Тема 8. Роль памяти в организации интеллектуальной деятельности

(по [4], [9], [13], [28], [34], [35] [36], [38], [43], [49])

На протяжении всей своей жизни человек усваивает огромное количество знаний, умений и навыков, составляющих жизненный опыт. При необходимо­сти они используются для решения соответствующих задач и выполнения раз­нообразных действий. Все это становится возможным благодаря психическому процессу, который называется памятью. Кроме этого память необходима также для психического развития и социального бытия человека как субъекта и как личности. Память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, а также в развитии и существо­вании его как субъекта и как личности.

Выполнение этих функций требует от человека особой психической ак­тивности, которая получила название мнемической деятельности. Она имеет определенные мотивы, цели и задачи и состоит из отдельных мнемических дей­ствий. Например, повторение, систематизация, сравнение, выделение смысло­вых частей и др. Поэтому память можно определить как систему активных мнемических действий, обеспечивающих усвоение, расширение и реализацию жизненного опыта человека.

Она актуализируется в ситуациях, требующих запечатления и использо­вания знаний, умений и навыков или освобождения от них, если они стали не­нужными. Например, для того чтобы сдать экзамен, студент должен запомнить и воспроизвести соответствующий учебный материал. Точно так же для выпол­нения любого практического действия необходимо воспроизвести из памяти определенную информацию. Подобные жизненные ситуации являются крити­ческими для актуализации процессов памяти.

В структуре памяти выделяют четыре относительно самостоятельных процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроиз­ведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления (фиксирования) информации, представленный в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоцио­нальных переживаний, движений, практических действий и актов общения (со­действий). На его основе происходит накопление и расширение жизненного опыта и психическое развитие человека. Без всякого преувеличения можно ска­зать, что любая потребность, познавательная функция, способность, черта ха­рактера, самосознание и личность в целом являются продуктом работы, в част­ности, процесса запоминания. Без него невозможно построение такой реально­сти как субъект и как личность.

В обыденной жизни запоминание осуществляется непреднамеренно. Оно как бы встроено в структуру практических действий и процессов общения. Именно таким образом мы усваиваем огромное количество всевозможной ин­формации и опыта. Однако в некоторых случаях субъект ставит перед собой специальную мнемическую цель что-либо запомнить (овладеть) и прилагает для ее реализации определенные усилия и приемы. Подобные ситуации наибо­лее характерны для учебной деятельности.

Запоминание - это не пассивный акт, а активный процесс, источником которого выступают потребности и мотивы. Он растянут в некотором проме­жутке времени (до нескольких дней и даже недель), на протяжении которого информация подвергается серьезным преобразованиям: систематизируется, предельно обобщается, соотносится с личностными потребностями и приводит­ся к виду, удобному для длительного хранения.

Ежедневно человек сталкивается с огромным потоком информации и об­ретает определенный опыт. Однако далеко не всегда все это попадает на долго­временное хранение. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется.

Сохранение - это процесс удержания полученного жизненного опыта, в том числе и личности, от распада. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Об этом свидетельству­ет сам факт существования личности почти в неизменном виде на протяжении большей части жизни. Сохранение логически вытекает из процесса запомина­ния и придает ему разумный смысл. Оно может быть кратковременным (опера­тивным) и долговременным (растянутым на всю жизнь, а возможно, и более). Долговременному хранению подлежит наиболее важный жизненный опыт.

Сохранение следует понимать не как пассивное существование (нахожде­ние) где-то некоторых субъективных образований, а как активный мнемический процесс, в ходе которого они подвергаются непрерывным преобразованиям по форме, структуре, доступности для воспроизведения и другим параметрам. На­пример, какая-то информация может временно теряться или, наоборот, неожи­данно для субъекта «всплывать». Известно, что в престарелом возрасте многие люди с удивлением для себя начинают очень отчетливо вспоминать события далекого детства, которые ни разу не воспроизводились в памяти на протяже­нии всей жизни. Трансформация личного опыта осуществляется на неосозна­ваемом уровне и непроизвольно. Очень важную роль здесь играют смысловая структура личности (ведущие потребности, мотивы, отношения, убеждения и т. п.) и задачи социального бытия.

Феномен сохранения довольно плохо изучен в психологии. Например, до сих пор неизвестны форма и место хранения субъективного материала. Некото­рые исследователи связывают все это с головным мозгом, клетки которого дей­ствительно обладают огромной информационной емкостью и изменяются по структуре и химическому составу под влиянием информации. Однако не уста­новлено, в каком качестве он выступает здесь: как хранилище опыта или как биологический посредник между неким внетелесным хранилищем и бытийны­ми актами: предметными действиями, содействиями и поступками.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведе­ния может иметь такие формы: узнавание, собственно воспроизведение и при­поминание.

Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях по­вторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него человек каждый раз воспринимал знакомые предметы как новые. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием тех или иных объектов и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительно­сти. В результате она предстает перед нами как знакомая и привычная. Столь же необходимо оно и для самоидентификации человека как индивида, как субъ­екта, как личности и как индивидуальности. При нарушении этого процесса мы бы не смогли узнавать самих себя и относились бы к себе как к другому незна­комому человеку. Поэтому узнавание является необходимым условием сущест­вования самосознания и личности в целом.

Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть непроизвольным и произволь­ным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без спе­циального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. В этом случае оно выполняет очень важную функцию информационного обеспечения предметной деятельности и общения. Например, для того чтобы написать слово, необходимо помнить каж­дую букву и порядок расположения. Без этой информации было бы невозможно выполнение даже такого привычного действия. Воспроизведение незримо при­сутствует в любом бытийном акте человека (в предметном действии или содей­ствии), где он воссоздает себя как субъект, как личность и как индивидуаль­ность. Личность - это не «вещь в себе», а функциональная реальность, которая благодаря воспроизведению являет себя другим. Произвольное воспроизведе­ние вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удается вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называ­ется припоминанием. Припоминание может быть очень сложным умственным действием, от него зависят эффективность и готовность использовать свои зна­ния. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осоз­нается содержание репродуктивной задачи, какие используются приемы при­поминания, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи. Вос­произведение выученного материала бывает лучше через 2-3 дня после заучи­вания. Такой эффект называется реминисценцией. Обычно это бывает при за­поминании большого по объему материала.

Забывание - это процесс освобождения человека от ненужного жизненно­го опыта. Причем, критерий для оценки его личностной значимости (полез­ность, бесполезность, вредность и т. д.) представляется не объективным, а ис­ключительно субъективным. Он находится в самой личности: в потребностях, в интересах, в отношениях, в личностных ценностях, в жизненных целях и зада­чах. Поэтому довольно часто бывает так, что человек забывает то, что объек­тивно значимо и необходимо ему. Для избежания подобных фактов важно глу­боко понимать значение и личностный смысл любого обретаемого опыта: зна­ний, умений или навыков.

Необходимость существования забывания объясняется следующими об­стоятельствами. Во-первых, хранение жизненного опыта требует достаточно больших внутренних усилий и энергетических затрат. Отсюда не имеет смысла оставлять в памяти ненужную информацию. Во-вторых, избыток бесполезной информации затрудняет доступ к необходимому опыту. В-третьих, в структуре любого опыта существуют множество травмирующих фактов, от которых по­лезно, а иногда даже крайне необходимо избавиться с помощью забвения. К ним относятся такие события, как измена близкого человека, унижение, ос­корбление, всевозможные неблаговидные поступки самого человека и т. д. По­стоянная фиксация на подобных фактах является причиной невротизации и да­же серьезных психических заболеваний. Поэтому забывание выполняет очень важную психотерапевтическую функцию.


В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосозна­ваемым процессом, оборотной стороной запоминания и сохранения (не запом­нил, значит, забыл). Однако в некоторых случаях человек старается преднаме­ренно избавиться от какой-то травмирующей его информации. Для этого он прилагает специальные волевые усилия и использует определенные приемы. Например, чтобы поскорее забыть ушедшего мужа, женщина может порвать все его фотографии, уничтожить оставленные им вещи, изменить обстановку в квартире, избавить себя от любых внешних напоминаний о нем, заняться ак­тивной деятельностью и т.п. Подобные действия и есть приемы забывания. За­бывание как один из процессов памяти может быть более или менее глубоким. Забывание тем сильнее, чем меньше материал включен в деятельность, чем ме­нее значим он для достижения актуальных целей. То, что используется челове­ком в деятельности, сохраняется в его памяти, а незначимый материал забыва­ется. Для сохранения в памяти необходимой информации рекомендуется ее систематическое повторение. Забывание носит избирательный характер. Мно­гое из того, что имеет для человека большое значение, совсем не забывается. Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Поэтому важно дози­ровать материал, который дают учащимся для запоминания.

Функции памяти

Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятив­ную. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памя­ти, человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек пре­вратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, дейст­вующие в данный момент.

С точки зрения рефлекторной теории И.П.Павлова, в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, по сходству, по контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образо­вания связей обуславливается характером подкрепления (П. К.Анохин). Совре­менная наука (в том числе генетика и молекулярная физиология) выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

1) механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нерв­ных клетках и другие модели;

2) механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следов па­мяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты- РНК), нахо­дящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при ко­дировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуются разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти подчер­кивается зависимость их от характера деятельности (П.П.Блонский).

Таблица 13.
Концепция памяти Основные положения концепции
В рамках ассоциативной теории (Г.Эббингауз и др.) Является исторически одной из первых. В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связи между отдельными психическими образованиями (по смежности, сходству, кон­трасту). Например, увидев птицу, можно вспомнить самолет, по лицу можно вспомнить всего человека и т.д. В рамках этой теории память понималась как единое целое образование, не­смотря на множественность ее видов, так как они отличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памя­ти носит название монистической
В рамках психологии соз­нания (У.Джеймс) Память здесь двойственная (первичная и вторичная). Первич­ная память состоит из впечатлений, непосредственно присут­ствующих в сознании, ее содержание быстро стирается (крат­ковременная). Содержание вторичной памяти - это наши по­стоянные знания (долговременная память). Эту трактовку на­зывают множественной
В рамках гештальтпсихо- логии предметом изучения памяти стала целостная организация предметов и явлений - гештальт, а процессы памяти опреде­ляются формированием этого гештальта. Особенно подчерки­вались значение структурирования материала, доведение его до целого, организации материала в систему при запомина­нии и воспроизведении
В рамках бихевиоризма взгляды на проблемы памяти отличались от ассоционизма лишь тем, что они подчеркивали значение подкрепления при запоминании материала
В рамках психоанализа вскрыл ряд законов, связанных с мотивацией и подсознатель­ными процессами памяти. Установлено, что легче воспроиз­водятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, а негативные события быстрее забываются
Смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.) возникла в начале XX в.- было доказано, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Поэтому человек легче запоминает смысл материала, чем дословное его содержание
В рамках информационно- кибернетической теории Развитие памяти связано с развитием кибернетики, вычисли­тельной техники и программирования. Эта теория позволяет моделировать на ЭВМ процессы памяти и более глубоко про­никать в тайны человеческой памяти

 

Теории памяти

Память - это очень сложная система психических процессов. Поэтому существует несколько оснований для классификации ее видов.


Таблица 14.


 

 


Классификации видов памяти


 

 


Основание
Виды

Определение вида мышления


 

 


По времени со­хранения мате­риала (следов)

Мгновенная, кратковре­менная, оперативная и долго вр ем ен ная

Информация из внешнего мира поступает в мгновенную (или иконическую) память. Длительность хранения в ней составляет от 0,1 до 0,5 с. Это минимальное по времени удержание информации органами чувств без ее переработки. Мгновенная память пред­ставляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственно­го восприятия стимулов. У детей мгновен­ная память более развита, чем у взрослых. Они могут удерживать информацию в памя­ти в течение нескольких минут. Такая па­мять называется эйдетической. У взрослых также иногда присутствует эта память (на­пример, у художников). Из мгновенной памяти информация перехо­дит в кратковременную, где длительность удержания составляет в среднем 20 секунд. Здесь сохраняются наиболее существенные элементы воспринятого, которые осознают­ся человеком, привлекают к себе повышен­ное внимание. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее сущест­венные элементы.

Из мгновенной памяти в нее попадает толь­ко та информация, которая сознается, соот­носится с актуальными интересами и по­требностями человека. Количество запоми­наемого материала ограничивается таким показателем, как объем, который составляет от 5 до 9 единиц информации. Объем крат­ковременной памяти может быть увеличен за счет укрупнения единиц информации, ес­ли найти смысловую связку между ними. Время хранения в кратковременной памяти можно удлинить за счет повторения инфор­мации.

Из кратковременной памяти информация поступает в оперативную память, рассчи­танную на ее сохранение в течение непро­должительного срока в зависимости от зада-


    чи. Время хранения в оперативной памяти составляет от нескольких секунд до не­скольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратко­временной и долговременной памятью. По­сле воспроизведения информации, попав­шей в оперативную память, она может за­бываться. Время хранения информации в долговре­менной памяти практически неограниченно, хотя ее не всегда можно воспроизвести. В процессе ее перехода в долговременную па­мять она перерабатывается, вербализуется и частично теряется. Большую роль в этом играет сон
В зависимости от формы запо­минаемой ин­формации Двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая Двигательная память - это запоминание, со­хранение и воспроизведение различных по сложности движений. Двигательная память лежит в основе усвоения и существования всевозможных двигательных навыков: про­фессиональных, бытовых и др. У некоторых людей этот вид памяти является ведущим всю жизнь. Эмоциональная память связана с запомина­нием переживаний. Она определяет воспро­изведение того или иного эмоционального состояния при повторном воздействии эле­ментов ситуации, в которой оно возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашен­ные впечатления человек хранит дольше всего. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побу­ждающие к действию, либо удерживающие от действий. Эта память может служить причиной эмоциогенных заболеваний. Она имеет большое значение в общении. Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъектив­ных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую осязатель­ную, обонятельную и вкусовую. Наиболее выражены у человека зрительная и слуховая память. Зрительная память связана с сохра­нением и воспроизведением зрительных об-

    разов. Она очень важна для всех людей, особенно тех, чья профессия связана с пре­образованием зрительных образов - худож­ников, конструкторов, инженеров. Осяза­тельная, обонятельная и вкусовая память играют большую роль в таких видах про­фессиональной деятельности, где требуется запоминание и воспроизведение соответст­вующих ощущений. Словесно-логическая (смысловая) память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и суще­ствует только у человека. Возникая на осно­ве других видов памяти, словесно- логическая память становится ведущей по отношению к ним. От ее развития зависит качество всех других видов памяти. Ей при­надлежит главная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. Она воз­никает у человека на протяжении младшего школьного возраста
В зависимости от происхожде­ния Натуральная (непосред­ственная) и культурная (социальная) или генети­ческая и приобретенная, если использовать тер­минологию М.В.Гамезо Натуральная память представляет собой врожденную способность человека к запо­минанию и сохранению жизненного опыта. Она может быть разной по своим возможно­стям. Известно, что ее объем составляет от пяти до девяти единиц информации. Нату­ральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти. Последняя представляет собой систему ус­военных субъектом мнемических действий, выступающих как инструменты или приемы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она возникает в процессе обучения и воспитания. По своим возможностям эта память в десятки тысяч раз превосходит натуральную и позволяет человеку усваивать огромное количество информации. Ее пределы не установлены. В отличие от натуральной памяти, она являет­ся опосредствованной, что выражается в ис­пользовании для запоминания или воспро­изведения особых стимулов-посредников:

 

    вещественных или символических. Напри­мер, для запоминания намерения - забрать из ремонта обувь, человек может положить в кошелек шнурки, которые будут напоми­нать ему об этом. Однако чаще всего ис­пользуются символические стимулы- посредники. Опосредствованная память тесно связана с вербальным мышлением, то есть она является словесно-логической
В зависимости от области об­служивания: (предметно- практической деятельности и общения) Предметная и психоло­гическая Предметная память направлена на субъек­тивное запечатление окружающего нас предметного мира. Она имеет большое зна­чение для работы предметного мышления и воображения и в усвоении соответствующих практических умений и навыков. Психоло­гическая память является инструментом за­поминания, сохранения и воспроизведения субъективной реальности, то есть людей как субъектов, как личностей и как индивиду­альностей. Она играет важную роль в обще­нии и межличностном понимании. Эта па­мять входит в структуру самосознания че­ловека, обеспечивая накопление информа­ции о самом себе и самоидентичность. Без нее человек не помнил бы самого себя. Она представляется профессионально значимой для специалистов сферы «человек-человек».

 

В заключение целесообразно подчеркнуть, что выделенные выше виды памяти не существуют отдельно друг от друга. Они представляют всего лишь разные стороны и измерения целостной психологической системы, которая обеспечивает накопление жизненного опыта человека, постоянное пользование им и, при необходимости, избавление от него.

Закономерности памяти Память - это сложнейший психологический инструмент (механизм) по­строения, организации и использования индивидуального жизненного опыта и важнейшая составляющая интеллекта. Исследователи показывают, что человек запоминает примерно 60% увиденного и лишь 20% услышанного.

Органы чувств индивида постоянно реагируют и направляют в мозг сиг­налы из окружающей среды, но мозг хранит не всю поступающую информа­цию. Ее работа подчинена определенным закономерностям, понимание кото­рых играет серьезную роль для развития и эффективного использования воз­можностей своей памяти. Однако в связи с низким уровнем культуры большин­ство людей реализуют потенциал собственной памяти не более чем на 15%.

В процессе развития мозг сохраняет все, что касается инстинктов, биоло­гических потребностей, связанных с выживанием, питанием, продолжением рода и т.д. Эта важная информация остается в памяти без всяких усилий со стороны человека, записывается как бы в «автоматическом режиме». Также легко запоминается информация менее важная, но вызывающая интерес, эмо­ционально окрашенные сведения.

Внутренним источником мнемической деятельности человека представ­ляются потребности и мотивы. Именно они определяют личностную значи­мость той или иной информации и, как следствие, избирательность и эффек­тивность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Закономерности таковы: чем сильнее мотивация, тем выше эффективность процессов памяти. Однако слишком высокая мотивация ухудшает ее работу. Например, на экзамене студенты могут временно забывать учебный материал. Из всех возможных мотивов наиболее эффективным является непосредствен­ный интерес к запоминаемому материалу. Это одна из причин того, что инте­ресные учебные предметы усваиваются школьниками или студентами значи­тельно легче, чем неинтересные.

Информация, имеющая для субъекта позитивный личностный смысл и окрашенная положительными эмоциями, запоминается лучше, чем информа­ция, имеющая негативный личностный смысл и окрашенная отрицательными эмоциями. Например, человек почти никогда не вспоминает порочащие или травмирующие его события, хотя соответствующая информация может доволь­но долго храниться на бессознательном уровне. Иногда она очень сильно изме­няется, реконструируется в пользу субъекта и в таком виде актуализируется в сознании. Нейтральная по личностному смыслу и эмоциональной окраске ин­формация запоминается и сохраняется значительно хуже, чем личностно зна­чимая и эмоционально окрашенная.

В реальной жизни память выступает как психологический инструмент реализации жизненных целей субъекта. Поэтому в первую очередь и наиболее эффективно запоминается (и воспроизводится) та информация, которая входит в содержание цели или имеет прямое отношение к ее достижению. В подобных случаях память функционирует в автоматическом режиме и не требует от чело­века специальных усилий запомнить или вспомнить что-либо. Однако в усло­виях учебной деятельности субъект вынужден ставить перед собой специаль­ные мнемические цели на запоминание или воспроизведение материала. В цели содержится результат ми проект предстоящих миемических действий: содер­жание, временные параметры, уровень точности и полноты запоминаемой или воспроизводимой информации. Поэтому результаты работы памяти напрямую зависят от содержания и характера мнемических целей. Например, широко рас­пространенное явление быстрого забывания студентом недавно сданного учеб­ного материала объясняется неправильным формулированием им мнемических целей: запомнить, чтобы сдать и получить нужную отметку. После реализации подобной цели информация становится ненужной и быстро теряется.

Эффективность работы памяти зависит от того, в какой мере субъект вла­деет специальными мнемическими действиями или приемами запоминания, воспроизведения (а в некоторых случаях забывания) и умеет соотносить их с особенностями материала.

Наиболее изученными в педагогической психологии являются следую­щие приемы запоминания:

1) группировка,

2) выделение опорных пунктов,

3) составление плана, классификация,

4) структурирование,

5) схематизация,

6) установление аналогий (сравнение),

7) использование мнемотехнических приемов, перекодирование,

достраивание (дополнение),

8) серийная организация материала,

9) установление ассоциаций,

10) применение материала,

11) повторение с последующим воспроизведением (мысленным,

письменным или устным),

12) установление причинно-следственных отношений, постановка

вопросов, антиципация,

13) реципация (мысленное возвращение к прочитанному) и др.

Мнемические действия в большинстве случаев не отличаются от умст­венных, поэтому для того чтобы хорошо запомнить материал, необходимо его понять. Вместе с тем, большинство людей владеют весьма ограниченным ре­пертуаром мнемических действий, что служит одной из основных причин низ­кой эффективности их памяти т.д.

Продуктивность приемов запоминания тесно связана с особенностями учебного материала (разными по объему и сложности научными и художест­венными текстами, стихами, иностранными словами, бессмысленными симво-


лами, образным материалом (картины, карты, предметы лица, пейзажи, ситуа­ции), музыкальными произведениями и др.).

Большинство приемов запоминания представляются достаточно избира­тельными, то есть предназначенными для работы с определенным учебными материалом. Для развития памяти и повышения ее эффективности необходимо вооружить человека максимально широким репертуаром мнемических дейст­вий и сформировать умение соотносить их с особенностями запоминаемого ма­териала. Современная система обучения обладает очень ограниченными воз­можностями развития памяти.

Процесс запоминания находится в прямой зависимости от числа повторе­ний. Увеличение числа повторений «приводит к возрастанию прочности запоми­нания и объема запоминаемого материала. Чем больше объем информации, под­лежащей запоминанию, тем большего количества повторений потребуется для ее полного заучивания. Однако связь между данными величинами не прямо пропор­циональная, а логарифмическая. Поэтому большую по объему информацию целе­сообразнее заучивать по частям. Отсюда, например, к экзамену лучше всего гото­виться не в последние несколько дней, а на протяжении всего семестра.

Следующая закономерность работы памяти заключается в том, что в пор­ции информации лучше и быстрее запоминается ее начало и конец. Это называ­ется эффектом края. Особенно он хорошо выражен при заучивании не связан­ного по смыслу материала: слов, слогов, чисел.

Память человека имеет определенную пропускную способность, то есть темпы запоминания информации всегда ограничены. Превышение скоростного режима предъявления информации приводит к снижению эффективности рабо­ты памяти. Поэтому информация, подлежащая запоминанию, должна дозиро­ваться не только по объему, но и по времени.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для за­поминания, чем распределение таких повторений в течение определенного пе­риода времени - например, в течение нескольких часов или дней.

Если количество элементов превышает объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов после однократного предъяв­ления уменьшается по сравнению с числом элементов, равным объему кратко­временной памяти. Например, если человеку было предъявлено для запомина­ния 8 слов, то он запомнит после первого прочтения 7-8 слов, а в случае предъ­явления ему 12 слов число запоминаемых элементов уменьшается.

Процесс забывания также имеет свои закономерности. Он зависит от вре­мени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение пер­вого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней оста­ется менее 20%. Поэтому нельзя оценивать результаты заучивания материала сразу же после окончания учебной работы.

Эффективность работы памяти зависит также от психического состояния че­ловека, индивидуальных особенностей, времени суток и т. п. Неблагоприятное влияние на нее оказывают такие состояния, как переутомление, повышенная эмо­циональная напряженность, психическая заторможенность, эмоциональная подав­ленность. Среди индивидуальных психологических особенностей, от которых зави­сят функциональные возможности памяти, можно отметить мнемические способ­ности, уровень интеллекта, темперамент, некоторые черты характера и возраст. Продуктивность памяти изменяется на протяжении суток. У большинства людей наиболее высока она в интервале между 8 и 12 часами.

Человеческий мозг имеет еще одну особенность. Новая информация группируется с уже имеющимися структурами кодированной и освоенной ин­формации. На этой закономерности построено много способов запоминания, в частности, «метод Цицерона», метод логических связей, некоторые мненмотех- нические приемы.

К числу наиболее простых и в то же самое время очень эффективных приемов развития памяти специалисты относят следующие.

1. Способ визуализации информации.

Если необходимо запомнить ряд каких-то дат, цифр, не связанных между собой слов, то для облегчения задачи можно использовать прием визуализации. Если есть ряд слов-терминов, которые следует запомнить, необходимо составить вспомогательный ряд очень знакомых предметов (дома, комнаты, рабочего места и т. п.), связанный первым рядом.

Например, один любитель спортивных соревнований завел для себя карто­теку всех соревнований, которые проходили за последние пятьдесят лет. Когда у него спрашивали какие-то подробности, он мысленно перебирал свою картотеку и точно рассказывал, кто победил, когда это соревнование проходило, в каком горо­де. Картотека насчитывала несколько тысяч карточек.

2. Прием эффективного запоминания иностранных слов.

Данное задание поможет вам изучить иностранный язык.

1. Выпишите ряд иностранных слов и их транскрипцию.

2 Произнесите вслух слово согласно транскрипции.

3.Найдите его перевод.

4. Найдите русское слово, созвучное иностранному аналогу.

5. Пофантазируйте и составьте предложение, используя созвучное русское слово с переводом.

Несмотря на кажущуюся сложность, этот метод дает хорошие результаты в изу­чении иностранного языка. При систематических тренировках можно развить

эту привычку до автоматизма и легко запоминать до сотни слов за один час. Son - сын пошел в сауну. Small - [smal] - маленький. Созвучное слово - смола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: