Тема 11. Научное познание как проявление интеллектуальной деятельности

К научно-исследовательской деятельности студента вполне могут быть отнесены такие виды работ, как написание рефератов, курсовых и дипломных проектов с определенной морфологией (по [15], [21], [23]).

Структура реферата, курсовой работы, дипломного проекта включает в себя следующие компоненты.

1. Титульный лист.

2. Оглавление, в котором последовательно излагаются названия пунктов с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

3. Введение, в котором формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, ука­зываются цель, задачи, а в курсовых и дипломах фиксируются гипотеза, объект и предмет исследования, дается характеристика используемой литературы.

4. Основная часть, а именно, каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжени­ем предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы (а иногда их выносят в приложение).

5. Заключение, в котором подводятся итоги или дается обобщенный вы­вод по теме реферата, делаются выводы в отношении поставленных в начале курсовой/ дипломной работы задач и гипотезы, предлагаются рекомендации.

Что касается характеристики этапов работы над рефератом, курсовой и дипломной, то необходимо отметить, что она, безусловно, присутствует, тем не менее, осуществляется в несколько этапов.

1. Выбор темы. Тема должна быть не только актуальной, но и оригиналь­ной, интересной по содержанию. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но прежде чем сделать выбор, необходимо определить, над ка­кой проблемой хотелось бы работать и более глубоко ее изучить. Вместе с тем, тему курсовой работы и дипломного проекта может выбрать сам студент, при этом выбор определяется наличием проблемы, которую можно эмпирически исследовать.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников, а при работе над курсовыми и дипломами - 25-30 источников).

3. Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных кар­точках. На основе карточек составляется библиография.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата, курсовой работы, диплома.

6. Написание реферата, теоретической части в курсовой и дипломной работах, проведение эмпирического исследования.

Важным этапом работы над научным текстом является написание обзорного реферата. Он строится по следующему плану. Схема-модель обзорного реферата. I. Работа с текстовым материалом.

1. Чтение статей.

2. Анализ содержательной стороны статей с одновременным составле­нием сравнительно-сопоставительной таблицы, выявляющей общее и различ­ное в исходной позиции авторов, в понимании ими трактовки проблемы, в ис­пользуемых методах и способах аргументации, в полученных результатах и выводах.

II. Написание обзорного реферата.

1. Составление библиографического описания каждой статьи.

2. Написание вступления с указанием общей темы, затронутых проблем, сходства и различия исходных позиций и видения темы разными авторами.

3. Изложение основных положений темы в соответствии с отражением ее в каждой статье (или выделение одной, ведущей или интересной для студен­та проблемы с различными ее трактовками).

4. Формулирование вывода и собственной оценки.

5. Редактирование полученного текста обзорного реферата.

6. Оформление окончательного варианта текста реферата.

Схема-модель учебного реферата [9] статьи

I. Вступление.

- Название статьи, где и когда напечатана.

- Сведения об авторе.

- Чему посвящена статья, в связи с чем написана.

- Метод исследования, используемый автором, и способ аргументации (цифро­вые данные, ссылки на источники, схемы, экспериментальные данные и т.п.).

П. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из пе­речисленных выше.

Задачи типового анализа:

1) почему эти вопросы представляются наиболее интересными;

2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, приме­ров, цифр, сказать об их наличии);

3) что вы думаете по поводу суждений автора?

IV. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

Схема-модель исследования в рамках курсовой работы и дипломного проекта [15].

I. Этап усмотрения проблемы. Любое исследование начинается с ус­мотрения проблемы, т.е. некоторого противоречия между тем, что хотелось бы иметь или даже ожидать в тех условиях, которые имеют место, и тем, что есть в действительности. Усмотрение проблемы может иметь, по крайней мере, два источника:

- литература по проблеме. Использование этого источника более харак­терно для людей, работающих в науке;

- реальная практика управления, что более свойственно практиче­ским менеджерам или людям, выполняющим аналогичные функции, например, отцу семейства. Определив проблему, уже можно обратиться к специали­стам: отец семейства за советом, а менеджер может выступить заказчиком сис­темного или локального исследования.

II. Этап выдвижения гипотез. Второй этап начинается обычно с изуче­ния литературы по проблеме. Может быть, решение таких проблем есть, ме­неджеру о них неизвестно. Можно пойти по другому пути: пригласить консуль­танта, специализирующегося на решении аналогичных вопросов.

Завершается второй этап формулированием гипотезы (гипотез) о причи­нах изучаемого явления. Далее эти гипотезы должны быть проверены, а имен­но, подтверждены или опровергнуты.

III. Этап разработки процедуры исследования. На этом этапе должен быть определен ряд моментов.

1. Кто будет испытуемыми.

2. Какие методы и методики (конкретизация методов) будут исполь­зованы.

3. В каких условиях будет осуществляться сбор информации.

4. Какими методами будут обрабатываться собранные данные.

5. С помощью каких теорий будут интерпретироваться полученные результаты.

6. Как будут использоваться полученные результаты. Чем они бу­дут полезны заказчику или (и) самому исследователю.

К методам, которые традиционно используются при проведении исследо­ваний социально-гуманитарного типа (в психологии, социологии, педагогике, менеджменте, маркетинге и т.д.), в полной мере относятся методы наблюдения;

экспертной оценки; анализа продуктов деятельности, в том числе, документа­ции; беседы, анкетирования и интервьюирования; социометрии; фокус-групп; биографический метод; психодиагностический метод и пр.

Безусловно, не все методы используются в каждом конкретном следовании.

VI. Этап реализации процедуры. Условия применения методов могут быть лабораторными, моделирующими рабочие ситуации, или естественными. Выбор условий зависит от задач, стоящих перед исследователем, а также от его возможностей. Понятно, что не все виды профессиональной деятельности де­лают возможным проведение исследования в естественных условиях. Но также понятно и то, что наиболее полная информация будет получена именно в них.

Например, метод анкетирования и тестирование на предмет определения лидерства обнаружат демократический стиль управления. Но результаты вклю­ченного наблюдения, а также аудиозаписи совещаний свидетельствуют об ав­торитарном стиле, следовательно, совершенно ясно, что результаты, получен­ные в естественных условиях, точнее.

V. Этап первичного анализа и обработки данных. Цель первичного анализа - сориентироваться в данных, при необходимости уточнить процедуру их обработки.

VI. Этап анализа и интерпретации данных.

На этом этапе большое значение имеет то, насколько непротиворечивыми оказываются теории, которые ученый принимает в качестве методологических основ своего исследования.

VII. Выводы. Рекомендации по результатам исследования.

В выводах указывается на подтверждение или опровержение гипотезы, и обычно выводы соответствуют конкретным задачам проводимого исследования.

Кроме проведения исследования в рамках курсовой и дипломной работы, студенты могут получать задания подготовить рецензию на книгу, статью, чей- то доклад или даже курсовую/дипломную работу и пр.

Рецензия, как известно, является особым жанром письменной научной речи и представляет собой письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли); собст­венное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отноше­ния к постановке проблемы и т.п.; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы. Именно поэтому план или, другими словами, схема подготовки рецензии существенно отличатся от струк­туры курсового и дипломного проектов.

План написания рецензии.

Предмет анализа.

Актуальность темы.

Краткое содержание. Формулировка основного тезиса. Общая оценка. Недостатки, недочеты. Выводы.

Объектом оценки могут быть: - полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с точки зрения которой автор рассматривает проблемы;

- корректность аргументации и системы доказательств;

- характер и достоверность примеров, иллюстрированного материала;

- убедительность выводов.

Существуют общепринятые формулировки, которые используются при на­писании рецензий, поэтому ниже приведены примеры своеобразных устоявшихся выражений, так называемых «клише», по каждому пункту плана.

Предмет анализа. Рукопись книги, статья в журнале, диплом­ный проект... (работа автора, рецензируемая работа, предмет анализа...) Актуальность темы. Работа посвящена актуальной теме.... Автор посвятил свою работу.... Актуальность темы обусловлена...

Актуальность темы непосредственно следует из названия работы.... Краткое содержание.

Перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в библиографии, и т.д.

В начале работы (статьи, доклада, курсовой работы...) автор указывает, что...

- Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...

- показывает несостоятельность позиций своих оппонентов...

- рассматривает вопрос о...

- Автор доказывает, что...

- Автор утверждает, что...

- Автор приходит к выводу, что... Формулировка основного тезиса. Центральным вопросом работы является вопрос о... В статье на первый план выдвигается вопрос о....

Общая оценка. (Обычно пишется только положительная рецензия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: