Многим свойственно представлять слова в виде образов. В данном случае полезен метод визуализации иностранных слов. Выпишите на лист слова столбцом и справа от каждого слова изобразите рисунком его перевод.
- Закрыв слова, глядя на каждый рисунок, произнесите вслух слово, соответствующее данному рисунку.
- Затем, закрыв рисунки и глядя на иностранное слово, вспомните рисунок и переведите слово.
Можно делать символические рисунки. Освоив путем тренировки этот метод, можно быстро запомнить множество иностранных слов. Разумеется, не все слова можно легко визуально обозначить, нарисовать. Тогда изображайте их схематично, по близким ассоциациям.
Вся информация об окружающем мире, полученная нами в течение жизни, хранится в нашей памяти в виде закодированных образов, символов, понятий. Процессы восприятия, кодирования и запоминания информации у каждого человека индивидуальны и неповторимы так же, как его облик. Одни и те же явления воспринимаются различным образом, преломляясь через призму индивидуальных знаний, личного опыта (сопоставления, сравнения, способности видеть, слышать, обобщать). Любую информацию о внешнем мире наш мозг перерабатывает в конкретную кодовую форму:
|
|
> зрительно-пространственную (образы);
> вербальную (слова);
> символическую (знаки, понятия).
Каждый человек обладает всеми видами восприятия и памяти (образная, вербальная, символическая), но важно знать, которая из них доминирует.
Например, некоторые, посмотрев на ряд фигур, запоминают их и на следующий день способны воспроизвести по памяти. У них нет проблем со зрительно- образной памятью.
оо
Другие, чтобы запомнить ряд фигур, каким-то образом логически связывают его с символами, например с буквами, и только тогда легко воспроизводят.
оО
По слову «конфета» (первые буквы в названии символов на рисунке) они вспоминают безошибочно ряд фигур (это простой пример мнемотехнического метода - одного из самых распространенных способов тренировки памяти). С помощью доминирующих типов памяти можно развивать остальные: текстовые, символические, образные. Способности к творческому мышлению предполагают высокий уровень развития оперативной памяти. Ниже приводятся упражнения по развитию оперативной памяти.
4. Запоминание информации с помощью «привязок».
Представьте, что вам необходимо запомнить ряд каких-либо предметов, соблюдая последовательность. Например: коврик, велосипед, трактор, сигнал, вечер, заря, лекарство, кот, диктор, мяч.
Мысленно представьте расположение предметов, когда вы входите в свой дом, квартиру, комнату, и свяжите предметы, которые надо запомнить, с предметами из вашей квартиры в рассказ.
|
|
На коврике стоит велосипед, а рядом с трюмо валяется игрушка-трактор. На столе лежит газета «Сигнал», а на стене у зеркала висят картины с пейзажами «Вечер» и «Заря». На подоконнике в коробке лежит лекарство, а на диване - кот. По телевизору диктор передает новости, а под столом лежит мяч. Вспоминая знакомые вам предметы, вы вспомните и «привязки» к ним. Такой способ позволяет легче запомнить нужную информацию.
5. Развитие оперативной памяти.
Человек, у которого хорошо развита оперативная память, способен не только запоминать, но и легко оперировать большими потоками информации при решении проблем. Единицами информации могут быть слова, образы, символы (формулы, понятия, обозначенные определенными знаками).
Обычно человек легко оперирует 4-7 единицами информации. Большими объемами способны оперировать талантливые люди, профессиональная деятельность которых постоянно связана с умственной работой, с потребностью запоминания больших объемов текста, формул, пространственно-образных структур.
Здесь предлагается простой, доступный и эффективный способ совершенствования оперативной памяти. Постарайтесь умножить в уме (не прибегая к письменному подсчету) 397 на 269. Скорее всего, у вас это не получится, и не потому, что вы забыли таблицу умножения. Просто оперативная память не способна одновременно работать с 12 информационными единицами. Нет никакой необходимости умножать в уме трехзначные числа. На то есть калькуляторы или каран
даш с бумагой. Но в профессиональной деятельности способность удерживать вниманием большое количество информации, проводить различные операции (сравнение, анализ, обобщение и др.) необходима для принятия оптимальных управленческих решений. Практика показывает, что каждый человек может значительно улучшить свою оперативную память путем тренировки.
Тренировки заключается в том, чтобы ежедневно по пять-десять минут умножать в уме различные числа. Начинать следует с операций, которые вы можете производить в уме. Например: 12 х 4, 37 х 3, 79 х 9.
Результат проверяйте письменно. Если для вас эти упражнения легкие, перейдите к более сложным. Например: 12 х 24, 38 х 14, 67 х 93 и т. д.
Если это окажется трудным - выполняйте облегченные варианты. Умение в уме умножать двухзначные или трехзначные числа на двухзначные говорит о высоком уровне развития вашей оперативной памяти. Следует обратить внимание, что в этом упражнении цифры - всего лишь инструмент в тренировках. Цифры - это наиболее удобная форма развития оперативной памяти, которая влияет на гибкость ума и другие формы обработки информационного материала.