(по [4], [9], [13], [28], [34], [35] [36], [38], [43], [49])
На протяжении всей своей жизни человек усваивает огромное количество знаний, умений и навыков, составляющих жизненный опыт. При необходимости они используются для решения соответствующих задач и выполнения разнообразных действий. Все это становится возможным благодаря психическому процессу, который называется памятью. Кроме этого память необходима также для психического развития и социального бытия человека как субъекта и как личности. Память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, а также в развитии и существовании его как субъекта и как личности.
Выполнение этих функций требует от человека особой психической активности, которая получила название мнемической деятельности. Она имеет определенные мотивы, цели и задачи и состоит из отдельных мнемических действий. Например, повторение, систематизация, сравнение, выделение смысловых частей и др. Поэтому память можно определить как систему активных мнемических действий, обеспечивающих усвоение, расширение и реализацию жизненного опыта человека.
|
|
Она актуализируется в ситуациях, требующих запечатления и использования знаний, умений и навыков или освобождения от них, если они стали ненужными. Например, для того чтобы сдать экзамен, студент должен запомнить и воспроизвести соответствующий учебный материал. Точно так же для выполнения любого практического действия необходимо воспроизвести из памяти определенную информацию. Подобные жизненные ситуации являются критическими для актуализации процессов памяти.
В структуре памяти выделяют четыре относительно самостоятельных процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - это процесс запечатления (фиксирования) информации, представленный в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения (содействий). На его основе происходит накопление и расширение жизненного опыта и психическое развитие человека. Без всякого преувеличения можно сказать, что любая потребность, познавательная функция, способность, черта характера, самосознание и личность в целом являются продуктом работы, в частности, процесса запоминания. Без него невозможно построение такой реальности как субъект и как личность.
В обыденной жизни запоминание осуществляется непреднамеренно. Оно как бы встроено в структуру практических действий и процессов общения. Именно таким образом мы усваиваем огромное количество всевозможной информации и опыта. Однако в некоторых случаях субъект ставит перед собой специальную мнемическую цель что-либо запомнить (овладеть) и прилагает для ее реализации определенные усилия и приемы. Подобные ситуации наиболее характерны для учебной деятельности.
|
|
Запоминание - это не пассивный акт, а активный процесс, источником которого выступают потребности и мотивы. Он растянут в некотором промежутке времени (до нескольких дней и даже недель), на протяжении которого информация подвергается серьезным преобразованиям: систематизируется, предельно обобщается, соотносится с личностными потребностями и приводится к виду, удобному для длительного хранения.
Ежедневно человек сталкивается с огромным потоком информации и обретает определенный опыт. Однако далеко не всегда все это попадает на долговременное хранение. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется.
Сохранение - это процесс удержания полученного жизненного опыта, в том числе и личности, от распада. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Об этом свидетельствует сам факт существования личности почти в неизменном виде на протяжении большей части жизни. Сохранение логически вытекает из процесса запоминания и придает ему разумный смысл. Оно может быть кратковременным (оперативным) и долговременным (растянутым на всю жизнь, а возможно, и более). Долговременному хранению подлежит наиболее важный жизненный опыт.
Сохранение следует понимать не как пассивное существование (нахождение) где-то некоторых субъективных образований, а как активный мнемический процесс, в ходе которого они подвергаются непрерывным преобразованиям по форме, структуре, доступности для воспроизведения и другим параметрам. Например, какая-то информация может временно теряться или, наоборот, неожиданно для субъекта «всплывать». Известно, что в престарелом возрасте многие люди с удивлением для себя начинают очень отчетливо вспоминать события далекого детства, которые ни разу не воспроизводились в памяти на протяжении всей жизни. Трансформация личного опыта осуществляется на неосознаваемом уровне и непроизвольно. Очень важную роль здесь играют смысловая структура личности (ведущие потребности, мотивы, отношения, убеждения и т. п.) и задачи социального бытия.
Феномен сохранения довольно плохо изучен в психологии. Например, до сих пор неизвестны форма и место хранения субъективного материала. Некоторые исследователи связывают все это с головным мозгом, клетки которого действительно обладают огромной информационной емкостью и изменяются по структуре и химическому составу под влиянием информации. Однако не установлено, в каком качестве он выступает здесь: как хранилище опыта или как биологический посредник между неким внетелесным хранилищем и бытийными актами: предметными действиями, содействиями и поступками.
Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь такие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него человек каждый раз воспринимал знакомые предметы как новые. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием тех или иных объектов и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. В результате она предстает перед нами как знакомая и привычная. Столь же необходимо оно и для самоидентификации человека как индивида, как субъекта, как личности и как индивидуальности. При нарушении этого процесса мы бы не смогли узнавать самих себя и относились бы к себе как к другому незнакомому человеку. Поэтому узнавание является необходимым условием существования самосознания и личности в целом.
|
|
Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. В этом случае оно выполняет очень важную функцию информационного обеспечения предметной деятельности и общения. Например, для того чтобы написать слово, необходимо помнить каждую букву и порядок расположения. Без этой информации было бы невозможно выполнение даже такого привычного действия. Воспроизведение незримо присутствует в любом бытийном акте человека (в предметном действии или содействии), где он воссоздает себя как субъект, как личность и как индивидуальность. Личность - это не «вещь в себе», а функциональная реальность, которая благодаря воспроизведению являет себя другим. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удается вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием. Припоминание может быть очень сложным умственным действием, от него зависят эффективность и готовность использовать свои знания. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, какие используются приемы припоминания, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи. Воспроизведение выученного материала бывает лучше через 2-3 дня после заучивания. Такой эффект называется реминисценцией. Обычно это бывает при запоминании большого по объему материала.
|
|
Забывание - это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Причем, критерий для оценки его личностной значимости (полезность, бесполезность, вредность и т. д.) представляется не объективным, а исключительно субъективным. Он находится в самой личности: в потребностях, в интересах, в отношениях, в личностных ценностях, в жизненных целях и задачах. Поэтому довольно часто бывает так, что человек забывает то, что объективно значимо и необходимо ему. Для избежания подобных фактов важно глубоко понимать значение и личностный смысл любого обретаемого опыта: знаний, умений или навыков.
Необходимость существования забывания объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, хранение жизненного опыта требует достаточно больших внутренних усилий и энергетических затрат. Отсюда не имеет смысла оставлять в памяти ненужную информацию. Во-вторых, избыток бесполезной информации затрудняет доступ к необходимому опыту. В-третьих, в структуре любого опыта существуют множество травмирующих фактов, от которых полезно, а иногда даже крайне необходимо избавиться с помощью забвения. К ним относятся такие события, как измена близкого человека, унижение, оскорбление, всевозможные неблаговидные поступки самого человека и т. д. Постоянная фиксация на подобных фактах является причиной невротизации и даже серьезных психических заболеваний. Поэтому забывание выполняет очень важную психотерапевтическую функцию.
В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом, оборотной стороной запоминания и сохранения (не запомнил, значит, забыл). Однако в некоторых случаях человек старается преднамеренно избавиться от какой-то травмирующей его информации. Для этого он прилагает специальные волевые усилия и использует определенные приемы. Например, чтобы поскорее забыть ушедшего мужа, женщина может порвать все его фотографии, уничтожить оставленные им вещи, изменить обстановку в квартире, избавить себя от любых внешних напоминаний о нем, заняться активной деятельностью и т.п. Подобные действия и есть приемы забывания. Забывание как один из процессов памяти может быть более или менее глубоким. Забывание тем сильнее, чем меньше материал включен в деятельность, чем менее значим он для достижения актуальных целей. То, что используется человеком в деятельности, сохраняется в его памяти, а незначимый материал забывается. Для сохранения в памяти необходимой информации рекомендуется ее систематическое повторение. Забывание носит избирательный характер. Многое из того, что имеет для человека большое значение, совсем не забывается. Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Поэтому важно дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.
Функции памяти
Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.
Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти, человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.
С точки зрения рефлекторной теории И.П.Павлова, в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, по сходству, по контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П. К.Анохин). Современная наука (в том числе генетика и молекулярная физиология) выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:
1) механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
2) механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты- РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуются разными мозговыми структурами.
В отечественной психологии при изучении механизмов памяти подчеркивается зависимость их от характера деятельности (П.П.Блонский).
Таблица 13.
|
Теории памяти |
Память - это очень сложная система психических процессов. Поэтому существует несколько оснований для классификации ее видов.
Таблица 14.
Классификации видов памяти
Основание |
Виды |
Определение вида мышления
По времени сохранения материала (следов)
Мгновенная, кратковременная, оперативная и долго вр ем ен ная
Информация из внешнего мира поступает в мгновенную (или иконическую) память. Длительность хранения в ней составляет от 0,1 до 0,5 с. Это минимальное по времени удержание информации органами чувств без ее переработки. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. У детей мгновенная память более развита, чем у взрослых. Они могут удерживать информацию в памяти в течение нескольких минут. Такая память называется эйдетической. У взрослых также иногда присутствует эта память (например, у художников). Из мгновенной памяти информация переходит в кратковременную, где длительность удержания составляет в среднем 20 секунд. Здесь сохраняются наиболее существенные элементы воспринятого, которые осознаются человеком, привлекают к себе повышенное внимание. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.
Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. Количество запоминаемого материала ограничивается таким показателем, как объем, который составляет от 5 до 9 единиц информации. Объем кратковременной памяти может быть увеличен за счет укрупнения единиц информации, если найти смысловую связку между ними. Время хранения в кратковременной памяти можно удлинить за счет повторения информации.
Из кратковременной памяти информация поступает в оперативную память, рассчитанную на ее сохранение в течение непродолжительного срока в зависимости от зада-
чи. Время хранения в оперативной памяти составляет от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. После воспроизведения информации, попавшей в оперативную память, она может забываться. Время хранения информации в долговременной памяти практически неограниченно, хотя ее не всегда можно воспроизвести. В процессе ее перехода в долговременную память она перерабатывается, вербализуется и частично теряется. Большую роль в этом играет сон | ||
В зависимости от формы запоминаемой информации | Двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая | Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений. Двигательная память лежит в основе усвоения и существования всевозможных двигательных навыков: профессиональных, бытовых и др. У некоторых людей этот вид памяти является ведущим всю жизнь. Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Она определяет воспроизведение того или иного эмоционального состояния при повторном воздействии элементов ситуации, в которой оно возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий. Эта память может служить причиной эмоциогенных заболеваний. Она имеет большое значение в общении. Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую осязательную, обонятельную и вкусовую. Наиболее выражены у человека зрительная и слуховая память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных об- |
разов. Она очень важна для всех людей, особенно тех, чья профессия связана с преобразованием зрительных образов - художников, конструкторов, инженеров. Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют большую роль в таких видах профессиональной деятельности, где требуется запоминание и воспроизведение соответствующих ощущений. Словесно-логическая (смысловая) память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека. Возникая на основе других видов памяти, словесно- логическая память становится ведущей по отношению к ним. От ее развития зависит качество всех других видов памяти. Ей принадлежит главная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. Она возникает у человека на протяжении младшего школьного возраста | ||
В зависимости от происхождения | Натуральная (непосредственная) и культурная (социальная) или генетическая и приобретенная, если использовать терминологию М.В.Гамезо | Натуральная память представляет собой врожденную способность человека к запоминанию и сохранению жизненного опыта. Она может быть разной по своим возможностям. Известно, что ее объем составляет от пяти до девяти единиц информации. Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти. Последняя представляет собой систему усвоенных субъектом мнемических действий, выступающих как инструменты или приемы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она возникает в процессе обучения и воспитания. По своим возможностям эта память в десятки тысяч раз превосходит натуральную и позволяет человеку усваивать огромное количество информации. Ее пределы не установлены. В отличие от натуральной памяти, она является опосредствованной, что выражается в использовании для запоминания или воспроизведения особых стимулов-посредников: |
вещественных или символических. Например, для запоминания намерения - забрать из ремонта обувь, человек может положить в кошелек шнурки, которые будут напоминать ему об этом. Однако чаще всего используются символические стимулы- посредники. Опосредствованная память тесно связана с вербальным мышлением, то есть она является словесно-логической | ||
В зависимости от области обслуживания: (предметно- практической деятельности и общения) | Предметная и психологическая | Предметная память направлена на субъективное запечатление окружающего нас предметного мира. Она имеет большое значение для работы предметного мышления и воображения и в усвоении соответствующих практических умений и навыков. Психологическая память является инструментом запоминания, сохранения и воспроизведения субъективной реальности, то есть людей как субъектов, как личностей и как индивидуальностей. Она играет важную роль в общении и межличностном понимании. Эта память входит в структуру самосознания человека, обеспечивая накопление информации о самом себе и самоидентичность. Без нее человек не помнил бы самого себя. Она представляется профессионально значимой для специалистов сферы «человек-человек». |
В заключение целесообразно подчеркнуть, что выделенные выше виды памяти не существуют отдельно друг от друга. Они представляют всего лишь разные стороны и измерения целостной психологической системы, которая обеспечивает накопление жизненного опыта человека, постоянное пользование им и, при необходимости, избавление от него.
Закономерности памяти Память - это сложнейший психологический инструмент (механизм) построения, организации и использования индивидуального жизненного опыта и важнейшая составляющая интеллекта. Исследователи показывают, что человек запоминает примерно 60% увиденного и лишь 20% услышанного.
Органы чувств индивида постоянно реагируют и направляют в мозг сигналы из окружающей среды, но мозг хранит не всю поступающую информацию. Ее работа подчинена определенным закономерностям, понимание которых играет серьезную роль для развития и эффективного использования возможностей своей памяти. Однако в связи с низким уровнем культуры большинство людей реализуют потенциал собственной памяти не более чем на 15%.
В процессе развития мозг сохраняет все, что касается инстинктов, биологических потребностей, связанных с выживанием, питанием, продолжением рода и т.д. Эта важная информация остается в памяти без всяких усилий со стороны человека, записывается как бы в «автоматическом режиме». Также легко запоминается информация менее важная, но вызывающая интерес, эмоционально окрашенные сведения.
Внутренним источником мнемической деятельности человека представляются потребности и мотивы. Именно они определяют личностную значимость той или иной информации и, как следствие, избирательность и эффективность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Закономерности таковы: чем сильнее мотивация, тем выше эффективность процессов памяти. Однако слишком высокая мотивация ухудшает ее работу. Например, на экзамене студенты могут временно забывать учебный материал. Из всех возможных мотивов наиболее эффективным является непосредственный интерес к запоминаемому материалу. Это одна из причин того, что интересные учебные предметы усваиваются школьниками или студентами значительно легче, чем неинтересные.
Информация, имеющая для субъекта позитивный личностный смысл и окрашенная положительными эмоциями, запоминается лучше, чем информация, имеющая негативный личностный смысл и окрашенная отрицательными эмоциями. Например, человек почти никогда не вспоминает порочащие или травмирующие его события, хотя соответствующая информация может довольно долго храниться на бессознательном уровне. Иногда она очень сильно изменяется, реконструируется в пользу субъекта и в таком виде актуализируется в сознании. Нейтральная по личностному смыслу и эмоциональной окраске информация запоминается и сохраняется значительно хуже, чем личностно значимая и эмоционально окрашенная.
В реальной жизни память выступает как психологический инструмент реализации жизненных целей субъекта. Поэтому в первую очередь и наиболее эффективно запоминается (и воспроизводится) та информация, которая входит в содержание цели или имеет прямое отношение к ее достижению. В подобных случаях память функционирует в автоматическом режиме и не требует от человека специальных усилий запомнить или вспомнить что-либо. Однако в условиях учебной деятельности субъект вынужден ставить перед собой специальные мнемические цели на запоминание или воспроизведение материала. В цели содержится результат ми проект предстоящих миемических действий: содержание, временные параметры, уровень точности и полноты запоминаемой или воспроизводимой информации. Поэтому результаты работы памяти напрямую зависят от содержания и характера мнемических целей. Например, широко распространенное явление быстрого забывания студентом недавно сданного учебного материала объясняется неправильным формулированием им мнемических целей: запомнить, чтобы сдать и получить нужную отметку. После реализации подобной цели информация становится ненужной и быстро теряется.
Эффективность работы памяти зависит от того, в какой мере субъект владеет специальными мнемическими действиями или приемами запоминания, воспроизведения (а в некоторых случаях забывания) и умеет соотносить их с особенностями материала.
Наиболее изученными в педагогической психологии являются следующие приемы запоминания:
1) группировка,
2) выделение опорных пунктов,
3) составление плана, классификация,
4) структурирование,
5) схематизация,
6) установление аналогий (сравнение),
7) использование мнемотехнических приемов, перекодирование,
достраивание (дополнение),
8) серийная организация материала,
9) установление ассоциаций,
10) применение материала,
11) повторение с последующим воспроизведением (мысленным,
письменным или устным),
12) установление причинно-следственных отношений, постановка
вопросов, антиципация,
13) реципация (мысленное возвращение к прочитанному) и др.
Мнемические действия в большинстве случаев не отличаются от умственных, поэтому для того чтобы хорошо запомнить материал, необходимо его понять. Вместе с тем, большинство людей владеют весьма ограниченным репертуаром мнемических действий, что служит одной из основных причин низкой эффективности их памяти т.д.
Продуктивность приемов запоминания тесно связана с особенностями учебного материала (разными по объему и сложности научными и художественными текстами, стихами, иностранными словами, бессмысленными симво-
лами, образным материалом (картины, карты, предметы лица, пейзажи, ситуации), музыкальными произведениями и др.).
Большинство приемов запоминания представляются достаточно избирательными, то есть предназначенными для работы с определенным учебными материалом. Для развития памяти и повышения ее эффективности необходимо вооружить человека максимально широким репертуаром мнемических действий и сформировать умение соотносить их с особенностями запоминаемого материала. Современная система обучения обладает очень ограниченными возможностями развития памяти.
Процесс запоминания находится в прямой зависимости от числа повторений. Увеличение числа повторений «приводит к возрастанию прочности запоминания и объема запоминаемого материала. Чем больше объем информации, подлежащей запоминанию, тем большего количества повторений потребуется для ее полного заучивания. Однако связь между данными величинами не прямо пропорциональная, а логарифмическая. Поэтому большую по объему информацию целесообразнее заучивать по частям. Отсюда, например, к экзамену лучше всего готовиться не в последние несколько дней, а на протяжении всего семестра.
Следующая закономерность работы памяти заключается в том, что в порции информации лучше и быстрее запоминается ее начало и конец. Это называется эффектом края. Особенно он хорошо выражен при заучивании не связанного по смыслу материала: слов, слогов, чисел.
Память человека имеет определенную пропускную способность, то есть темпы запоминания информации всегда ограничены. Превышение скоростного режима предъявления информации приводит к снижению эффективности работы памяти. Поэтому информация, подлежащая запоминанию, должна дозироваться не только по объему, но и по времени.
Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени - например, в течение нескольких часов или дней.
Если количество элементов превышает объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов после однократного предъявления уменьшается по сравнению с числом элементов, равным объему кратковременной памяти. Например, если человеку было предъявлено для запоминания 8 слов, то он запомнит после первого прочтения 7-8 слов, а в случае предъявления ему 12 слов число запоминаемых элементов уменьшается.
Процесс забывания также имеет свои закономерности. Он зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20%. Поэтому нельзя оценивать результаты заучивания материала сразу же после окончания учебной работы.
Эффективность работы памяти зависит также от психического состояния человека, индивидуальных особенностей, времени суток и т. п. Неблагоприятное влияние на нее оказывают такие состояния, как переутомление, повышенная эмоциональная напряженность, психическая заторможенность, эмоциональная подавленность. Среди индивидуальных психологических особенностей, от которых зависят функциональные возможности памяти, можно отметить мнемические способности, уровень интеллекта, темперамент, некоторые черты характера и возраст. Продуктивность памяти изменяется на протяжении суток. У большинства людей наиболее высока она в интервале между 8 и 12 часами.
Человеческий мозг имеет еще одну особенность. Новая информация группируется с уже имеющимися структурами кодированной и освоенной информации. На этой закономерности построено много способов запоминания, в частности, «метод Цицерона», метод логических связей, некоторые мненмотех- нические приемы.
К числу наиболее простых и в то же самое время очень эффективных приемов развития памяти специалисты относят следующие.
1. Способ визуализации информации.
Если необходимо запомнить ряд каких-то дат, цифр, не связанных между собой слов, то для облегчения задачи можно использовать прием визуализации. Если есть ряд слов-терминов, которые следует запомнить, необходимо составить вспомогательный ряд очень знакомых предметов (дома, комнаты, рабочего места и т. п.), связанный первым рядом.
Например, один любитель спортивных соревнований завел для себя картотеку всех соревнований, которые проходили за последние пятьдесят лет. Когда у него спрашивали какие-то подробности, он мысленно перебирал свою картотеку и точно рассказывал, кто победил, когда это соревнование проходило, в каком городе. Картотека насчитывала несколько тысяч карточек.
2. Прием эффективного запоминания иностранных слов.
Данное задание поможет вам изучить иностранный язык.
1. Выпишите ряд иностранных слов и их транскрипцию.
2 Произнесите вслух слово согласно транскрипции.
3.Найдите его перевод.
4. Найдите русское слово, созвучное иностранному аналогу.
5. Пофантазируйте и составьте предложение, используя созвучное русское слово с переводом.
Несмотря на кажущуюся сложность, этот метод дает хорошие результаты в изучении иностранного языка. При систематических тренировках можно развить
эту привычку до автоматизма и легко запоминать до сотни слов за один час. Son - сын пошел в сауну. Small - [smal] - маленький. Созвучное слово - смола.