного торта для того, чтобы испечь его и т. п. Практическая реализация созданных проектов иногда требует значительных волевых усилий.

Мотивы гедонистического воображения лежат в са­мом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практиче­ской стороне. Это очень характерно для подлинных художников, ученых, писателей, музыкантов. Не­редко бывает так, что их творения не находят об­щественного признания и не приносят им ни мате­риального благополучия, ни славы. Тем не менее, это не служит преградой для творчества. Но чаще всего движущей силой гедонистического воображе­ния представляются сугубо личностные потребно­сти и мотивы, которые по каким-то причинам (внутренним или внешним) не могут быть удовле­творены, по крайней мере, в ближайшем буцущем, и субъект знает об этом. Например, робкий молодой человек не осмеливается объясниться в любви, под­росток горит желанием расправиться с сильным и недосягаемым обидчиком, заурядный актер жаждет славы и т. д.

Воображение может выступать в подобных случа­ях как иллюзорный способ удовлетворения соот­ветствующих потребностей и мотивов. Субъект по­гружается в безудержные фантазии, мечты и грезы, рисуя для себя картины, где он успешно объясняет­ся в любви, героически расправляется с сильным обидчиком, купается в успехе и славе, отправляется в опасное путешествие, строит фантастические проекты и т. п. Такие фантазии имеют очень важное значение для человека как механизм психологиче­ской защиты, поскольку они действительно приво­дят к частичному удовлетворению значимых лич­ностных потребностей и мотивов и снижению внутренней напряженности. Они очень характер­ны для подросткового и юношеского возраста. Од­нако чрезмерное увлечение ими приводит к своеоб-


    разному уходу личности в свой внутренний иллю­зорный мир и мешает полноценному развитию и социальному бытию. Содержанием гедонистического воображения мо­гут быть не только позитивные события, связанные с удовлетворением значимых потребностей, но и не­гативные (нежелательные) сюжеты, представляю­щие угрозу личному благополучию субъекта. На­пример, перед сложным экзаменом в голове студен­та могут «проноситься» не только сцены успешной сдачи, но и картины провала. Знак эмоциональной окраски воображения зависит в основном от инди­видуальных особенностей человека
По модальности (форме) Зрительное, слу­ховое, осязатель­ное, обонятель­ное и вкусовое воображение Наиболее распространенным из них является зри­тельное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкан­там: композиторам, певцам, исполнителям. Осязатель­ное воображение у большинства людей развито незна­чительно. В основном оно представлено у слепорож­денных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображения «обслужива­ют» пищевую потребность. Чаще всего они актуали­зируются в моменты ее обострения. Они имеют важ­ное значение в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустато­ры, повара и т.п. В реальной жизни воображение далеко не всегда представляется «чистым» по форме, т.е. либо зри­тельным, либо слуховым, либо осязательным и т. п. Модальность воображения очень индивидуальна. Это необходимо учитывать в практической работе с людьми. Например, ученики с ведущим зрительным воображением значительно хуже усваивают инфор­мацию, представленную им в другой форме. Как пра­вило, они стараются перевести ее в зрительную мо­дальность. Если учитель не будет учитывать этого, то он не сможет обеспечить полноценное усвоение ма­териала.
В соответствии с содержанием по­рождаемых че­ловеком образов Предметное и социально- психологическое Содержание предметного воображения определяют образы предметной среды: природной и созданной человеком. Оно необходимо инженерам, архитекто­рам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д. Это во­ображение подчинено задачам предметной деятель-

 

    ности. Содержание социально-психологического во­ображения представлено образами людей. Оно «об­служивает» общение и выступает как инструмент решения психологических задач: представить спосо­бы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития ребенка на определенную временную перспективу и т. Социально- психологическое воображение имеет очень важное значение для каждого человека как субъекта обще­ния и поэтому является более распространенным, чем предметное. Особенно хорошо оно должно быть развито у представителей человековедческих профессий: педагогов, психологов, социальных ра­ботников, руководителей и т. п. Надо сказать, что эти два вида воображения не вполне коррелируют друг с другом. Высокое развитие у человека одного из них может не сопровождаться таким же развитием и другого
По степени ак­тивности Активное и пас­сивное Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие обра­зы. Воображение пассивное - протекает у человека спон­танно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания
По характеру об­раза Конкретное и аб­страктное Воображение конкретное - создание реальных, кон­кретных, единичных, натуральных образов. Напри­мер, живопись И.И.Шишкина, И.Е.Репина и др. Воображение абстрактное - создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др.
По полноте от­ражения дейст­вительности Реалистическое и фантастич еское Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени вопло­щает в себе основные, функциональные его возмож­ности. Воображение фантастическое - значительно «отле­тает» от действительности, создает неправдоподоб­ные образы, элементы которых в жизни несовмести­мы. Мечта - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее. Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни

 

Свойства воображения Воображение обеспечивает творческую интеллектуальную деятельность человека, приемы организации которой складывались на протяжении многих веков.

На рисунке слева направо изо­бражены конституционные соматотипы по У. Шелдону. 1 984: эктоморф; мезо- морф; эндоморф

На рисунке изображен советский поэт Владимир Маяковский; шарж Бориса Ефимова

Сила характеризуется степенью яркости возникающих образов. Широта определяется количеством образов, которые способен создать человек. Критичность определяется тем. в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

В настоящее время к таким приемам, различающимся по силе, широте и критичности, принято относить: комбинирование, агглютинацию, акцентирова­ние, гиперболу, типизацию, литолу и схематизацию.

Рисунок 5. Комбинирование Рисунок 6. Литола (Агглютинация)

 

 

Рисунок 7. Акцентирование

 

Таблица 12.
Комбинирование простое перемещение или перегруппировка элементов, не механи­ческое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой суще­ственно преобразуются и сами элементы, из которых строится но­вый образ
Агглютинация (лат. agglutination - склеи­вание) создание новых образов на основе «склеивания», объединения от­дельных представлений в единое целое. Например, русалка, трол­лейбус, аккордеон и т.п.
Акцентирование подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры
Гипербола увеличение всех особенностей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Буцда и пр.).
Литола (лат. little - маленький) преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.)
Схематизация наиболее существенный способ переработки представлений в обра­зы воображения, идущий по пути обобщения существенных при­знаков. При схематизации отдельные представления сливаются, раз­личия сглаживаются, а черты сходства четко выступают
Типизация синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплоще­ние их в конкретном образе. В психологии известны различные ти­пологии: темпераментов, характеров и др.
Приемы творческой интеллектуальной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: